Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
5 класс, Вариант 4
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Поз..ней осен..ю увид..ш..(1) то белый снег то ч..рную землю.
В..сной (из)пр..талин зап..хн..т(2) землёй а осен..ю снег..м.
Ре(т, д)ко бывает, что пр..глян..т со..нце на какой-нибудь час.
Тогда б..льшое удовольствие (до)ставля..т нам д..сяток уже замёр..ших но уц..левших от бурь лист..ев на иве или очень мал..нький цветок (под)ногами.(3)
Я н..клоняюсь к глубокому цветку и с уд..вольствием узнаю ивана.(4) Это один иван остался от дв..йного цветка, всем извес..ного ивана-да-марьи.
Настоящий цветок ж..лтая марья. Это от марь.. Упали на осенн.. землю с..мена, чтобы в новом году опять п..крыть её иванами и марьями.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
– фонетический разбор (звуко-буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах:
Перезвонит
Средства
Цепочка
Километр
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Суровый декабрь намёл в лесу сугробы, повесил снеговые шапки.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Нина приговорила дождь пойдёт
2)Валерка прокричал что надо бежать домой
3)По словам местных жителей дожди в этой местности редкие гости
4)Ребята скорее прячьтесь под крышу
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Хорош лес в зимнем уборе!
2)Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.
3)Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки, ромашки, одуванчики.
4)Огненные настурции вились по огородам и по стенам домов.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1)Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.
2)Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.
3)Вспыхивают и гаснут снежные искры.
4)Ясная берёза распустила светлые косы и блестит на солнце нежной берестой.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Носорог спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжелую голову.(2) Его закрытые глаза затерялись в складках кожи.(3)Интересно, что снится носорогу - родная жаркая Африка или сердитая старушка в синем халате ?
(4)Алексей Бочаров стоял перед клеткой и ждал, сжимая в руке бутерброд с розовой колбасой.(5) А потом он просунул сквозь прутья голову, сколько позволяла шея, и позвал
-(6)Носик, Носик, Носик!
(7)Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки.(8) Глаза носорога оказались большими, внимательными настороженными.
(9)Они смотрели на мальчика и светились радостью.
(9)Они смотрели на мальчика и светились радостью.
-(10)Носик, хочешь колбаски? – крикнул мальчик и протянул руку , в которой был зажат его завтрак.
(11) Носорог встал на ноги- у него это получилось легко и бесшумно, словно огромная туша весила сущие пустяки, - и медленно двинулся к мальчику.(12) Он шёл, и его лопатки, как шары перекатывались под толстой кожей .(13) Кожа была рыжеватой, как броня, слегка проржавевшие от долгих дождей. (14)На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче .
(15)В этот момент мальчик понял, что носорог- самый красивый зверь на свете и что за его грозной внешностью скрывается доброта и кротость если к нему относиться по-человечески, он не пустит в ход свои страшные рога.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что носорог может вызвать страх? Запишите ответ
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста. Запишите ответ.
11 В предложениях 1-2 найдите слово со значением «неровности, волнообразные изгибы». Выпишите это слово.
12 В предложениях 7-9 найдите антоним к слову «печаль» и выпишите его.
Ответы:
Поздней осенью увидишь то белый снег, то чёрную землю.
Весной из проталин запахнет землёй, а осенью снегом.
Редко бывает, что приглянет солнце на какой-нибудь час.
Тогда большое удовольствие доставляет нам десяток уже замёрших ,но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький цветок под ногами.
Я наклоняюсь к глубокому цветку и с удовольствием узнаю ивана. Это один иван остался от двойного цветка, всем известного ивана-да-марьи.
Настоящий цветок жёлтая марья. Это от марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть её иванами и марьями.
2 Фонетический разбор
У-[у]
В-[в’]
И-[и]
Д-[д’]
И-[и]
Ш-[ш]
Ь-[-]
7 букв, 6 звуков, 3 слога
Морфемный разбор
‘За’-приставка
‘Пах’-корень
‘Н’-суффикс
‘ет’-окончание
Морфологический разбор
(под)ногами
1)(под)ногами- имя существительное, обозначает предмет: (под чем?)(под?)ногами;
2)Начальная форма- нога; неодуш., нарицат., ж.р.,1-е скл.; во мн. Ч., творит.падеже4
3)В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор.
Я наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю ивана.
Предложение повествовательное,невосклицательное,простое,распростронённое,осложнено однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: я (подлежащее); наклоняюсь, узнаю(однородные сказуемые).Второстепенные члены предложения (наклоняюсь) к цветку –обстоятельство; (узнаю) с удивлением- обстоятельство;(узнаю)ивана- дополнение,(к цветку)голубому- определение.
3 Перезвонит, средства, цепочка, километр.
3 Перезвонит, средства, цепочка, километр.
4 Суровый(прил.) декабрь(сущ.) намёл(гл) в(предл.) лесу(сущ.) сугробы(сущ.), повесил(гл) снеговые(прил.) шапки(сущ.)
5 Нина проговорила : «Дождь пойдёт»
А: «П»
6 Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки, ромашки, одуванчики.
Это предложение с обобщающим словом при однородных членах <или> обобщающее слово <или> обобщающее слово находится перед однородными членами предложения.
7 Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
7 Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы
8 Если к животному относиться по доброму, оно никогда не причинит тебе вреда. Так , носорог никогда не пустит в ход свои страшные рога
9 На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче .
9 На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче .
10 Описание
11 Складках
12 Радостью
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна