Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (11 класс)
Рекомендации для проведения и проверки школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике 2015-2016 год
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Время выполнения:
- 60 мин –7, 8 классы – 4 задания;
- 1 час 30 мин – 9 классы – 4 задания
- 2 часа – 10,11 классы – 5 заданий.
Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.
Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.
В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.
Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 – 9 классов- 5 баллов.
Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:
Баллы |
Правильность (ошибочность) решения |
5 |
Полное верное решение |
4 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
3 |
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические). |
3 |
Найдено решение одного из двух возможных случаев. |
2 |
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение. |
1 |
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 |
Решение неверное, или отсутствует. |
Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов – 20, для 10, 11 классов –25 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап. 2015-2016 учебный год.
класс
В произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» встречаются строчки:
«А орешки не простые –
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд...»
Допустим, что ядро каждого орешка представляет собой шарик радиусом R = 1 см, а толщина его скорлупки h =1 мм. Плотность золота 19300 кг/м3, масса орешка 38 г. Пользуясь этими данными, определите, чему равна плотность изумруда. Объем V шара радиусом R вычисляется по формуле 4/3πR3.
2. Почему зубной врач, осматривая пациента, вместе с другими инструментами прогревает и зеркальце?
3. Участок проводника длиной 10 см находится в магнитном поле индукцией 50 мТл. Сила электрического тока, протекающего по проводнику, 10 А. Какую работу совершает сила Ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
4. По дороге с интервалом с движутся самосвалы. Двое рабочих несут длинную трубу перпендикулярно дороге и должны пересечь с ней дорогу. С какой минимальной скоростью придется двигаться рабочим, чтобы не помешать движению самосвалов? Длина и ширина самосвала равны м и м соответственно. Скорость движения самосвалов равна м/с. Длина трубы м.
5. Два одинаковых шарика, массой каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков . Чему равно натяжение каждой нити? Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Нм2/Кл2.
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап.
2015-2016 учебный год.
Ответы и краткие решения
11 класс
Решение: чтобы теплые пары, выдыхаемые пациентом не конденсировались на холодном зеркальце.
Ответ: 0,004 Дж
Решение.
За время секунд самосвал успевает отъехать на метров. Длина самосвала 10 метров, следовательно, расстояние между самосвалами метров. А значит, просвет на дороге освобождается не 11, а секунд.
Рабочие за это время должны пройти путь, равный сумме длины трубы и ширины самосвала : м/сек.
Ответ: 1 м/с
Решение. На рисунке представлены силы, действующие
на оба тела. Из него видно, что
Учитывая, что находим Кл.