«Все о сказках и не только...» Библиотечное мероприятие для 1-2-х классов, посвященное открытию Недели детской книги
Задачи:
Обучающие. Уточнить и обогатить знания детей о русских сказках, учить узнавать сказку по заданию, формировать коммуникативные навыки.
Развивающие. Развивать умение действовать согласованно, развивать речь, воображение, фантазию, мышление, закрепить навыки аккуратного обращения с книгой.
Воспитательные. Воспитывать стремление общению с книгой, воспитывать умение слушать и понимать художественный текст.
Цели:
- развитие творческого мышления школьников, формирование интереса к чтению, расширение знаний о произведениях для детей,
- развитие смекалки, находчивости, эрудиции, памяти, воображения, развитие артистичности учащихся.
Ход мероприятия:
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня я пригласила вас на особое мероприятие, которое посвящено замечательной дате – Неделе детской книги. Уверена, что вы все любите книги и вам будет интересно услышать об истории возникновения этого праздника.
Пусть эта книжкина неделя
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
А поможет мне сегодня провести этот праздник моя верная помощница – Волшебная книга. (Появляется Волшебная книга)
Волшебная книга: Вот уже семьдесят три года в нашей стране семь дней в конце марта называют Неделей детской книги, или Книжкиными именинами. Идея и название детского праздника принадлежит детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю. И по сей день неизменными участниками праздника остаются Книга, Читатель, Писатель и Библиотека.
Библиотекарь: Мало кто знает, что у этого праздника детских книг есть своя особая, очень интересная история и даже дата официального дня рождения. В марте 1943 года, во время Великой Отечественной войны, в Москве впервые был проведен необычный праздник - День детской книги. Тогда на один день к ним приехали прямо с фронта любимые детские писатели. Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, они рассказали мальчишкам и девчонкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год в дни детских каникул. Во всех детских библиотеках России проводятся встречи с писателями, всевозможные викторины и конкурсы.
Волшебная книга: Вот и мы сегодня не остались в стороне и предлагаем вашему вниманию сказочную викторину.
Библиотекарь: Добро пожаловать в мир добрых сказок! А волшебная книга укажет вам дорогу.
Волшебная книга: (слайд №3) Перед вами - молочная река - кисельные берега. Но, чтобы нам перебраться с одного берега на другой, необходимо отгадать загадки.
■ Что в сказках всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
■ Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ: «Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».
■ Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.
■ Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.
■ Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.
■ Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
■ Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
Библиотекарь: Молодцы, ребята! А между тем дорога привела нас в математический лес. Интересно, кто же затаился в дебрях математики? (слайд №4)
Волшебная книга:
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем…
(Незнайка)
Появляется сказочный персонаж Незнайка. (Слайд №5)
Незнайка
Я одеваюсь очень модно,
Поколочу кого угодно,
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!»
Вставка из мультфильма «Приключения Незнайки»
Библиотекарь. Вечно с Незнайкой что-то случается. Что же произошло с ним сегодня?
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь –
Не могу решить задач!
Может быть, плохой учебник?
Может быть, таланта нет?
Но нашел я способ верный –
Может, вы мне скажете ответ?
Незнайка читает задачи, ребята дают правильные ответы.
Задача 1.
Дима слив в саду нарвал,
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну Лене, одну Саше,
Две остались у него.
Сколько было слив всего? (5 слив.)
Задача 2.
На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне.
(2+5=7)
Задача 3.
5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго.
(5+3+2=10)
Задача 4. Корова Мура в обед дала 6 литров молока. Три литра кот Матроскин отдал теленку, 1 литр выпил сам. Вечером заглянул в ведро и обнаружил, что осталось два литра. Пил ли молоко Шарик? Как вы думаете, ребята? (Нет.) Почему?
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Все задачи правильно решили!
Незнайка: Спасибо, ребята! А я побегу дальше. До новых встреч!
Библиотекарь: Следующая наша остановка – театральная. Сейчас мы увидим с вами постановку сказки «Репка», которую покажут нам наши первоклассники, занимающиеся в театральном кружке.
(Постановка сказки «Репка»)
Библиотекарь: А сейчас ребята исполнят нам сказочные частушки.
(Слайды № 7-12)
Частушки про сказки и сказочных героев
* * *
Мы вернулись, мы вернулись,
Из-за тридевять земель!
И волшебные частушки
Пропоем для вас теперь!
* * *
Колобок ушёл от деда,
И от бабушки ушёл.
Не вернулся он к обеду,
И на ужин не пришёл.
* * *
Кот Баюн ушёл из сказки –
«Не хочу пугать детей!
Я ведь кот, мне надо ласки,
И сметанки пожирней!»
* * *
Надоел всем на болоте
Лягушачий зоопарк,
Водяной совсем не против
Сделать детям аквапарк!
* * *
Змей-Горыныч стал добрее,
Не сжигает всех огнём.
В сказках стало веселее,
Вот и мы поём о нём.
* * *
Серый Волк, Иван Царевич,
Василисушка Краса,
Прогоняют тёмну нечисть -
Чистят Русские Леса!
Библиотекарь. Наша дорога привела нас в литературное кафе. Давайте зайдем. С кем мы здесь встретимся, как вы думаете? (Слайд №13)
Волшебная книга
Лучший подарок, по-моему, мед,
Каждый осел это сразу поймет.
Даже немножечко - чайная ложечка –
Это уже хорошо!
Ну, а тем более полный горшок!
Кто это, ребята? (Винни-Пух.)
Появляется Винни-Пух, поет. (Слайд №14)
Винни-Пух.
Если я чешу в затылке, -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да, да, да!
Но хотя там и опилки,
И шумелки, и вопилки,
А также кричалки, пыхтелки.
И даже сопелки! -
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!
Винни-Пух. Ребята, давайте сочинять сказки вместе. Я буду читать стихи, а вы заканчивайте строчки в рифму.
Старый замок – в гуще леса,
В этом замке спит…(принцесса).
Лес дремучий замок прячет,
Принц отважный к замку …(скачет).
Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу…(разбудит).
Злой Кащей совсем не глуп:
Сторожит он старый …(дуб),
На цепи из ста колец
Золотой висит…(ларец).
Тот ларец стеречь – не шутка.
Заяц в нем, а в зайце - …(утка).
На Кащея утка зла,
В ней – яйцо, а в нем - … (игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кащея …(станет).
Библиотекарь. Молодцы, ребята! Какая замечательная у вас с Винни-Пухом сказка получилась! Давайте вместе поблагодарим Винни-Пуха и пожелаем ему удачи!
Отгадайте загадку:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей.
(Красная Шапочка)
Появляется Красная Шапочка, в руках у нее корзинка.
Библиотекарь
Красная Шапочка, что ты здесь делаешь?
Красная Шапочка. Я заблудилась в сказках и не могу найти дорогу. Чтобы выбраться отсюда, я должна исправить ошибки. Ребята, помогите мне.
(Показывает детям предметы, вещи, принадлежащие героям сказок, а дети узнают их.) Например: зеркальце — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», золотые орешки — «Сказка о царе Салтане», яблоко и блюдце – «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», золотой ключик – «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Красная Шапочка. Спасибо, ребята! Побегу, меня бабушка ждет!
Библиотекарь: А сейчас мы с Волшебной книгой проведем конкурс, который называется «Блиц-вопросы». Мы будем вам задавать наводящие вопросы, а вы должны будете угадать о чем или о ком говорится.
Конкурс «Блиц – вопросы»
1.Звонкий, быстрый, веселый. (Ручей)
2.Вкусный, сочный, алый. (Арбуз)
3.Желтые, красные, осенние. (Листья)
4. Холодный, белый, пушистый. (Снег.)
5. Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
6. Серый, зубастый, голодный. (Волк.)
7. Маленькая, серенькая, пугливая. (Мышка.)
8. Ветвистая, зеленая, колючая. (Ель.)
9. Новая, интересная, библиотечная. (Книга.)
10. Старый, кирпичный, четырехэтажный. (Дом.)
11. Высокий, горбатый. (Верблюд.)
16. Птица длиннохвостая, говорливая, болтливая. (Сорока.)
Библиотекарь. Замечательный у нас сегодня праздник получился! Ведь правда?
Я попрошу выйти сюда моих сказочных помощников. (Выходят Красная Шапочка, Незнайка, Винни-Пух, Волшебная книга)
Вот и закончилась игра, Красная Шапочка
Расходиться нам пора.
Поиграли мы – ура! Незнайка
Развлекались хоть куда.
Всем спасибо за внимание, Винни- Пух
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнования, Волшебная книга
Обеспечивший успех.
Говорим мы: до свидания, Библиотекарь
До счастливых, новых встреч. Все вместе
Библиотекарь: Дорогие ребята! Учитесь у героев книг любить нашу землю, её поля, и леса, её города, её небо, её реки, её язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги!
Использованная литература:
- Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы /авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград. Учитель, 2009. - 173с.
- Лучшие сценарии развлекательных и познавательных программ для школьников. /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль: академия развития, 2008. – 192с., ил.
- Праздничный марафон. Игровые и познавательные программы для школьников. /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина; худож. С.В. Павлычева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192с.: ил.