Разработка урока по предмету русский язык «Мой родной русский язык»
Содержательная линия (по выбору): Язык и культура
Класс 8
Тема учебного занятия: МОЙ РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Обоснованность применения дидактического материала: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества; развивать информационную, социальную, коммуникативную компетентности учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, культуру речи.
Дидактический материал к учебному занятию:
плакаты, глобус, Атлас языков мира (происхождение и развитие языков во всём мире), портреты Эзопа, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, выставка используемых литературных произведений, словари, зашифрованный текст, карта оценивания, маршрутная карта.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем эпиграфы к нашему уроку.
Язык есть исповедь народа; в нём слышится его природа, его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
Очищать и вместе обогащать родной язык – дело выдающихся умов. Очищение без обогащения – занятие для бездарных.
И. В. Гёте
Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски.
В. И. Даль
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.
А. М. Горький
Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом родного языка».
М. Горький
Что их все объединяет? Как вы думаете, что станет темой урока?
Верно! Язык и в частности наш великий русский язык. Сегодня я предлагаю вам узнать об языках мира и про наш русский язык немного больше. Работать мы будем с вами с зашифрованным текстом. Нашим путеводителем будет карта со словами, которые мы разгадаем, выполняя ряд заданий. Итак, приступим. Первое слово, которое мы занесем на нашу карту, будет язык.
Ученик:
Согласно библейской легенде, когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых жили все в одном месте и говорили на одном языке. Они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, и тогда, в память о себе, вознамерились они построить город и башню, которая своей вершиной достигла бы неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название Вавилон, что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
Учитель: А для чего вообще нам нужен язык? (Для общения, чтобы мы понимали друг друга, для передачи информации)
Правильно, язык нам нужен, прежде всего, для общения. И вторым словом, которое мы отметим на нашей карте, будет слово общение.
Ученица:
А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор свободного гражданина, философа Ксанта и его раба – первого баснописца Эзопа. Ксант ценил его за ум и мудрость, хотя отпускать не собирался.
Сценка «Эзоп и Ксант» (участвуют 2 учащихся).
– Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире. Где она?
– Вот, мой господин. Это – язык! (На блюде – говяжий язык, готовый к употреблению).
– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире?
– Да, мой господин! Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка «мама», «солнце», «цветок». Языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаёмся в любви. Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
– Ну хорошо. Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.
– Вот она, мой господин!
– Снова язык?!
– Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы, языком мы говорим грязные слова, языком мы предаём друзей, языком мы изрыгаем ругательства… Язык – худшее, что есть в мире людей!
Учитель: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому. Цените свой родной язык, язык ваших предков.
Ученик:
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ученица:
Ты создаёшь из букв стихотворенья,
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Учитель: Нашим родным языком является русский. Русский язык является одним из наиболее распространённых и богатых языков мира. На нем написаны мировые шедевры, такие как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Мёртвые души» Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина и многие другие произведения. На русском языке говорят более, чем в 17 странах мира, им владеют несколько миллионов человек не только в России, но и во всём мире. Он находится на шестом месте по популярности ,как язык межнационального общения И продолжает уверенно развиваться. Учебники русского языка пользуются огромным признанием у иностранцев. Синонимы, антонимы и другие части речи делают нашу речь богатой ,разнообразной и красивой. Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Мы не должны этого забывать! Итак, следующим на карте появляется словосочетание родной язык.
Ученик: Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик – это «пацан», «чувак» – мужчина средних лет, «родаки» – родители. Если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200 – 300 лет потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. Пример тому – «новый русский» перевод стихотворения Н. А. Некрасова.
Ученик:
Мужичок с ноготок
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Вдруг вижу: прёт ко мне по наклонной
Пацан, правда, не крутой,
Блиновый на вид и прикидик не клёвый.
«Здорово, чувак! – я ему говорю. –
А где родаки?» «Да шнурки-то в стакане,
А от тебя я, в натуре, тащусь».
Я-то сперва не врубился, не въехал.
«Что, обломался?» – он мне говорит.
«Бывалый, наезжать на тебя я не стану,
Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».
«Ну, трогай!» – воскликнул малюточка басом,
Схватил за уздцы и быстрей пошагал.
Учитель: Ребята, как вы думаете, сохраняя наш язык в его красивейшем виде, что еще мы сможем сохранить? (Культуру нации)
Молодцы! Именно в языке отражается культура нации. Язык хранит в себе дух народа, который на нем говорит, его интересы, быт, духовное развитие, даже исторические события отражаются в языке, появляются новые слова, а «старые» выходят из употребления. Давайте запишем последнее словосочетание в нашу карту, и это будет – культурные традиции.
Теперь мы приступаем к работе с нашим текстом, везде, где вы встретите цифру 1 вы вставите слово язык или его форму. 2 – общение, 3 – родной язык, 4- культурные традиции. Не забывайте, что у вас должен получится связный текст. Будьте внимательны!
Давайте зачитаем полученные тексты. О чем этот текст? Какова его основная тема? Идея? Как мы можем его озаглавить?
Ребята, сегодня мы поговорили о разных языках мира и о нашем родном языке – русском! Теперь оцените свою работу на уроке на карте оценки.
Домашнее задание: Домашним заданием будет для вас найти пословицы и поговорки о языке.
На земном шаре существует около 6000 _1___, половина из которых на грани исчезновения. Причина – поглощение менее употребляемых __1____ более распространёнными, общепризнанными, на которых ведётся документация, преподавание в школе, происходит __2___ Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день ___3___, который отмечается 21 февраля с 2000 года. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего __3___ бенгали, который они требовали признать одним из государственных _1__ страны.
21 февраля 2001 года, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа _1___ мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он даёт возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. По мнению специалистов, ___3___ находится под угрозой, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30% детей.
В атласе отмечается, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около 50 __1____. Самым мало изученным в лингвистическом плане является африканский континент. По мнению авторов Атласа, из 1400 местных __1__ не менее 250 находятся под угрозой исчезновения. Самые неблагополучные в этом плане страны – Нигерия, Эфиопия, Кения, Уганда, Танзания и Судан. Международный день ___3___ отмечается с целью сохранения и развития исчезающих __1_, а также повышения осведомлённости о языковых и __4______.