Задания II тура Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд ) для 11 класса
Задания II тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии
обслуживающий труд 11 кл.
Часть I. Теоретическая
1. Если вы прервали еду, то следует положить
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нож слева, а вилка справа от тарелки | Нож справа, а вилка слева от тарелки | Нож и вилка на тарелке, скрестив между собой, вилку ручкой влево, нож ручкой вправо | Нож и вилка на тарелке рядом, параллельно друг другу ручками вправо | Нож и вилка слева от тарелки параллельно друг другу ручками к себе |
2. Для чего необходимо просеивать муку перед замешиванием теста?
___________________________________________________________________________
3. Что является основой для бисквитного теста? Что лучше добавлять в него сахарную пудру или сахарный песок и почему?____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Найти соответствия пищевых веществ и продуктов.
№ | Пищевые вещества | № | Продукты |
1 | Белки | А | Яйцо |
2 | Жиры | Б | Мясо |
3 | Углеводы | В | Молоко |
4 | Минеральные вещества | Г | Крупы и макароны |
5 | Витамины | Д | Виноград |
6 | Вода | Е | Огурцы |
| | Ж | Помидоры |
| | З | Рыба |
Ответы: 1-……; 2-……….;3-……….; 4-…………; 5- ………….; 6- ……… .
5. К технологическим свойствам тканей относятся:
1 | Гигроскопичность | |
2 | Скольжение | |
3 | Сопротивление резанию | |
4 | Осыпаемость срезов | |
5 | Воздухопроницаемость | |
6 | Прорубаемость | |
7 | Раздвижка нитей в швах | |
6. Определите тип и название волокна по его горению:
А) Горит желтым пламенем, выделяется запах жженой бумаги, сгорает полностью, образуется серый пепел__________________________________________________
Б) При внесение в пламя плавится и горит желтым коптящим пламенем, выделяя резкий неприятный запах________________________________________________________
В) При горении в пламени спекается, образуя хрупкий шарик, при вынесении из пламени горение прекращается, ощущается запах жженого пера.______________________________
_____________________________________________________________________________
7. По какому признаку можно определить лицевую сторону набивной ткани.
_____________________________________________________________________________
8. Впишите в правую колонку таблицы термин из приведенного списка, соответствующий его определению: водоупорность, гигроскопичность, драпируемость, износостойкость, прочность, сминаемость, усадка.
Определение | Термин |
Способность ткани противостоять механической нагрузке | ……………………… |
Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги | ……………………… |
Способность ткани образовывать мягкие округлые складки | ……………………… |
Способность ткани образовывать морщины и складки, которые устраняются только при ВТО | ……………………… |
Устойчивость ткани к истиранию, многократным механическим нагрузкам | ……………………… |
Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды | ……………………… |
Способность ткани сопротивляться просачиванию воды | ……………………… |
9. Причинами обрыва верхней нити могут быть:
1 | Слишком сильное натяжение верхней нити | |
2 | Слишком сильное давление лапки | |
3 | Неправильная установка иглы | |
4 | Неправильная заправка ниток | |
5 | Плохое качество ниток | |
6 | Разная толщина верхней и нижней нитей | |
10. В чем заключается работа рейки в швейной машине?__________________________
___________________________________________________________________________
11. Впишите конструктивные элементы шпулечного колпачка, отмеченные цифрами на рисунке:
| А. Пластинчатая пружина; Б. Установочный палец В. Регулировочный винт Г. Шпулька Д. Косая прорезь Е. Корпус шпульки Ж. Крылышко защелки |
|
12. Вставьте пропущенные слова
Вращательное движение главного вала швейной машины в поступательное движение иглы преобразует ………………………механизм.
13. Какой инструмент используют для нанесения резервного состава по контуру рисунка в технике холодного батика?
_____________________________________________________________________________
14. Отдельные детали в технике лоскутного шитья соединяют:
1 | Срезы по долевой нити | |
2 | Срезы по поперечной нити | |
3 | Срез поперечный со срезом по долевой нити | |
4 | Срез по диагонали со срезом по долевой нити | |
5 | Срез по диагонали со срезом по поперечной нити | |
15 . Впишите недостающее слово
Ажурная вышивка, в которой фон узора вырезан, а детали рисунка соединяются воздушными перемычками – бридами, называется ……………..
16. Процесс разработки чертежа основы швейного изделия называется:
1 | Составление технологической карты | |
2 | Моделирование | |
3 | Конструирование | |
4 | Технология пошива | |
17. Для построения чертежа рукава необходимо снять мерки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Др | Дтс | Оп | Озап | Ог | Ди |
18. Отделочная деталь, выкроенная по спирали, кольца или овалу называется
1 | 2 | 3 | 4 |
Подкройная обтачка | Косая бейка | Волан | Окантовка |
19. Посмотрите на рисунки и назовите изображенные на них силуэты одежды
А Б В Г Д
Ответ: А ……………..………….., Б ……………………………, В ………………….
Г ………………………………., Д …………………………..
20. Отметьте знаком + все правильные ответы:
Петли как вид застежки подразделяются на:
1 - - навесные 2 - - прорезные 3 - - накладные
4 - - потайные 5 - - простые 6 - - фигурные
21. Напишите обозначенные цифрами конструктивные линии и срезы спинки изделия
| 1-2 – линия..................................................................................... |
2-3, 5-6 – линии ………………………………………................ | |
3-4, 4-5 –линии ............................................................................. | |
6-7 – линия .................................................................................... | |
7-8 – линия .................................................................................... | |
8-9 – линия .................................................................................... | |
1-9 – линия .................................................................................... | |
11-12, 12-10, 11-13, 13-10 – …………………………................. |
22. Впишите названия обозначенных цифрами конструктивных линий и срезов рукава
| 1-2 – линия......................................................................... |
2-3, 1-6, 4-5– линии .......................................................... | |
3-4, –линия ........................................................................ | |
6-В-5 линии ...................................................................... |
23. Напишите формулы для расчета и рассчитайте растворы вытачек для поясного изделия при следующих значениях мерок:
Ст = 31,6 см, Сб = 44,9 см, Дтс = 38,1 см, Ди = 60 см, Пб = 2,0 см, Пт = 1,0 см.
Сумма растворов вытачек Σ = ………………………………………………………..
Σ = …………………….. = …………………….. = ………… см
Боковая вытачка = …………………… = …………………………. = ………… см
Вытачка на заднем полотнище = ……………… = …………………. = ………… см
Вытачка на переднем полотнище = ……………… = …………………. = ………… см
24. Установить соответствие (принадлежность) различных операций ручным или машинным работам
Швейные работы | Операция |
1. Ручные работы | а) обметывание |
б) пришивание | |
в) окантовывание | |
2. Машинные работы | г) обтачивание |
д) подшивание | |
е) заметывание |
Ответ: 1- …………….…., 2 - ………………….
25. Какие операции следует выполнить с тканью перед раскроем? ………….
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
26. При изготовлении одежды для обработки срезов широко используются следующие технологические операции: ………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
27. Установите соответствие между элементами исторического костюма и их названиями из приведенного списка: епанча, панёва, кушак, завеска, сорока, схенти, сабо, макинтош.
Элемент костюма | Название |
широкий пояс | |
вид юбки | |
мужской плащ | |
набедренная повязка египтян | |
деревянная обувь | |
вид женского головного убора | |
плащ накидка с капюшоном | |
фартук | |
28. Продолжите фразу: «Определение себестоимости по статьям расходов называется ......................................................»
29. Знание особенностей характера и темперамента человека необходимо при выборе его профессиональной деятельности. Подберите верные характеристики к каждому из указанных типов темперамента.
Типы темперамента | Характеристика |
1. холерик | а) человек медлительный, невозмутимый, со слабым внешним проявлением душевных состояний |
2. сангвиник | б) человек быстрый, порывистый, неуравновешенный, склонный к резким сменам настроения |
3. флегматик | в) человек легко ранимый, глубоко переживает даже незначительные неудачи, часто печальный, внешне вяло реагирует на окружающее |
4. меланхолик | г) человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности |
Ответ: 1 - ….., 2 - …….., 3 - ………, 4 - ……….
30. Участок электрической цепи состоит из трех ламп мощностью 40 Вт, 60 Вт и 100 Вт, соединенных параллельно. Какая из этих ламп будет гореть ярче всех?
Ответ: ярче всех будет гореть лампа мощностью ………. Вт.
Практическое задание по моделированию (вариант А)
1. Выполните моделирование блузки на чертеже основы в соответствии с эскизом.
2. Подготовьте выкройку к раскрою
Б