Классный час в 5 классе «Добро и доброта»
Классный час, 5 кл.
Тема «Добро и доброта»
Цели:
- нравственное воспитание учащихся;
- вовлечь учащихся в осмысление данного понятия, в осознание его действенности и необходимости;
- помочь понять в важность перенесения добра в жизнь.
Прослушивание песни «Твори добро»
Осмысление содержания текста музыкального произведения.
Слово учителя:
Нелегко учиться добру, особенно в наше время.
Кроме того, большей частью в общении людей срабатывает шаблон: «по одёжке встречают…», то есть оценивают человека даже не первому впечатлению, а просто по внешнему виду, не видя глаз, не чувствуя сердца, не проявляя наблюдательности и сердечности при восприятии человека.
Грустно это…
Ибо так можно не заметить доброту хорошего человека, возможность обретения друга.
Давайте сегодня подумаем о добре, о вдумчивом и трепетном отношении к человеку.
3. Аналитическое задание
Прочитайте описание человека: «юродивый, горбатый, хромой, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях достаточно безобразный и прямо противоположный божественной красоте Аполлона (смотрим на иллюстрацию скульптуры Аполлона).
Отмечаем детали внешности: нос крупный, почти картошкой; выпирающий животик – пузцо; гугнавость …»
Примечание: (юродивый 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. юродивый, Безумец, обладающий даром прорицания.
Задание: определите ваше отношение к данному человеку.
(Ответы детей: нехороший, противный, неприятный, мерзкий, глупый,
от которого ничего умного и хорошего ждать не приходится)
Вопрос: чем вызвано такое отношение к человеку?
(Ответ: некрасивая внешность…)
Задание: определите точнее ваше отношение к такому человеку, используя синонимы.
(Дети: неприязнь, отвращение, гадливость…)
Учитель: спасибо за работу. За ответы.
4. А теперь соотнесем ваши выводы с заданием, которое вы выполнили в семье (дневник «Учусь с семьей»):
Задание: обсудить вопрос «Как правильно относиться к людям? Как вы относитесь друг к другу в семье?»
Задание: обсудить вопрос «Как правильно общаться с людьми? Что такое общение?»
Дети читают материал.
Выводы: соблюдаете ли вы, что считаете правильным в семье в общении с другими людьми? Правильно ли вы понимаете общение?
5. Поговорим с вами об очень известном мудреце – Эзопе.
Есть легенда об Эзопе, которую вы можете прочитать в дополнительной литературе для детей.
Познакомьтесь с ней:
"Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять купил … языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа".
Вопрос: что можете сказать об Эзопе на основании прочтенных басен, данной истории?
(очень умный; мудрый; нравственно красивый человек; человек, любящий
людей и заботящийся об их благе; бесстрашный; честный; максималист).
Вопрос: почему вы так решили?
(Дети: это видно из его произведений).
Учитель: точнее.
(Дети: читая его басни, размышляя, мы чувствуем
- горячее сердце человека, который озабочен бесправием,
унижением людей, который хочет исправить несправедливость;
который не боится за свою жизнь.
- понимаем его мысли…
-думаем о его поступках…)
Учитель: итак, чтобы сделать выводы о человеке, нужно что?
(Дети: познакомиться с ним, поговорить, прочитать его произведения,
если это поэт, узнать его взгляды, поступки, поведение и т.д.…)
Учитель: это можно сделать сразу?
(Дети: нет, для этого нужно время).
Учитель: еще?
(Дети: нужно пообщаться с человеком внимательно, быть наблюдательным,
стремиться увидеть в нем «изюминку» и общаться с ним позитивно).
Учитель: отлично.
Сделаем выводы: чтобы понять и почувствовать человека, избежать предубежденности, неприязни, поверхности суждений о нем, невнимательности и недалекости в его оценке, нужно: быть дружелюбным, внимательным, наблюдательным, положительно настроенным и…?
Учитель: хорошо, продолжим позже. Есть еще одно дополнение, которого мы еще не коснулись в разговоре об Эзопе. Когда мы знакомимся с человеком, на что мы сразу обращаем внимание?
(Дети (догадались): на внешность).
Учитель: да, для нас это очень важно. А ведь мы еще не познакомились с портретом Эзопа. Каким вы представляете этого мудрого, доброго, бесстрашного человека?
(Дети: умный старец с красивой бородой, благородным лицом;
высок, строен, спокоен; очень красив сединой; проницательные глаза).
Учитель: очень красивый портрет. Спасибо. Такой человек действительно привлек бы внимание, потому что, согласно сложившемуся мнению, именно так и выглядят мудрецы.
А теперь я вам прочитаю штрихи портрета Эзопа, собранные из различных источников:
"юродивый, горбатый, хромой, с лицом обезьяны; нос крупный, почти картошкой; выпирающий животик – пузцо; гугнавость …"
(Дети (робкие замечание): а разве так можно?)
Учитель: так можно и так есть. В чем ошибка ваша и многих других: мы оцениваем людей по внешности, сразу зачисляя их в разряд непригодных к общению, жизни, творчеству, мудрости, основываясь только на первом впечатлении.
Но ведь вы мне также сказали: «чтобы понять и почувствовать человека, избежать предубежденности, неприязни, поверхности суждений о нем, невнимательности и недалекости в его оценке, нужно: быть дружелюбным, внимательным, наблюдательным, положительно настроенным и…?» что и?
(Дети: и не оценивать человека только по внешности…)
Учитель: вот!
Еще отрывки вам для размышления:
1) С. Рерих:
… будем думать и культивировать наши мысли. Думать будем о прекрасном. Будем думать о том, что, как Достоевский говорил, «красота спасёт мир». Будем стараться создать и стремиться к более красивой и совершенной жизни… От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни. А от красивой жизни мы перейдём к абсолютной красоте
2) из рассказов о Сергии Радонежском, о котором мы узнали с вами немного раньше:
«Тот же Епифаний при этом добавляет: «Яко и не познатися ему, худости ради риз его». И приводит следующий случай. Многие приходили издалека, чтобы взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его и один простой землепашец. При входе в монастырскую ограду стал спрашивать братию — как бы повидать их славного игумена? Преподобный же тем временем трудился в огороде, копая заступом землю под овощи.
– Подожди немного, пока выйдет, — отвечали иноки.
Крестьянин заглянул в огород через щель забора и увидел старца в заплатанной рясе, трудившегося над грядкою. Не поверил он, что этот скромный старец и есть тот Сергий, к которому он шёл. И опять стал приставать к братии, требуя, чтобы ему показали игумена.
– Я издалека пришёл сюда, чтобы повидать его, у меня до него дело есть.
– Мы уже указали тебе игумена, — ответили иноки. — Если не веришь, спроси его самого.
Крестьянин решил подождать у калитки. Когда Преподобный вышел, иноки сказали крестьянину:
– Вот он и есть, кого тебе нужно.
Посетитель отвернулся в огорчении.
– Я пришёл издалека посмотреть на пророка, а вы мне сироту указываете. Никакой не вижу в нём чести, величества и славы. Ни одежд красивых и многоцветных, ни отроков, предстоящих ему... но всё худое, всё нищенское, всё сирот¬ское. Не до того я ещё неразумен, чтобы мне принять сего бедняка за именитого Сергия.
Иноки обиделись, и только присутствие Преподобного помешало им выгнать его. Но Сергий сам пошёл навстречу, поклонился ему до земли, поцеловал и повёл за трапезу. Крестьянин высказал ему свою печаль — не пришлось видеть игумена.
– Не скорби, брате, — утешил его Преподобный. — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет, кого ищешь.
В это время в Обитель прибыл князь со свитою бояр. Преподобный встал навстречу ему. Прибывшие оттолкнули крестьянина и от князя, и от игумена. Князь земно поклонился Святому. Тот поцеловал его и благословил, потом оба сели, а все остальные «почтительно стояли кругом».
Крестьянин протискивался и, обходя кругом, всё старался рассмотреть — где же Сергий? Наконец, снова спросил:
– Кто же этот чернец, что сидит по правую руку от князя?
Инок с упрёком сказал ему:
– Разве ты пришлец здесь, что досель не слыхал об отце нашем Сергии?
Только тогда понял крестьянин свою ошибку».
Учитель: итак? Чем обогатились сегодня ваши головы и сердца?
6. Давайте познакомимся с мудростью древних:
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. - Виктор Гюго
Делай добро и говори об этом. - Роберт Кеннеди
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями. - Аристотель
Доблесть милее вдвойне, если доблестный телом прекрасен. - Публий Вергилий
Добро - это непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием хорошие поступки. - Али Апшерони
Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью. – Аристотель
7. Вернемся к вашим дневникам «Учусь с семьей»
Задание: вы обсуждали с семьей следующие вопросы:
Что вы знаете о заповедях Христа?
Какие заповеди вы практикуете в семье? Есть ли трудности?
Как члены моей семьи помогают мне развивать внимание, трудолюбие, сердце, наблюдательность?
8. Выводы: общение – это добро и доброта. Оно должно быть «лучшим очистителем окружающего», а человек призван творить добро.
9. Домашнее задание: записать в дневнике «Учусь с семьей» ответ на вопрос: как я могу творить добро?