Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку
(ПРЕДМЕТ)
для 4а класса
Учитель начальных классов: Петухова Надежда Анатольевна
( первая квалификационная категория)
Котлас, 2020г
Рабочая программа создана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91», учебного курса «Морянка»
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Как курс, имеющий частный характер, курс родного языка (русского) опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные разделы настоящей программы соотносятся с основными содержательными разделами
начального курса русского языка, но не дублируют их, имеют преимущественно практикоориентированный характер и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка. Курс рассчитан на 17 часов и может изучаться как отдельным самостоятельным блоком, так и параллельно и изучением основных содержательных разделов учебного предмета «Русский язык».
Лексика (Лексическое значение слова )
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов краеведческой тематики, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, словаря-справочника. Представление об однозначных и многозначных словах краеведческой тематики, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов Архангельской области.
Состав слова (Морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря, словаря-справочника. Применение изученных правил правописания (в рамках программы по «Русскому языку»).
Морфология (Части речи)
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Синтаксис (Предложение)
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Создание собственных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре, культуре малой родины; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
- формирование гражданской позиции в отношении популяризации родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; умений эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь,
Обобщенные предметные результаты:
- углубление и расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной и региональной семантикой;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ознакомление с новыми значениями слов краеведческой тематики;
- ознакомление с фразеологизмами Архангельской области;
- обучение употреблению новых слов краеведческой тематики и фразеологизмов;
- обогащение грамматического строя речи;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов,тем | Количество часов | Кол-во часов на проведение контрольных работ |
11 | Лексика (Лексическое значение слова) | 4часа | 4 |
22 | Состав слова (Морфемика) | 2часа | 2 |
33 | Орфография
| 2ч | 1 |
44 | Морфология (Части речи) | 5ч | 2 |
55 | Синтаксис (Предложение) | 1 | 1 |
6 | Развитие речи | 2часа | 1 |
7 | Промежуточная аттестация | 1ч | 1 |
| Итого | 17 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | №урока | Тема раздела | Тема урока | Контроль | Дата проведения |
1 | 1 | Лексика (Лексическое значение сло | Многозначные слова | Пр/р | |
2 | 2 | | Синонимы и антонимы | Тест | |
3 | 3 | | Переносное значение слов | Пр/р | |
4 | 4 | | Фразеологизмы | Тест | |
5 | 1 | Состав слова (Морфемика | Словообразование | Пр/р | |
6 | 2 | | Разбор слов по составу | Пр/р | |
7 | 1 | Орфография | Правописание слов с изученными орфограммами | текущий | |
8 | 2 | | Правописание слов с изученными орфограммами | Диктант | |
9 | 1 | Морфология (Части речи) | Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных | текущий | |
10 | 2 | | Имя существительное как часть речи. Изменение имен существительных по падежам | Пр/р | |
11 | 3 | | Имя прилагательное как часть речи | текущий | |
12 | 4 | | Глагол как часть речи | Пр/р | |
13 | 5 | | Наречие как часть речи | текущий | |
14 | 1 | Синтаксис | Однородные члены предложения | пр/р | |
15 | 1 | Развитие речи | Сочинение на тему «Война в истории моей | сочинение | |
16 | 2 | | Сочинение на тему «Война в истории моей | | |
17 | 3 | | Промежуточная аттестация | Проверочн.работа | |