Конспект занятия на тему «Врубите Высоцкого в полную силу…» (10–11 классы)

3
0
Материал опубликован 22 September 2023 в группе

Караваевой Аделины Юрьевны

Удмуртская республика, г. Сарапул

МБОУ СОШ № 7

Тема: «Врубите Высоцкого в полную силу…»

Цель: заложить навык целостного филологического толкования у учеников 10 класса, который понадобиться на ЕГЭ по литературе и русскому языку.

Задачи:

отработать навык контактной работы со словом;

убедиться в важности фонового контекста;

определить идею произведения через слово посредством герменевтической игры.

Форма работы: беседа. С помощью беседы легче установить уровень восприятия лирического произведения и в дальнейшем следить за улучшением. Если ребята вообще не знакомы с творчеством В. Высоцкого, то стоит расширить фон сведениями биографического порядка, прослушиванием песен Владимира Высоцкого, демонстрацией отрывков из документальных фильмов.

Оборудование: раздаточный материал, доска, маркер, интерактивная доска, словари.

Теоретическое описание занятия:

Художественное произведение - не механическое сочетание формы и содержания. Это сложное органическое единство, целостность, в котором взаимосвязаны слово как носитель микрообраза, «пиктографический элемент, т. е. изобразительная сторона», идейное содержание, мировоззрение автора, его эстетическое кредо, отражение пульса эпохи, в которую живет писатель или о которой пишет. Составляющие единства могут быть продолжены: литературное направление, жанр, архитектоника произведения, место в творчестве писателя, традиции и новаторство и т. д. Среди этих единиц, организующих целое, особое место принадлежит слову. «Что такое язык как посредник между поэтом и его аудиторией? - спрашивал Винокур Г. О. - Какое произведение искусства создано поэтом из его языкового материала? Поэтическое произведение, разумеется, содержит в себе не просто язык, но прежде всего - мысли и чувства, выраженные в языке. Но язык в поэтическом произведении, независимо от этого, сам представляет собой известное произведение искусства, и в этом качестве он составляет предмет особой научной проблемы».

Выступая в качестве эстетической единицы, находясь в сложных взаимотношениях с идеей произведения, системой контекстов образов, слово обогащается комплексом жизненных, идейно-эстетических и эмоциональнооценочных представлений писателя. Поэтому эстетические качества художественного текста выясняются особенно емко и полно при филологическом изучении, исключающем возможность проецирования только на какую-то одну данность целого: структуру, жанр или язык.

«Мир в искусстве не обозначается словом, а является в нем...» - девиз системы уроков по филологическому толкованию слова.

Этапы урока по филологическому толкованию художественного текста.

Подготовительный этап: «сбор показаний». 

Выяснение творческой истории текста. Два подхода к анализу: исторически-интертекстуальный и герменевтически замкнутый.

Чтение и отбор ключевых фрагментов текста для анализа. 

«Расследование».

Процедура «медленного чтения»: выявление символических форм (основных единиц текста) на разных уровнях и смысловых структур в тексте: ключевые слова; их оппозиции; образы и их морфы; системы образов и их отношения («мифологическая структура текста); «миф-нарратив» текста. Средства художественной выразительности и линейная композиция текста. Сопоставительный анализ сильных позиций текста (начала и конца). Анализ отобранных ключевых фрагментов в процессе «медленного чтения». 

«Разгадка». 

На основе «расследования» возможны заключения об идейном смысле произведения («что нового?») и его эстетическом своеобразии, новаторстве («как сделано?»); определение места текста в литературном контексте и литературном процессе, оценка.

На уроках художественный текст подается как закрытая (таинственная) сущность, как создание высшего напряжения господствующих человеческих сил. И тайна художественного текста создана как загадка. В таком случае толкование художественного текста понимается как герменевтическая задача: 

выявление смысла (смыслов) и идеи текста, 

нового о мире, 

не менее важна тайна (загадка) его красоты: текст — это эстетический предмет, и его материал —слово, язык. И главный вопрос, который стоит выдвинуть: «Как сделано?». Важно опираться на текст, не додумывать за автора, а вчитываться и искать ответы. Автор сам их дает.

Ход занятия

Этап эмоционального настроя учащихся

Фрагмент песни В. Высоцкого «Я не люблю»: https://www.youtube.com/watch?v=m_HZxA0J2dA

У: Добрый день, ребята. О чем пойдет речь сегодня? Что вы знаете об этой личности?

Ответ учащихся

Ориентировочно-мотивационный этап занятия

У: Верно, сегодня мы затронем творчество Высоцкого. Но мы не будем разбирать его песни, мы поговорим о Высоцком через призму Андрея Вознесенского. На столах у вас есть небольшое стихотворение. Давайте прочтем.

Выразительное чтение стихотворения

Надгробие

Врубите Высоцкого

в полную силу

без всякого цоколя

в небо России

Вне мрамора бродят

дорогами Родины

охрипшие памятники

Володины.

У: Стихотворение А. Вознесенского «Надгробие» написано в 1984 г. и опубликовано в журнале «Юность» № 9. Заметим, что та публикация так и осталась пока единственным местом его реализации.

Демонстрация архива журнала «Юность».

Операционно-исполнительский этап занятия

У: герменевтическая игра, игра толкования текста начинается всегда с традиционного вопроса. Давайте вспомним, с какого?

Ответ учащихся: Какова тема произведения?

У: Традиционным вопросом становится прежде всего, верно, определение темы этого произведения. Какова тема произведения?

Ответ учащихся: память о Высоцком. (заполнение РЛ в герменевтическом круге поля «тема»)

t1695371320aa.jpg

У: Тема высокая. Давайте подумаем, как с помощью лексики передается высокая тема? Какая лексика здесь употребляется?

Ответ учащихся: книжная лексика

У: Приведите примеры книжной лексики.

Ответ учащихся.

У: ориентация на высокий, книжный срез: надгробие, небо России, дорогами Родины, памятники, официальная лексика - Высоцкий. Параллельно с книжной лексикой какая лексика присутствует в стихотворении?

Ответ учащихся, с опорой на текст: Разговорная. врубите в полную силу, бродят, охрипшие, Володины.

У: Отлично, верно! В реализацию этой темы активно подключена лексика и фразеология сниженная, разговорная. Для чего создана эта оппозиция: разговорное-книжное?

Ответ учащихся. Ребята должны подкреплять ответ текстом.

У: Эта оппозиция не случайна, она стилистически обусловлена характером героя, которому поставлено надгробие. Врубите – Высоцкого. Поработаем со словом врубить. Откроем словарь, какая помета к слову?

Ответ учащихся, работа со словарем.

У: Верно, это слово разговорное. Официальное «Высоцкого» снимает слэнговую сниженность глагола «врубить». Для чего нужен такой поэтический прием?

Ответ учащихся: предположение

У: Верно, это соотносится с образом Высоцкого - благородного Гамлета, смелого, честного и бесшабашного, простого, дерзкого барда XX в.. Разный стиль имеет идейно-характеристическую нацеленность: таков не только характер Высоцкого, таков стиль его жизни, его деятельности, его песен. Однако у разговорной лексики есть и другая функция в этом тексте. Как вы думаете, какая? На что она указывает? Для кого стихотворение? (параллельное заполнение герменевтического круга, поле «Слово»)

Ответ учащихся

У: Текст предлагает ответить на вопрос, кто помнит Высоцкого? В первую очередь - молодежь, отсюда адресность, целенаправленная оправданность вовлечения в текст слэнговой лексики, фразеологии. Таким образом, у фразеологизма «врубить в полную силу» две функции: 1) отразить противоречивую сложность характера Высоцкого и 2) указать на адресата воздействия. Только ли молодежь становится адресатом стихотворения? (заполнение поля «Слово»)

Ответ учащихся

У: Этим адресатом становятся не только молодые, но и все, кто не равнодушен к судьбе России. С помощью какого художественного-выразительного средства это можно понять?

Ответ учащихся

У: Верно, отсюда метонимическое средство обобщения - небо России, дорогами родины. Метонимически утверждается всенародность памяти о Высоцком. На поверхность выплывает следующий вопрос герменевтического круга. Какой?

Ответ учащихся. Здесь учащиеся могут затрудняться.

У: За что же любят и помнят Высоцкого? Почему и после смерти он продолжает жить в своих песнях? Этот третий вопрос герменевтического круга будоражит наше неостывшее культурно-историческое сознание, вынимая из него памятное: Высоцкий высоко поднял имя правды, отстаивал ее страстно и самоотверженно. Попробуйте прочитать стихотворение, соблюдая все грамматические требования пунктуации.

Выразительное чтение

У: Автор средствами языка не только воспроизводит особенности голоса Высоцкого, но и передает нервное напряжение мысли каждой песни: слова нанизываются до задыха, а хрип обрывающегося звучания. Какие звуки преобладают? Какова роль звукописи?

Ответ учащихся. Для успешного ответа ребята слушают еще одну песню. https://www.youtube.com/watch?v=n-S2b0ysbs8

У: Необходимость не просто прочитать написанное поэтом, нужно прочитать вслух, услышать. Это поможет глубже осознать и драматическую напряженность судьбы Высоцкого, и внутреннюю трудность, связанную с тем, о чем он пел, и, наконец, то состояние, которое возникает у слушающего. Выделите цепь идеозначимых слов и выражений. В чем их идеозначимость?

Ответ учащихся: врубите Высоцкого - силу - без цоколя - в небо России - вне мрамора - дорогами родины - памятники - Володины.

У: Акцентологически выделенными в стихотворении А. Вознесенского оказываются почти все слова; идионесущая сила причинно-следственной организации языковых средств поразительна: врубите Высоцкого - силу - без цоколя - в небо России - вне мрамора - дорогами родины - памятники - Володины. Ритмико-смысловое биение пульса текста, воспроизводя нервную напряженность формы, обнажает эмоционально-оценочное состояние поэта, вызывая адекватную реакцию читателя, слушателя. И каков же последний вопрос герменевтического круга?

Ответ учащихся. Ответ учеников может быть неточным.

Рефлексивно-оценочный этап занятия

У: Последний вопрос герменевтического круга - оценка? Высокая, позитивная, включающая общие и личные эмоции. Она создается и лексически - уже говорилось о высокой, книжной лексике, об идейно-стилистической нейтрализации сниженной лексики включением официальной единицы - Высоцкого, и утвердительным тоном первой строфы на аккордах повелительных форм глагола, и приемом кольца строф. При этом, идиосмысловое кольцо - (Надгробие - Володино) не только стилистически реализует особенности контекста образа Высоцкого, но и соединяет обобщенную - всенародную - оценку этой личности. Что такое надгробие, какая помета в словаре? И что за слово Володино? В каком слове передано отношение Вознесенского?

Ответ учащихся с опорой на словарь. В толковом словаре ребята находят значение данного слова.

У: Надгробие - вечное, высокое переплетается с авторской, очень личной, теплой и нежной, что передано краткой формой притяжательного прилагательного - Володины. Слово ожило, явилось в образе. Оно приобрело чуткую, живую осязаемость, приблизилось к читателю, обогатило его, углубив и обнажив чувства, при этом, не разрушилась целостность. Напишите небольшое обобщение по данному стихотворению. Изменилось ли ваше восприятие после толкования? Какие языковые уровни помогли нам разыскать идею произведения? Как изученное на уроке поможет вам в дальнейшем?

Обсуждение, заполнение полей «Образы» и «Идея». Оттачивание навыка обобщения. Заполнение листа рефлексии.

t1695371320ab.jpg

На втором уроке ребята с помощью рабочего листа, который мы заполняли на уроке, напишут связное толкование стихотворения А. Вознесенского «Надгробие».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации