"Вся семья вместе, так и душа на месте"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская основная общеобразовательная школа № 5»
Методическая разработка воспитательного мероприятия в 3 классе,
посвященное «Году семьи-2024»
по теме: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Халиуллина Гузель Мунавировна
Краткая аннотация мероприятия
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Аннотация проекта Этап | Мероприятие | ||
Наименование мероприятия | «Вся семья вместе, так и душа на месте» | ||
Сроки реализации | Ноябрь-декабрь | ||
Тип мероприятия | Учебно-воспитательный (беседы, дискуссии, викторины) | ||
Целевая группа | Мероприятие ориентировано: на учащихся 1-4 классов на группы продлённого дня, во внеурочное время | ||
Обоснование необходимости мероприятия | Современные дети плохо знают историю своей семьи. Часто они даже не знают отчества своих родителей. А ведь семья — это основа основ! Как растение не может нормально существовать без почвы, так и человек не может существовать без семьи. Семья – это история человека! А человек, который не знает своей истории, не имеет будущего. | ||
Методы проведения мероприятия | Метод беседы, игровой, наглядный, метод практической работы | ||
Оборудование | - ИКТ; |
Содержание
Аннотация ……………………………………………………………… 2
Введение ………………………………………………………………... 3
Основная часть ………………………. ……………………………… 4
4. Практическая часть …………………………………………………….. 5-6
5. Заключение ……………………………………………………………… 6
6. Список используемой литературы …………………………………….. 7
7. Приложение ……………………………………………………………... 8
Введение
«На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье».
Семья – это святое, это твоя сила, это твоя защита и надежда, это твоя вера и стремление, это твоя крепость. Это те люди, которые будут с тобой на протяжении твоей жизни, будут идти рядом, будут подставлять плечо. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Любой человек мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят.
С целью изучения семей, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на детей появилась идея организовать социальный проект «Моя семья», чтобы помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Актуальность мероприятия
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку.
Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.
По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), около половины россиян равнодушно относятся к своей семейной истории. Только 7% сказали, что в их семье составлялась родословная. 48% сказали, что этот вопрос для семьи был безразличен. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. В детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Изучение прошлого поможет родителям рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить. Поэтому поддерживать интерес людей к своей семье очень важно, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Семья, её традиции, уклад всегда занимали и занимают важное место в жизни человека. У каждого из нас есть то личное, сокровенное и самое главное в жизни –семья.
Цель моего мероприятия:
- расширить представления о семье как о родных, близких людях, которые любят, помогают и заботятся друг о друге, о важности и роли семьи в жизни человека;
- воздействовать на эмоциональные чувства;
- способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.
Исходя из целей, я поставила перед собой следующие задачи:
- обогатить знания детей о своей семье;
- воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
-развитие творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся.
Методы исследования - при написании работы я использовала литературу, интернет ресурсы, классные часы, родительские собрания 1-4 классов, настольную книгу учителя начальных классов «Школа радости».
Форма организации: командная игра
Основная часть
Ход игры:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
Вот бы с вами подружиться!
- Сегодня мы собрались вместе как одна большая, дружная семья.
Ребята, у меня есть разного цвета сердечки, подойдите по одному и вытяните любой из них. А теперь найдите свое место в группе. Молодцы!
- Мы сегодня с вами поиграем в командах, для этого мы разделились на группы. За правильный ответ команды получат «сердечки».
Слайд.
- Внимание на экран, повторим правила работы в группах.
- «Я почувствовал себя страшно одиноким и чуть не заплакал. Пошел и сел на скамейку в парке…. Там не было ни души. Наверное, все ушли ужинать. Смеркалось, накрапывал дождь. В домах вокруг парка зажглись огни. … Наверно, повсюду, где горит свет, дети сидят возле своих пап и мам. Только я здесь один, в темноте.» (Отрывок из книги Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!».)
-Разве это хорошо когда ребенок один?
- Разве это правильно?
- Как вы считаете?
- А чтобы узнать как мы можем ему помочь, предлагаю вам разгадать ребусы.
Практическая часть
Задание 1. «Отгадайте ребусы»
Слайд
- Да, ребята, мы можем помочь ему обрести семью.
Сегодняшнее мероприятие посвящено «Году Семьи -2024»
- А что это такое «семья»?
- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Задание 2 – «назови одним словом»
-Попробуйте одним словом объяснить что означает «семья», поразмышляйте, выберите слово, запишите это слово крупным шрифтом на сердечке и прикрепите на доске.
Слайд
Семья – это еще и айсберг.
Почему?
Да потому что мы не всегда выражаем свои чувства к близким. Ведь мы их видим каждый день. Иногда родители бывают уставшими, даже раздраженными. Нам трудно говорить им ласковые слова. А посторонних любить легче, и комплименты сказать легко. Мы же их не видим, как они дома себя ведут. Поэтому надо научиться говорить ласковые, вежливые слова к родным людям. Они не говорят, начинайте сами первыми, ведь родители вас очень сильно любят.
Задание 3 «Ласковые слова»
- У каждого в семье есть родные, дорогие люди. Подберите, как можно больше ласковых слов, которые расскажут о членах вашей семьи.
-Мама какая? (красивая, добрая, ласковая, нежная, умная, требовательная, терпеливая).
- Папа какой? (строгий, умный, сильный, заботливый).
Сестра какая? (веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая)
Брат какой? (сильный, храбрый, миленький, большой)
Слайд
Семья – это геометрическая фигура.
Задание 4 «Если семья геометрическая фигура, то какая?»
Поразмышляйте и скажете, можете даже показать.
Слайд
Семья – это постройка
Задание 5 «Если семья – это постройка, то какая?»
У вас на партах лежат «кирпичи» - постройте из них домик.
Уют лад мир труд
Очаг клад идеал дружба
Тепло удача счастье радость
Любовь забота надежда команда
Крепость верность согласие ответственность
- Что вы можете сказать, семья – это …. Дом!
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях больших и маленьких любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
- В любых семья заботятся, уважают и любят друг друга.
- Главное, чтобы в семье всегда были лад, мир и дружба.
- Как хорошо у вас всех есть семья!
Слайд
«Семья – это музыка»
Говорят если «Вся семья вместе, так и душа на месте» Как вы понимаете это выражение.
Это значит, когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
Если такое состояние души, то хочется петь. Значит, семья еще и музыка!
Задание 5
А если семья – это музыка, то какая?
Заключительная часть
А давайте споем все вместе.
Песня «Моя семья»
Молодцы, ребята! А что почувствовали когда пели песню? (радость, счастье, настроение поднялось)
Значит, семья – это еще и настроение! Думаю, после подведения итогов у вас еще поднимется настроение.
-Давайте подведем итоги. В командах посчитайте «сердечки». Какие итоги?
- Молодцы, ребята, вы показали очень хороший результат. Давайте похлопаем себе!
Рефлексия.
-Ребята, что вам понравилось больше всего?
-Что вы узнали для себя?
Я узнал для себя, что семья это главное в жизни человека, семьей нужно дорожить.
Я желаю ребятам, чтобы в их семьях всегда была любовь, дружба и им было там тепло и уютно.
Я желаю ребятам настоящей, дружной семьи.
Список используемой литературы:
Интернет-ресурсы: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Классный час «Семья и семейные ценности» автор Жидеева Е.А.
Н.И. Дереклеева «Родительские собрания 1-4 классы»
Настольная книга учителя начальных классов. «Школа радости»
Приложение
Ребусы
(подушка)
(семья)
(семья)
(изба)
(дом)