Нестандартное домашнее задание по информатике в 7–11 классе по УМК Л.Л. Босовой
Пояснительная записка
Домашние задания по информатике должны вызывать у учащихся желание их выполнять, повышать мотивацию к изучению предмета, способствовать развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
действие смыслообразования |
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него |
личностное, жизненное самоопределение |
определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
эмоциональная оценка событий, исходя из социальных и личностных ценностей ученика |
Регулятивные УУД, при их помощи ученикам удается организовать свою деятельность.
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
коррекция |
внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
целеполагание |
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно |
планирование |
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
прогнозирование |
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
контроль |
сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
оценка |
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
саморегуляция |
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий |
Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия |
|
||
Общеучебные УУД |
Логические УУД |
УУД постановки и решения проблем |
|
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
формулирование проблемы |
|
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
|
структурирование знаний |
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
|
|
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
подведение под понятие, выведение следствий |
|
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений |
|
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений |
|
|
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
доказательство |
|
|
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
выдвижение гипотез и их обоснование |
|
|
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД включают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
постановка вопросов |
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
разрешение конфликтов |
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
управление поведением партнера |
контроль, коррекция, оценка действий партнера |
умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Результаты обучения зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.
Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становится одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Осуществляя самостоятельное выполнение заданий на компьютере, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание, содействуют выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для обучающихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. Качество преподавания зависит во многом от умения учителя эффективно использовать в процессе обучения различные наглядные средства, применение которых обладает рядом несомненных преимуществ:
¾ удобный источник восприятия новой информации;
¾ обеспечение более высокой степени наглядности, благодаря чему удается конкретизировать какое-либо событие, явление или понятие;
¾ удовлетворение любознательности обучающихся, а также соответствие научным и культурным интересам учеников;
¾ повышение интереса к обучению, что достигается за счет применения разнообразных технических средств, приборов и оригинальных конструкций;
¾ создание эмоционального отношения школьников к изучаемой информации;
¾ предоставление ученикам доступа к такой информации, которая без средств наглядности оказалась бы им не доступной;
¾ способствование сознательному усвоению нового материала, а также развитие наблюдательности, пространственного воображения и мышления;
¾ иллюстрирование связи теории с практикой;
¾ экономия учебного времени за счет более быстрого усвоения учениками нового материала.
Кроме того, наглядные средства обучения выступают в качестве эффективного инструмента для повторения ранее изученного материала, его обобщения, систематизации и организации контроля знаний.
Именно поэтому в качестве нестандартных домашних заданий я практикую разработку памяток, буклетов, «шпаргалок»; создание презентаций, разработку квестов, кроссвордов, которые являются не только результатами учебной деятельности, но и используются в качестве наглядных средств обучения.
Данные средства обучения обладают рядом дидактических особенностей:
· возможность преодоления временных и пространственных границ;
· предоставление значительного объема информации;
· обеспечение глубокого проникновения в сущность изучаемого материала;
· возможность демонстрации изучаемых явлений в динамике или развитии;
· отображаемая информация в максимальной степени соответствует действительности;
· эмоциональная насыщенность и богатство применяемых приемов.
В ходе данной деятельности удается развить следующие способности:
¾ личностные;
¾ коммуникативные;
¾ социальные;
¾ литературно-лингвистические;
¾ манипулятивные;
¾ технологические;
¾ художественно-соматические.
В зависимости от возраста обучающихся, сложности изученного материала и требований к результатам домашнего задания используются различные виды нестандартных домашних заданий и формы их проверки.
класс |
Тема домашнего задания |
Цели |
Степень сложности (минимальный, средний, высокий) |
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями) |
Инструкция к выполнению |
Способ проверки (ответ у доски, выборочная проверка, дискуссия, выполнение аналогичного задания, взаимная проверка, самопроверка, рецензия от одноклассника, опрос класса (устный или письменный), игровые формы проверки (указать какие) и т.д.) |
Приложение* (пример выполнения заданий обучающимися) |
7 |
Графический редактор |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
индивидуальное |
С помощью графического редактора Paint разработать КОМИ орнамент на основе геометрических преобразований (параллельный перенос; зеркальная (осевая) симметрия с вертикальной осью; зеркальная (осевая) симметрия с горизонтальной осью; поворотная (центральная) симметрия). |
рецензия от одноклассников |
|
|
Редактор презентаций |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
Индивидуальное, возможно с родителями |
Составление ТЕМАТИЧЕСКОЙ презентации (День Интернета, 1 мая, 9 мая, Пасха, Последний звонок и др.) |
Выступление по теме Использование презентации для проведения тематического мероприятия (классного часа, беседы, родительского собрания) рецензия от одноклассников |
|
|
Publisher |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
Индивидуальное, возможно групповое |
Разработка комплекта праздничной атрибутики для проведения праздника : праздничной гирлянды, плаката, открытки, грамоты, сертификата (Международный день семьи, Последний звонок, День рождения) |
рецензия от одноклассников Использование праздничной атрибутики для проведения тематического мероприятия (классного часа, беседы, родительского собрания, Дня именинника)
|
|
8 |
Алгоритмы и исполнители |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
высокий |
Индивидуальное, возможно с родителями |
Разработать КОМИ орнамент на основе построения алгоритма для Исполнителя Чертежник в программной среде КуМир 1) путем использования цикла с повторением. |
рецензия от одноклассников |
Орнамент из элементов чум |
|
Начала программирования. Язык программирования Паскаль |
Личностные Коммуникативные Предметные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
индивидуальное |
Разработка «шпаргалки» по языку программирования Паскаль |
рецензия от одноклассников |
Паскаль_памятка |
9 |
Моделирование и формализация. Система управления базами данных |
Личностные Коммуникативные Предметные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
индивидуальное |
Разработка памятки по работе с СУБД |
рецензия от одноклассников |
|
|
Алгоритмизация и программирование |
Личностные Коммуникативные Предметные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
высокий |
индивидуальное |
Разработка памятки по работе с Excel |
рецензия от одноклассников |
|
10 |
Мультимедиа |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
высокий |
Индивидуальное, возможно групповое |
Составление ПРЕДМЕТНОГО кроссворда |
Игровые (прохождение квеста) опрос класса (устное или письменное решение кроссворда) |
кроссворд Бюджет Зашихин Квест_Старченко |
|
Электронные таблицы |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
средний |
Индивидуальное, возможно групповое |
Представить в виде диаграммы расходную и доходную части семейного бюджета, проиллюстрировать действие закона Энгеля (экономика) |
рецензия от одноклассников |
Закон Энгеля |
11 |
Алгоритмизация и программирование |
Личностные Коммуникативные Предметные Метапредметные Этнокультурные овладение способами учебной деятельности формирование информационной культуры развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |
высокий |
Индивидуальное, возможно групповое |
Разработка ТЕМАТИЧЕСКОГО буклета («Защити свои персональные данные», «Шпаргалка по языку программирования ПАСКАЛЬ» и др.) |
рецензия от одноклассников |
Жижева_Буклет_как_защитить_свои_персональные_данные_в_социальных_сетях Шпаргалка_по_Паскалю_Толкачев |