Классный час на тему «Вся семья вместе, так и душа на месте!»
Классный час на тему «Вся семья вместе, так и душа на месте!»
ФИО – Вараксина Светлана Владимировна
Образовательное учреждение - МКОУ «Кежемская СОШ»
Должность - учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж – 19 лет
Квалификационная категория – I
Разработка для обучающихся 7-9 классов
Цель классного часа:
Образовательная: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
Развивающая: способствовать формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности; развивать мышление, речь, воображение; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; формировать умение коллективной работы.
Воспитательная: сформировать чувство любви и гордости к своей семье, уважение к родителям; воспитать систему взглядов о семейных традициях.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
Вид деятельности: беседа-диалог.
Ход классного часа
Вступительное слово.
Читает ученица:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Классный руководитель:
- Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»? (Ответы: мама, папа, дедушка, бабушка, родня, счастье, дом, радость, детский смех, семейный ужин, день рождения и т.д.)
2. Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение» (работа в группах).
1. Семья — это...
2. Мои родители — это...
3. Радость в моей семье — это...
4. Горе моей семьи — это...
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
7. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
Классный руководитель:
- Молодцы, ребята! Итак, семья – это трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.
Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью.
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Ученица:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
3. Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- Какие ещё пословицы о семье вам известны? (задание даётся заранее)
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Намёки да попрёки - семейные пороки.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
В хорошей семье хорошие дети растут.
На что клад, коли в семье лад.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Согласье в семье - богатство.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Когда семья вместе так и душа на месте.
4. «Моя родословная» (ребята по желанию рассказывают о своей родословной).
- Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.
- Чтобы представить свою родословную, ребята, нужно обратить внимание на такие моменты:
1. Назвать фамилию, имя и отчество твоего дедушки, его профессию.
2. Назвать фамилию, имя и отчество твоей бабушки, её профессию.
3. Назвать фамилию, имя, отчество твоей мамы, дату и место рождения.
4. Назвать фамилию, имя, отчество твоего папы, дату и место рождения.
5. Перечислить дальних родственников своей семьи (сколько знаешь), объяснить, кем они являются твоим родителям и вам.
- Соблюдение традиций в семье - это путь к единению семьи.
- Каковы традиции в ваших семьях? (ребята рассказывают о традициях в своих семьях).
Классный руководитель:
- Ребята, как вы думаете, можно ли наш класс назвать семьёй? (ответы ребят).
Классный руководитель:
- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и после уроков, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач, шутим друг с другом. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
5. Характеристика понятий, с помощью которых строится семья.
- Строительство дома состоит из основных ценностных категорий.
Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Я называю значение, а вы подбираете определение этой ценностной категории. (Ученики комментируют необходимость этой ценностной категории)
• Сопереживание (способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
• Равенство (предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка (всей семьёй мы способны на многое.)
• Толерантность (умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс (умение уступать друг другу.)
• Признание (уважение и благодарность.)
• Приспособляемость (умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
• Любовь (нежная забота друг о друге.)
• Верность (преданность друг другу.)
• Умение слушать (прислушиваться друг к другу.)
• Доверие (чувство безопасности и уверенности.)
• Нежность (чуткое отношение друг к другу.)
• Совместное времяпрепровождение (нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)
- Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
6. Синквейн на тему «семья».
7. Рефлексия.
- Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
8. Заключительное слово.
- В заключении мне хочется сказать, что самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!
Список источников:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 9 класс-М.:ВАКО, 2016 г.
http://prazdnik.net.ua/article-3424.htm
http://lib.rus.ec/b/236606/read
http://www.ihappywoman.ru/semya/316-chto-takoje-sjemjejnyje-cjennosti.html
П риложение
Приложение
7