Всероссийская проверочная работа по русскому языку (5 класс, Вариант 4)
Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс, Вариант 4 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Поз..ней осен..ю увид..ш..(1) то белый снег то ч..рную землю. В..сной (из)пр..талин зап..хн..т(2) землёй а осен..ю снег..м. Ре(т, д)ко бывает, что пр..глян..т со..нце на какой-нибудь час. Тогда б..льшое удовольствие (до)ставля..т нам д..сяток уже замёр..ших но уц..левших от бурь лист..ев на иве или очень мал..нький цветок (под)ногами.(3) Я н..клоняюсь к глубокому цветку и с уд..вольствием узнаю ивана.(4) Это один иван остался от дв..йного цветка, всем извес..ного ивана-да-марьи. Настоящий цветок ж..лтая марья. Это от марь.. Упали на осенн.. землю с..мена, чтобы в новом году опять п..крыть её иванами и марьями.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко-буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Перезвонит Средства Цепочка Километр 4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Суровый декабрь намёл в лесу сугробы, повесил снеговые шапки.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) 1)Нина приговорила дождь пойдёт 2)Валерка прокричал что надо бежать домой 3)По словам местных жителей дожди в этой местности редкие гости 4)Ребята скорее прячьтесь под крышу
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Хорош лес в зимнем уборе! 2)Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. 3)Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки, ромашки, одуванчики. 4)Огненные настурции вились по огородам и по стенам домов.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. 2)Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель. 3)Вспыхивают и гаснут снежные искры. 4)Ясная берёза распустила светлые косы и блестит на солнце нежной берестой.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Носорог спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжелую голову.(2) Его закрытые глаза затерялись в складках кожи.(3)Интересно, что снится носорогу - родная жаркая Африка или сердитая старушка в синем халате ? (4)Алексей Бочаров стоял перед клеткой и ждал, сжимая в руке бутерброд с розовой колбасой.(5) А потом он просунул сквозь прутья голову, сколько позволяла шея, и позвал -(6)Носик, Носик, Носик! (7)Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки.(8) Глаза носорога оказались большими, внимательными настороженными.
(9)Они смотрели на мальчика и светились радостью. (9)Они смотрели на мальчика и светились радостью. -(10)Носик, хочешь колбаски? – крикнул мальчик и протянул руку , в которой был зажат его завтрак. (11) Носорог встал на ноги- у него это получилось легко и бесшумно, словно огромная туша весила сущие пустяки, - и медленно двинулся к мальчику.(12) Он шёл, и его лопатки, как шары перекатывались под толстой кожей .(13) Кожа была рыжеватой, как броня, слегка проржавевшие от долгих дождей. (14)На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче . (15)В этот момент мальчик понял, что носорог- самый красивый зверь на свете и что за его грозной внешностью скрывается доброта и кротость если к нему относиться по-человечески, он не пустит в ход свои страшные рога.
8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что носорог может вызвать страх? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста. Запишите ответ.
11 В предложениях 1-2 найдите слово со значением «неровности, волнообразные изгибы». Выпишите это слово. 12 В предложениях 7-9 найдите антоним к слову «печаль» и выпишите его.
Ответы: Поздней осенью увидишь то белый снег, то чёрную землю. Весной из проталин запахнет землёй, а осенью снегом. Редко бывает, что приглянет солнце на какой-нибудь час. Тогда большое удовольствие доставляет нам десяток уже замёрших ,но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький цветок под ногами. Я наклоняюсь к глубокому цветку и с удовольствием узнаю ивана. Это один иван остался от двойного цветка, всем известного ивана-да-марьи. Настоящий цветок жёлтая марья. Это от марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть её иванами и марьями.
2 Фонетический разбор У-[у] В-[в’] И-[и] Д-[д’] И-[и] Ш-[ш] Ь-[-] 7 букв, 6 звуков, 3 слога
Морфемный разбор ‘За’-приставка ‘Пах’-корень ‘Н’-суффикс ‘ет’-окончание
Морфологический разбор (под)ногами 1)(под)ногами- имя существительное, обозначает предмет: (под чем?)(под?)ногами; 2)Начальная форма- нога; неодуш., нарицат., ж.р.,1-е скл.; во мн. Ч., творит.падеже4 3)В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор. Я наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю ивана. Предложение повествовательное,невосклицательное,простое,распростронённое,осложнено однородными сказуемыми. Грамматическая основа: я (подлежащее); наклоняюсь, узнаю(однородные сказуемые).Второстепенные члены предложения (наклоняюсь) к цветку –обстоятельство; (узнаю) с удивлением- обстоятельство;(узнаю)ивана- дополнение,(к цветку)голубому- определение.
3 Перезвонит, средства, цепочка, километр. 3 Перезвонит, средства, цепочка, километр. 4 Суровый(прил.) декабрь(сущ.) намёл(гл) в(предл.) лесу(сущ.) сугробы(сущ.), повесил(гл) снеговые(прил.) шапки(сущ.) 5 Нина проговорила : «Дождь пойдёт» А: «П» 6 Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки, ромашки, одуванчики. Это предложение с обобщающим словом при однородных членах <или> обобщающее слово <или> обобщающее слово находится перед однородными членами предложения.
7 Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. 7 Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы 8 Если к животному относиться по доброму, оно никогда не причинит тебе вреда. Так , носорог никогда не пустит в ход свои страшные рога
9 На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче . 9 На морде сверкали два острых рога, один подлиннее , другой покороче . 10 Описание 11 Складках 12 Радостью
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна