"Времена глагола"
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема урока: «Время глагола».
Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о временах глагола.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические (образовательные): - формировать умение определять время глагола; - актуализировать знания учащихся о глаголе. | Предметные: - умение определять время глагола; - знание учащихся о глаголе. |
Развивающие: - развивать умение ставить цель; - развивать умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности; - умение осуществлять рефлексию деятельности; - развивать умение извлекать, обрабатывать информацию; - развивать умение работать с учебником; - развивать умение вести диалог; - развивать умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения; - развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы. | Метапредметные: (УУД) Познавательные: - умение ставить цель; - умение извлекать, обрабатывать информацию; Регулятивные: - развивать умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности; - умение работать с учебником; Коммуникативные: - умение вести диалог; - умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения; - умение задавать вопросы и отвечать на вопросы. |
Воспитательные: - воспитывать любовь к русскому языку, его красоте; - воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать ответственное отношение к учёбе. | Личностные: - способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе представлений о взаимоотношениях людей, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи; - формирование ответственного отношения к учёбе; - адекватное понимание причин, успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:
УМК, название и автор учебника: «Школа России»; Русский язык-2 часть;
Автор: В.П. Канакина
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (с элементами технологической карты урока)
Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Организация, подготовка детей к уроку | Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения. | Стоя приветствуют учителя; выполняют указания учителя; занимают свои места. | Регулятивные: - предвосхищение будущей деятельности Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - формирование позитивной самооценки - формирование позитивной атмосферы в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивация | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Продолжает урок. 2 слайд - Как сказал Виссарион Григорьевич Белинский «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». - Как вы понимаете данное высказывание? - Теперь я вижу, что класс готов работать. | Взаимодействуют с учителем; отвечают на вопросы; настраиваются на продуктивный урок | Личностные: - проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание | ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Актуализировать знания по пройденному материалу. Организовать подготовку и мотивацию обучающихся к самостоятельному выполнению пробного действия | Продолжает урок. 3 слайд Выполняют задание на повторение. - Сейчас я вам буду показывать изображения некоторых словарных слов, а вы мне будете называть что это и записывать к себе в тетрадь. Показывает изображения: газета, лопата, автомобиль, горох, огурец, лестница. - А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. - Что такое глагол? - Чем является глагол в предложении? - Для чего нужны глаголы в речи? - Что было бы, если не было глаголов? - Сейчас я предлагаю вам подумать и поразмышлять со своим соседом. Возьмите карточку №1. Прочтите, что в ней написано. «Мы гостили у бабушки в деревне. Мы гостим у бабушки в деревне. Мы будем гостить у бабушки в деревне.» - Одинаковы ли предложения? Кто считает, что да – поднимите зелёную карточку. - Чем они отличаются? - Форма какого слова изменяется при этом? - Что изменяется у глагола? - Ребята, а мы с вами изучали время глагола? - То есть мы с вами о нём ещё не знаем? | - Записывают в тетрадь и называют изображения. - Говорят «Глагол». - Часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Что будет делать? - В предложении глагол является сказуемым. - Глаголы украшают речь, делают ее более понятной, яркой и выразительной. - Невозможно будет общение друг с другом: вы не сможете рассказать друг другу, что вы делали, чем занимались, что видели, где бывали. - Размышляют в парах. - Поднимают карточки. - В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором-действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить. - Глагола. - Время. - Нет. - Да. | Личностные: - сформировать потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценке и моральных чувств - проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение Познавательные: - умение анализировать полученную информацию - умение воспроизводить ранее усвоенные знания и применять их - умение синтезировать - умение строить речевое высказывание - умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания | ||||||||||||||||||||||||||
Выявление и фиксирование затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации затруднения и на основе результатов этого анализа выявить места и причины затруднения, осознать, в чем состоит недостаточность знаний и умений обучающихся для выполнения поставленного задания | - Хорошо. Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? - Значит нам предстоит о нём сегодня узнать. | - О времени глаголов. | Познавательные: - умение строить речевое высказывание - умение выдвигать гипотезы и обосновывать их - умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания Личностные: - сформировать потребности в самовыражении, самореализации - проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения | Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Построить план урока и определить средства достижения его цели. | Продолжает вести урок: 4 слайд - Ребята! Вот мы и нашли наше затруднение – о чём мы должны сегодня узнать? - Верно! - То есть, темой нашего сегодняшнего урока является…? - Вы правы - Теперь добавим к ней цель (проговариваю цель урока). - Осталось самое главное - для того, чтобы сделать любое дело успешным, необходимо составить точный план действий. Ребята, помогите мне доделать план (маршрутный лист) нашего урока! (раздаёт на парты каждому учащемуся) 5 слайд Научиться определять …; Научиться применять полученные … на практике; Оценить …. - Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну «Глаголия». | - О временах глагола. - Время глагола. - Познакомиться с временами глагола. - Помогают учителю завершить план урока Научиться определять время глаголов. Научиться применять полученные знания на практике; Оценить себя. | Познавательные: - поиск разнообразных способов решения задач - формулирование проблемы, самостоятельное нахождение способов ее решения - умение строить речевое высказывание Коммуникативные: - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве - умение формулировать собственное мнение - умение принимать иные точки зрения Регулятивные: - умение различать способ и результат и действия - умение планировать свои действия Личностные: - сформировать потребности в самовыражении, самореализации | ||||||||||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта | Реализовать построенный проект в соответствии с планом; организовать фиксацию преодоления затруднения | Продолжает урок. Слайд 6 - Ребята, а наше путешествие мы совершим на корабле! - Давайте посмотрим на наш маршрутный лист. Скажите, что же первым делом нам нужно сделать? - Верно. - Слайд 7 Читаю стихотворение Этот хитренький глагол - О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы? - Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени? - Я подготовила для вас несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку. «Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.» - Назовите глагол в первом предложении. - На какой вопрос он отвечает? - Какое действие по времени он обозначает? - Назовите глагол во втором предложении. - На какой вопрос он отвечает? - Какое действие по времени он обозначает? - Назовите глагол в третьем предложении. - На какой вопрос он отвечает? - Какое действие по времени он обозначает? - Предлагаю нам с вами выполнить задание в учебнике на странице 71. -Но перед этим давайте вспомним правила работы с учебником. - А для чего мы должны это соблюдать? - Верно. 8 слайд Работа с учебником. стр.73 №145 - Прочитайте выразительно стихотворение. - Найдите в нём глаголы. Укажите у каждого глагола время. - Расскажите о выделенных глаголах по плану. Работа по группам. I ряд – глагол «потекут» II ряд – глагол «навострили» III ряд – глагол «готовим» - Ребята, какой пункт на маршрутном листе мы с вами выполнили? - А что идет следующим пунктом? - Верно, но перед этим мы выполним физкультминутку. 9 слайд Физкультминутка - Все дружно встаньте, я вам буду называть глаголы, а вы выполняйте движения: Махать, жмуриться, плыть, улыбаться, бежать, стоять, гладить, прыгать, молчать, нагнуться, опереться, сесть. | - Научиться определять время глаголов. - О временах глагола. В прошедшем, настоящем и будущем времени. - В настоящем – действие, которое происходит в данный момент. В прошедшем – действие, которое произошло. В будущем – действие, которое будет происходить. - Записывают под диктовку. - Наступили. - Что сделали? - Прошедшее время. - Бегут. - Что делают? - Настоящее время. - Вернутся. - Что сделают? - Будущее время. - Говорят правила работы с учебником. - Кончится (буд.вр.), потекут (буд.вр.), навострили (прош.вр.), готовим (наст.вр.), снятся (наст.вр.). - I ряд: 1. Употреблён в форме прошедшего времени. 2. Обозначает действие, которое будет происходить после момента речи. 3. Отвечает на вопрос что сделают? - II ряд: 1. Употреблён в форме прошедшего времени. 2. Обозначает действие, которое произошло до момента речи. 3. Отвечает на вопрос что сделали? - III ряд: 1. Употреблён в настоящем времени. 2. Обозначает действие, которое происходит в момент речи. 3. Отвечает на вопрос что делаем? - Научились определять время глаголов. - Научиться применять полученные знания на практике. - Выполняют действия. | Познавательные: - извлекать информацию из схем, текстов и иллюстраций Регулятивные: - планирование своих действий - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок - планирование своих действий в соответствии с задачей | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | | - Теперь выполняем задание. У вас на партах есть карточка №2. На ней вы видите таблицу, а снизу слова для справок. Ваша задача распределить эти слова по временам. На выполнение у вас 5 минут, кто выполнил, кладём ручку на стол и держим руки перед собой. (учитель напоминает про осанку).
Слова для справок: учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует. 10 слайд (Проверка) - Ребята, посмотрите на слайд и исправьте ошибки, если они у вас есть. 11 слайд - Ребята, какой же пункт на маршрутном листе мы с вами выполнили? | - Выполняют работу самостоятельно. - Второй. | | ||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов, выявление границ применимости нового знания, использование его в системе ранее изученных знаний | - Верно. Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. - Скажите, что нового вы узнали на уроке? 12 слайд - Какая была тема нашего урока? - А какая у нас была цель урока? 13 слайд - Верно. А все ли пункта на маршрутном листе мы с вами выполнили? - А что нам осталось выполнить? | Отвечают на вопросы учителя. - Время глагола. - Познакомиться с временами глагола. - Нет. - Оценить себя. | Регулятивные: - выполнение учебных действий в материализованной речевой и умственной форме Познавательны: - структурирование знаний - установление причинно-следственных связей | ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Давайте мы оценим себя. - Если вы считаете,что на занятии вы всё поняли,поднимите зеленую звезду. Если вы считаете,что вы не усвоили информацию на занятии ,поднимите красную звезду. | Оценивают свои результаты освоения учебного материала | Регулятивные: - адекватная самооценка Познавательные: - установление причинно-следственных связей - построение речевого высказывания Личностные: - формирование границ собственного “знания” и “незнания” |
Приложение.
Карточка №1.
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
Карточка №1.
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
Карточка №1.
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
Карточка №2.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Слова для справок:
учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Слова для справок:
учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует