Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
5 класс, Вариант 10
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Леб..ди гуси и утки н..чинали г..товит..ся к (от)лёту.
Отдел..ные гнёзда соед..нялись(2) в бол..шие стаи(4). Старые и бывалые птиц.. учили м..л..дых. Каждое утро эта м..л..дежь с в..селым криком делала б..льшие пр..гулки.
Птиц.. укр..пляли крыл..я для д..лек.. п..релета. Умные в..жаки сн..ч..ла обучали отдел..ные парти.. а потом всех вместе.
Одна Серая шейка (не)могла принимать уч..стия (в)пр..гулках и любовалась ими изд..ли. Ей прих..дилось м..рит..ся со своей су(д,т)ьбой.
Вот в один день вся стая(1) (с,з)билась в одну ж..вую(3) куч.. на р..ке. Слышно было только кряканье главных в..жаков. Старая Утка (не)сп..ла всю ноч.. . Это была последн.. ноч.. которую она пр..в..дила вместе с Серой Шейкой.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
– фонетический разбор (звуко- буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах:
Документ, зубчатый, кедровый, отозвалась.
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Старичок измучился, обругал лукавых зайцев, присел на берегу реки.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Старые вожаки говорили что нужно отправляться в путь
2)А я дедушка не могла улететь вместе с другими
3)Лиса убежала объяснила Серая Шейка
4)Берегись Серая Шейка лиса опять придёт
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Лиса и съела бы Серую Шейку.
2)Соскучилась я по тебе уточка.
3)Какая несчастная эта Серая Шейка.
4)Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1)Заяц был такой же беззащитный и спасал свою жизнь постоянным бегством.
2)Как-то раз Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась.
3)Река точно засыпала и холод старался сковать её льдом.
4)Лиса действительно пришла через несколько дней и села на берег.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Наступила весна. (2)Глубокий снег точно присел, потемнел и начал таять. (З)Особенно скоро это случилось на новой поруби, где весеннее солнце припекало так горячо. (4)Там уже выступали прогалины, снеговая вода сбегала ручьями к одному месту, где под толстым льдом спала зимним сном Речка Безымянка.
— (5)Что вы меня будите раньше времени? — ворчала она. — (6)Вот снег в лесу стает, и я проснусь.
(7)Проснувшись, река не узнала своих берегов; везде было голо и торчали одни пни.
— (8)Что такое случилось? — удивлялась Речка, обращаясь к одиноко стоявшей старой Ели. — (9)Куда девался лес?
(10)Старая Ель со слезами рассказала старой приятельнице о том, как вырубили лес.
— (11)Что же я теперь буду делать? — спрашивала Речка. — (12)Раньше лес задерживал влагу, а теперь всё высохнет
(13)Не будет влаги — не будет и лесных ключиков с холодной водой.
(13)Не будет влаги — не будет и лесных ключиков с холодной водой.
(14)Чем я буду поить прибрежную траву, кусты и деревья? (15)Я сама высохну с горя...
(16)А весеннее солнце продолжало нагревать землю.
(17)Через мокрый, почерневший снег, точно изъеденный червями, пробился первый Подснежник и весело крикнул тоненьким голоском:
— (18)Вот и я, братцы!.. (19)Поздравляю с весной!
(20)Прежде в ответ сейчас же слышался весёлый шёпот елей,
кивавших своими ветвями первому весеннему гостю, а теперь всё молчало кругом, так что Подснежник был неприятно удивлён таким недружелюбным приёмом.
(21)Когда развернулась цветочная почка и Подснежник глянул кругом жёлтым глазком, он ахнул от изумления: вместо знакомых деревьев торчали одни пни; везде валялись кучи хвороста, щеп и сучьев.
(22)Картина представлялась до того печальная, что Подснежник даже заплакал.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, почему подснежник заплакал? Запишите ответ
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12-15 текста. Запишите ответ.
11 В предложениях 3-4 найдите слово со значением «место, где стаял снег и открылась земля». Выпишите это слово.
12 В предложениях 11-12 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите его.
Ответы:
Лебеди, гуси и утки начинали готовиться к отлёту.
Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки.
Птицы укрепляли крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе.
Одна Серая Шейка не могла принимать участие в прогулках и любовалась ими издали. Ей приходилось мириться со своей судьбой.
Вот в один день в составе сбилась в одну живую кучу на реке. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь. Это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
2 Фонетический разбор
С-[с]-согласный, глухой, твёрдый.
т-[т]-согласный, глухой, твёрдый.
а-[а]-гласный, ударный.
я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий.
[а]-гласный, безударный.
4 Буквы, 5 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор
‘Со’-приставка.
‘един’-корень.
‘я’-суффикс.
‘л’-суффикс.
‘и’-окончание.
‘сь’-суффикс
Морфологический разбор
Живую (кучу)
1)Живую (кучу)- имя прилагательное, обозначает признак предмета: кучу (какую?) живую;
2)Начальная форма- живой; полное; в ж.р., ед.ч., винит. падеже;
3)В предложении является определением.
Синтаксический разбор
Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: гнёзда (подлежащее); соединялись (сказуемое).
Второстепенные члены: (гнёзда) отдельные- определение; (соединялись) в стаи -обстоятельство; (стаи) большие- определение.
3 Документ, зубчатый, кедровый, отозвалась.
3 Документ, зубчатый, кедровый, отозвалась.
4 Старичок(сущ.) измучился(гл.), обругал(гл.) лукавых (прил.) зайцев (сущ.), присел(гл.) на(пред.) берегу(сущ.) реки(сущ.).
5 «Лиса убежала»,- объяснила Серая Шейка
«П»,-а.
6 Соскучилась я по тебе, уточка.
Это предложение с обращением <или> обращение <или> обращение в конце предложения
7 Река точно засыпала и холод старался сковать её льдом.
7 Река точно засыпала и холод старался сковать её льдом.
Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы соединённые с помощью интонации.
8 Все жители: Речка Безымянка, Ель, Подснежник- были расстроены тем, что люди вырубили лес <или> Вырубка леса грозила гибелью жителям леса <или> Автор текста осуждает тех , кто вырубил лес, ведь это приведёт к гибели лесных жителей.
9 Подснежник не увидел знакомых деревьев <или> Вместо знакомых деревьев торчали пни.
9 Подснежник не увидел знакомых деревьев <или> Вместо знакомых деревьев торчали пни.
10 Рассуждение.
11 Прогалины.
12 Холодной.
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна