Разработка практического занятия по предмету «Русский язык» на 1 курсе для студентов, изучающий русский язык как неродной на тему «Время»
Бабарахимова А.-М.Х.
Тема: «Время»
(разработка практического занятия по предмету «Русский язык» на 1 курсе для студентов, изучающий русский язык как неродной)
Цель учебного занятия: научить обучающихся выражать время, употреблять числительные для обозначения времени, сформировать умение применять их на практике.
Методы и техники обучения: прямая коллективная «мозговая атака», работа в малых группах, аудирование, выполнение упражнений в тетрадях.
Средства обучения: презентация, мультимедиа, раздаточные материалы, распечатка с правилами, образцы выполнения заданий, упражнения из учебного пособия Кельдиева Т.Т. «Учимся говорить по-русски».
Организационный момент: Методом «мозговой штурм» преподаватель актуализирует имеющиеся знания по пройденной теме «Здоровье»:
Как от прилагательных образуются глаголы перемены состояния здоровья?
Чем отличаются случаи употребления глаголов болеть-заболеть?
Употребите глагол болеть по отношению к частям тела.
Проверка домашнего задания (упражнение в учебнике).
Объяснение новой темы. Преподаватель записывает название новой темы на доске.
Сегодня на занятии мы рассмотрим тему: «Время», проверим ваши знания по этой теме (проводит блиц-опрос).
Что такое время?
Сколько времени бывает в сутках?
На сколько частей можно поделить сутки? Как называются эти отрезки времени?
Сколько дней в неделе? Назовите их.
Какие времена года мы знаем? Перечислите их.
Какие вопросы нужно задать, чтобы узнать точное время?
Затем преподаватель начинает показ презентации, разъясняя каждый слайд. Во время демонстрации слайдов, обучающиеся записывают в словарь неизвестные им слова.
По окончании презентации, преподаватель предлагает послушать аудиозапись «Время» (Абдуллаев И. «Келинг, русча гаплашамиз!» – Т.: "Истиқлол нури", 2014). Обучающиеся слушают и повторяют фразы на русском языке.
Закрепление новой темы.
Обучающиеся делятся на две группы и работают в команде. Для проведения данного задания необходимы часы или циферблат с передвижными стрелками для каждой команды. По очереди представители команд передвигают стрелки своих часов и задают вопрос команде-противнику: «Скажите, сколько времени на часах. Сколько времени будет через 10 минут, сколько времени было 15 минут назад?». Члены команды-противника обсуждают вопрос и отвечают на него. Передвинув стрелки часов на своём циферблате, аналогичный вопрос задает вторая команда. За каждый правильный ответ, команде начисляются баллы. Если представитель команды ошибается, баллы отнимаются. Задание продолжается в быстром темпе и до тех пор, пока не выступят все члены команды. Желательно, чтобы обучающиеся в процессе выполнения задания использовали различные формы ответа (пять минут шестого, без четверти час и т.п.).
Далее обучающиеся работают индивидуально по карточкам.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Когда вы просыпаетесь? Что вы делаете утром? Во сколько вы завтракаете? Во сколько начинаются занятия? Как долго продолжаются занятия? Где и когда вы обедаете? Когда и где вы ужинаете? Что вы делаете вечером? Во сколько Вы ложитесь спать?
Задание 2. Ответьте на вопросы.
Когда вы обедаете, утром или днём? Когда вы начинаете учиться, в полночь или утром? Когда вы ужинаете, днём или вечером? Когда вы отдыхаете, утром или вечером? Когда мы гуляем, вечером или в полночь? Когда вы завтракаете, утром или ночью? Когда вы читаете газеты, днём или ночью? Когда вы встаёте, утром или вечером? Когда они играют в футбол, днём или ночью?
Задание 3. Ответьте на вопросы.
Куда вы ходили в понедельник? Где вы были во вторник? Куда вы ходили в среду? Где вы были в четверг? Куда вы ходили в пятницу? Где вы были в субботу? Куда вы ходили в воскресенье? Сколько дней в неделю вы учитесь? А в какие дни вы отдыхаете?
Задание 4. Ответьте на вопросы.
Сколько минут содержится в половине часа? Сколько минут содержится в четверти часа? Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром? В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем? Когда бывают весенние каникулы?
Задание 5. Ответьте на вопросы.
Когда в Узбекистане празднуют Навруз? Когда бывают летние каникулы? В каком месяце проводятся олимпиады по русскому языку. В каком месяце проводятся соревнования по футболу? Когда проводятся олимпиады? В каком месяце празднуют День Конституции? Когда будет чемпионат по волейболу? (будущий месяц). Когда ваша группа пойдёт на экскурсию в музей? (следующая неделя).
Итоги занятия.
Подсчитываются баллы за работу в малых группах и за индивидуальную работу, каждому обучающемуся выставляется оценка.
Далее обучающиеся заполняют выходную карту.
ВЫХОДНАЯ КАРТА
Что я запомнил(а) на занятии? | Что я понял(а), в чём разобрал(ась)ся? | Что не понятно, нужны более подробные сведения по данному вопросу? |
| | |
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Повторить правила, выполнить задание 186 по учебнику Кельдиева Т.Т. «Учимся говорить по-русски». Т. : "O'qituvchi", 2015. Письменно написать свой распорядок дня.