"Времена глагола"

3
0
Материал опубликован 11 June

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: «Время глагола».

Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о временах глагола.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические (образовательные):

- формировать умение определять время глагола;

- актуализировать знания учащихся о глаголе.

Предметные:

- умение определять время глагола;


- знание учащихся о глаголе.

Развивающие:

- развивать умение ставить цель;

- развивать умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности;

- умение осуществлять рефлексию деятельности;

- развивать умение извлекать, обрабатывать информацию;

- развивать умение работать с учебником;

- развивать умение вести диалог;

- развивать умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения;

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы.


Метапредметные: (УУД)

Познавательные:

- умение ставить цель;

- умение извлекать, обрабатывать информацию;

Регулятивные:

- развивать умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности;

- умение работать с учебником;

Коммуникативные:

- умение вести диалог;

- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения;

- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку, его красоте;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать ответственное отношение к учёбе.


Личностные:

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе представлений о взаимоотношениях людей, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи;

- формирование ответственного отношения к учёбе;

- адекватное понимание причин, успеха/неуспеха в учебной деятельности.



Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

УМК, название и автор учебника: «Школа России»; Русский язык-2 часть;

Автор: В.П. Канакина



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (с элементами технологической карты урока)

Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент 

Организация, подготовка детей к уроку

Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

Стоя приветствуют учителя; выполняют указания учителя; занимают свои места.

Регулятивные:

- предвосхищение будущей деятельности

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- формирование позитивной самооценки

- формирование позитивной атмосферы в коллективе

Мотивация

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне 

Продолжает урок.

2 слайд

- Как сказал Виссарион Григорьевич Белинский «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Теперь я вижу, что класс готов работать.

Взаимодействуют с учителем; отвечают на вопросы; настраиваются на продуктивный урок

Личностные:

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание

Актуализация знаний

Актуализировать знания по пройденному материалу. Организовать подготовку и мотивацию обучающихся к самостоятельному выполнению пробного действия

Продолжает урок. 3 слайд

Выполняют задание на повторение.

- Сейчас я вам буду показывать изображения некоторых словарных слов, а вы мне будете называть что это и записывать к себе в тетрадь.

Показывает изображения: газета, лопата, автомобиль, горох, огурец, лестница.

- А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.

- Что такое глагол?





Чем является глагол в предложении?


Для чего нужны глаголы в речи?



- Что было бы, если не было глаголов?






- Сейчас я предлагаю вам подумать и поразмышлять со своим соседом. Возьмите карточку №1. Прочтите, что в ней написано.

«Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.»

- Одинаковы ли предложения? Кто считает, что да – поднимите зелёную карточку.

- Чем они отличаются?










- Форма какого слова изменяется при этом?




- Что изменяется у глагола?

- Ребята, а мы с вами изучали время глагола?

- То есть мы с вами о нём ещё не знаем?



- Записывают в тетрадь и называют изображения.








- Говорят «Глагол».



- Часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Что будет делать?

- В предложении глагол является сказуемым.

- Глаголы украшают речь, делают ее более понятной, яркой и выразительной.

- Невозможно будет общение друг с другом: вы не сможете рассказать друг другу, что вы делали, чем занимались, что видели, где бывали.

- Размышляют в парах.









- Поднимают карточки.



- В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором-действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить.

- Глагола.





- Время.

- Нет.


- Да.

Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценке и моральных чувств

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение

Познавательные:

- умение анализировать полученную информацию

- умение воспроизводить ранее усвоенные знания и применять их

- умение синтезировать 

- умение строить речевое высказывание

- умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания

Выявление и фиксирование затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации затруднения и на основе результатов этого анализа выявить места и причины затруднения, осознать, в чем состоит недостаточность знаний и умений обучающихся для выполнения поставленного задания

- Хорошо. Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?



- Значит нам предстоит о нём сегодня узнать.

- О времени глаголов.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

- умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания

Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении, самореализации

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Построить план урока и определить средства достижения его цели.

Продолжает вести урок:

4 слайд

- Ребята! Вот мы и нашли наше затруднение – о чём мы должны сегодня узнать?

- Верно!

- То есть, темой нашего сегодняшнего урока является…?

- Вы правы

- Теперь добавим к ней цель (проговариваю цель урока).

- Осталось самое главное - для того, чтобы сделать любое дело успешным, необходимо составить точный план действий. Ребята, помогите мне доделать план (маршрутный лист) нашего урока! (раздаёт на парты каждому учащемуся)

5 слайд

Научиться определять …;

Научиться применять полученные … на практике;

Оценить ….



- Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну «Глаголия».



- О временах глагола.




- Время глагола.



- Познакомиться с временами глагола.

- Помогают учителю завершить план урока

Научиться определять время глаголов.

Научиться применять полученные знания на практике;

Оценить себя.

Познавательные:

- поиск разнообразных способов решения задач - формулирование проблемы, самостоятельное нахождение способов ее решения

- умение строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- умение формулировать собственное мнение

- умение принимать иные точки зрения

Регулятивные:

- умение различать способ и результат и действия

- умение планировать свои действия

Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении, самореализации

Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом; организовать фиксацию преодоления затруднения

Продолжает урок. Слайд 6

- Ребята, а наше путешествие мы совершим на корабле!

- Давайте посмотрим на наш маршрутный лист. Скажите, что же первым делом нам нужно сделать?

- Верно.

- Слайд 7

Читаю стихотворение

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ
 изобрел.
«
Ухожу», - кричит сегодня,
 А вчера кричит: « ушел!»
Завтра  скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

- О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы?


- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени?






- Я подготовила для вас несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.

«Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.»

- Назовите глагол в первом предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

- Назовите глагол во втором предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

- Назовите глагол в третьем предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

- Предлагаю нам с вами выполнить задание в учебнике на странице 71.

-Но перед этим давайте вспомним правила работы с учебником.

- А для чего мы должны это соблюдать?

- Верно.



8 слайд

Работа с учебником. стр.73 №145

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Найдите в нём глаголы. Укажите у каждого глагола время.




- Расскажите о выделенных глаголах по плану. Работа по группам.

I ряд – глагол «потекут»

II ряд – глагол «навострили»

III ряд – глагол «готовим»

















Времена глаголаPPTX / 6.76 Мб

- Ребята, какой пункт на маршрутном листе мы с вами выполнили?

- А что идет следующим пунктом?

- Верно, но перед этим мы выполним физкультминутку.

9 слайд

Физкультминутка

- Все дружно встаньте, я вам буду называть глаголы, а вы выполняйте движения:

Махать, жмуриться, плыть, улыбаться, бежать, стоять, гладить, прыгать, молчать, нагнуться, опереться, сесть.




- Научиться определять время глаголов.










- О временах глагола. В прошедшем, настоящем и будущем времени.

- В настоящем – действие, которое происходит в данный момент. В прошедшем – действие, которое произошло. В будущем – действие, которое будет происходить.


- Записывают под диктовку.







- Наступили.


- Что сделали?

- Прошедшее время.


- Бегут.


- Что делают?

- Настоящее время.


- Вернутся.


- Что сделают?

- Будущее время.




- Говорят правила работы с учебником.
- Потом эти учебники возьмут дети, которые пойдут в 4 класс, а ещё мы так бережём деревья, чтобы не печатали новые учебники.














- Кончится (буд.вр.), потекут (буд.вр.), навострили (прош.вр.), готовим (наст.вр.), снятся (наст.вр.).

- I ряд: 1. Употреблён в форме прошедшего времени. 2. Обозначает действие, которое будет происходить после момента речи. 3. Отвечает на вопрос что сделают?

- II ряд: 1. Употреблён в форме прошедшего времени. 2. Обозначает действие, которое произошло до момента речи. 3. Отвечает на вопрос что сделали?

- III ряд: 1. Употреблён в настоящем времени. 2. Обозначает действие, которое происходит в момент речи. 3. Отвечает на вопрос что делаем?


- Научились определять время глаголов.

- Научиться применять полученные знания на практике.



- Выполняют действия.

Познавательные:

- извлекать информацию из схем, текстов и иллюстраций

Регулятивные:

- планирование своих действий

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок

- планирование своих действий в соответствии с задачей

Самостоятельная работа с проверкой по эталону


- Теперь выполняем задание. У вас на партах есть карточка №2. На ней вы видите таблицу, а снизу слова для справок. Ваша задача распределить эти слова по временам. На выполнение у вас 5 минут, кто выполнил, кладём ручку на стол и держим руки перед собой. (учитель напоминает про осанку).

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время






















Слова для справок: учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует.

10 слайд (Проверка)

- Ребята, посмотрите на слайд и исправьте ошибки, если они у вас есть.

11 слайд

- Ребята, какой же пункт на маршрутном листе мы с вами выполнили?

- Выполняют работу самостоятельно.




























- Второй.


Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов, выявление границ применимости нового знания, использование его в системе ранее изученных знаний

- Верно. Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу.

- Скажите, что нового вы узнали на уроке?


12 слайд


- Какая была тема нашего урока?




- А какая у нас была цель урока?



13 слайд

- Верно. А все ли пункта на маршрутном листе мы с вами выполнили?

- А что нам осталось выполнить?

Отвечают на вопросы учителя.






- Время глагола.




- Познакомиться с временами глагола.



- Нет.



- Оценить себя.

Регулятивные:

- выполнение учебных действий в материализованной речевой и умственной форме

Познавательны:

- структурирование знаний

- установление причинно-следственных связей

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Давайте мы оценим себя.

- Если вы считаете,что на занятии вы всё поняли,поднимите зеленую звезду.

Если вы считаете,что вы не усвоили информацию на занятии ,поднимите красную звезду.

Оценивают свои результаты освоения учебного материала 

Регулятивные:

- адекватная самооценка

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей

- построение речевого высказывания

Личностные:

- формирование границ собственного “знания” и “незнания”



















Приложение.

Карточка №1.

Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.



Карточка №1.

Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.



Карточка №1.

Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.



Карточка №2.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время






















Слова для справок:

учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует



Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время






















Слова для справок:

учился, рисует, напишут, пишут, будет петь, выучил, оправдал, несёт, принесёт, скачет, буду говорить, писала, говорят, говорил, расскажу, сижу, отвечала, разрисует, поиграет, помыл, танцует

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей