Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (русский как неродной/русский как иностранный)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку как иностранному/неродному «Занимательный русский язык» рассчитан для обучения детей-мигрантов в начальной российской школе. У курса коммуникативная направленность, чтобы сформировать навыки активного и свободного общения на русском языке. Курс поможет учащимся достичь необходимого уровня владения русским языком для успешной учебной деятельности в российской школе.
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 1 классов (РКН)
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Лексическая тема |
Кол-во часов |
Основное содержание по теме |
1. |
Речь |
Времена года. Месяцы. |
1 |
Звуки речи. Способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. |
|
2. |
Пространственные представления |
1 |
Проверка и уточнение представлений о схеме собственного тела и тела человека, стоящего напротив. |
||
3. |
Направления в пространстве |
1 |
Развитие навыков определения направлений в пространстве, графическое воспроизведение направлений. |
||
4. |
Временные представления |
1 |
Уточнение и систематизация знаний об основных единицах времени и их последовательности (части суток, дни недели, месяцы, времена года). |
||
5. |
Текст и предложение |
Овощи. Фрукты. |
1 |
Дифференциация понятий «текст» и «предложение». Предложение как единица речи. Выделение из текста предложения. |
|
6. |
Предложение и слово |
1 |
Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Составление предложений по картинкам. |
||
7. |
Слово и слог |
1 |
Дифференциация понятий «слово» и «слог». Определять количество слогов в слове. |
||
8-9. |
Ударение |
Сад-огород |
2 |
Практическое овладение учащимися понятием «ударный слог». Выделение в слове голосом одного из слогов. Подбор слов к схемам. |
|
10-11. |
Распространение простого предложения определением |
Деревья. Ягоды. |
2 |
Согласование имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление окончаний прилагательных. |
|
12. |
Многозначные слова |
Грибы. |
1 |
Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов. |
|
13-15. |
Род имен существительных |
Человек. Игрушки. Посуда. |
3 |
Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё. |
|
16. |
Единственное и множественное число существительных |
Продукты питания. |
1 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Числительные один, одна. |
|
17-18. |
Антонимы |
Одежда. Обувь. |
2 |
Практическое овладение учащимися подбором антонимов. |
|
19-20. |
Синонимы |
Зима. |
2 |
Практическое овладение учащимися подбором синонимов. |
|
21-22. |
Предлоги, обозначающие местоположение |
Зимующие птицы. Дикие животные. Домашние животные. |
2 |
Закрепление знаний о предлогах, их написании и значении. Практическое употребление предлогов в речи. |
|
23-24. |
Предлоги, обозначающие направление |
2 |
Закрепление знаний о предлогах, их написании и значении. Практическое употребление предлогов в речи. |
||
25-26. |
Суффиксальное образование слов |
2 |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных при помощи суффиксов. Детеныши животных. |
||
27-29. |
Образование прилагательных от имен существительных |
Мебель. Транспорт. |
3 |
Практическое овладение учащимися преобразовывать имена существительные в прилагательные. |
|
30. |
Новогодняя викторина |
1 |
Проведение викторины. |
||
31-33. |
Слова, обозначающие действия предметов |
Профессии. Инструменты. |
3 |
Закрепление знаний о словах-действиях. Подбор глаголов к существительным, постановка вопросов к глаголам. |
|
34-36. |
Составление рассказа по картинке, серии сюжетных картин |
Зоопарк. Рыбы. |
3 |
Составление плана связного высказывания. Определение темы, главной мысли, последовательности частей рассказа. |
|
37-39. |
Согласование количественных числительных с существительными |
Цветы. Насекомые. |
3 |
Практическое овладение согласованием количественных числительных с существительными. |
|
40-41. |
Составление рассказа повествовательного характера по картинному плану |
Школьные принадлежности. |
2 |
Составление плана связного высказывания. Определение темы, главной мысли, последовательности частей рассказа. |
|
42. |
Гласные буквы и звуки |
Город. Москва. |
1 |
Закрепление знаний о гласных первого и второго ряда. |
|
43-44. |
Парные согласные звуки и буквы их обозначающие |
2 |
Закрепление и практическое применение знаний о парных согласных. |
||
45. |
Правописание слов с парными согласными в конце слова |
1 |
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
||
46. |
Всегда твердые согласные звуки и буквы Ш, Ж, Ц |
1 |
Выделять данные звуки из слов, характеризовать их. Правило жи-ши. Установить, что в слогах же, ше, це – е. |
||
47. |
Всегда мягкие согласные Ч, Щ |
1 |
Правило ча-ща, чу-щу. Звуко-слоговой анализ слов с данными согласными. |
||
48. |
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Моя семья |
1 |
Обозначение ь мягкости согласных в конце слова. |
|
49. |
Словарные слова |
1 |
Практическое овладение учащимися различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
||
50-51. |
Родственные слова |
2 |
Практическое овладение учащимися различать и подбирать родственные слова. |
||
52-54. |
Безударные гласные в корне |
Дом |
3 |
Практическое овладение учащимися подбирать проверочные слова, использовать правило при написании слов с безударной гласной в корне. |
|
55-56. |
Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы |
Моя квартира |
2 |
Деление текста на части. Последовательность частей текста. Составление плана связного высказывания. |
|
57-58. |
Пересказы описательного и повествовательного характера |
Мой день |
2 |
Особенности текста-повествования и текста-описания. Тема и главная мысль текста и его частей. План пересказа. |
|
59. |
Краткий пересказ. Составление плана пересказа. |
Спортивные игры |
1 |
Кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей текста. |
|
60. |
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа |
1 |
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. |
||
61. |
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа |
Поездка за город |
1 |
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. |
|
62. |
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа |
Лес |
1 |
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста. |
|
63. |
Викторина по итогам учебного года |
1 |
Проведение викторины. |