Вводная контрольная работа по географии 11 класс
Вводная контрольная работа по географии в 11 классе
СПЕЦИФИКАЦИЯ
вводной контрольной работы по географии в 11 классе.
1. Назначение вводной контрольной работы
Вводная контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения знаний географии за курс 10 класса учащимися 11-х классов, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание и характеристики вводной контрольной работы
Содержание и основные характеристики вводной контрольной работы определяются на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего(полного) общего образования по географии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
- О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Условия проведения вводной контрольной работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики.
Учащиеся должны быть обеспечены географическими атласами для 10 класса (любого издательства) и калькуляторами.
Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем записывают в бланк тестирования.
4. Время выполнения работы.
На выполнение всей вводной контрольной работы отводится 45 минут.
5. Структура и содержание вводной контрольной работы
Каждый вариант вводной контрольной работы состоит из 14 заданий: 2 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных, 11 заданий с кратким ответом и одного задания с развёрнутым ответом.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
Содержание вводной контрольной работы охватывает учебный материал по географии, изученный в 10 классе к моменту проведения тестирования.
6. Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Распределение заданий, проверяющих уровень знаний содержания отдельных разделов курса географии за 10 класс, показано в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение заданий по содержательным разделам курса географии
Разделы обязательного минимума содержания основного общего образования по географии | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
1. Географические модели. Географическая карта | 1 | 1 | 6,7 |
2. Современная политическая карта мира | 1 | 1 | 6,7 |
3. Взаимодействие человека и природы. Природопользование | 1 | 1 | 6,7 |
4. Население мира | 4 | 4 | 26,6 |
5. Мировое хозяйство | 4 | 4 | 26,6 |
6. Регионы и страны мира | 2 | 2 | 13,3 |
7. Роль и место России в современном мире | 1 | 2 | 13,4 |
Итого | 14 | 15 | 100 |
Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам деятельности показано в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение заданий вводной контрольной работы по видам проверяемых умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
1. Требования «Знать/понимать» | 8 | 8 | 53,3 |
2. Требования «Уметь» | 5 | 5 | 33,3 |
3.Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» | 1 | 2 | 13,4 |
Итого | 14 | 15 | 100 |
7. Распределение заданий вводной контрольной работы по уровням сложности
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент выполнения 60–90; повышенного уровня 20–40; высокого – менее 40.
Распределение заданий вводной контрольной работы по уровням сложности показано в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение заданий вводной контрольной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
1. Базовый | 10 | 10 | 66,7 |
2. Повышенный | 3 | 3 | 20,0 |
3. Высокий | 1 | 2 | 13,3 |
Итого | 14 | 15 | 100 |
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий в целом
Задания с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым ответом проверяются в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с развернутым ответом (№ 14) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всей диагностической работы – 15.
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | ||||
1 | Г | 8 | А,В,Д | ||||
2 | Б | 9 | В,Д,Е | ||||
3 | Ангола | 10 | А | Б | В | ||
3 | 1 | 4 | |||||
4 | А,Б,В | 11 | А,В | ||||
5 | Б,В,А | 12 | 3 | 1 | 2 | ||
6 | С | 13 | Аргентина | ||||
7 | А,Б,В. | | |
Ответ № 14
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе указаны следующие особенности промышленности и ЭГП: 1) в ЮАР развитая электроэнергетика ИЛИ в ЮАР действуют несколько крупных ТЭС 2) возможность импорта алюминиевого сырья морским транспортом ИЛИ возможность экспорта готовой продукции морским транспортом ИЛИ положение на пересечении транспортных путей | |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Обобщенный план вводной контрольной работы для учащихся 11 классов по ГЕОГРАФИИ
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
№ пп | Контролируемые элементы содержания | Контролируемые требования к уровню подготовки обучающихся | Уровень сложности задания | Макс. балл задания |
1 | Роль и место России в современном мире | Знать и понимать роль России в международном геог-рафическом разделении труда. Знать численность и динамику населения отдельных стран и регионов | Б | 1 |
2 | Структура занятости населения. Отраслевая структура мирового хозяйства | Знать и понимать особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Б | 1 |
3 | Географические модели. Географическая карта | Уметь определять на карте географические координаты географических объектов | Б | 1 |
4 | Географические особенности воспроизводства населения мира | Знать численность и динамику населения отдельных стран и регионов | Б | 1 |
5 | Уровень и качество жизни населения | Знать и понимать различия в уровне и качестве жизни населения | Б | 1 |
6 | Географические особенности размещения населения | Уметь оценивать территориальную концентрацию населения | Б | 1 |
7 | Отраслевая структура мирового хозяйст-ва. Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный про-цесс. Миграция. Основные направления и типы миграций в мире. Интеграцион-ные отраслевые и региональные союзы | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений | Б | 1 |
8 | Ведущие страны - экспортёры основных видов промышленной продукции | Знать и понимать особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Б | 1 |
9 | Ведущие страны – экспортёры основных видов сельскохозяйственной продукции | Знать и понимать особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Б | 1 |
10 | Столицы и крупные города | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов | Б | 1 |
11 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран | П | 1 |
12 | Ресурсообеспеченность | Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | П | 1 |
13 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений | П | 1 |
14 | Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Половозрастной состав населения | Уметь объяснять демографическую ситуацию отдель-ных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | В | 2 |
Вводная контрольная работы по ГЕОГРАФИИ для 11 класса: вариант 1
_______________________________________________________________________________________(ФИО ученика)
1. В какой из перечисленных стран численность населения меньше, чем в России?
А) Китай; Б) Индонезия; В) Индия; Г) Великобритания
2 . Для какой из перечисленных стран характерно показанное на диаграмме распределение экономически активного населения по секторам экономики? А) Саудовская Аравия; Б) Афганистан;
В) Китай; Г) Бразилия
3. Определите, столица какого государства имеет географические координаты 8º 30′ ю.ш. и 13º 10′ в.д. Ответ: __________________.
4. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя рождаемости населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
А) Германия; Б) Австралия; В) Бразилия
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Ответ: ____ ___ ____
5. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них средней ожидаемой продолжительности жизни населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
А) Япония; Б) Эфиопия; В) Бразилия. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Ответ:___ ___ ___
6 . Какая из территорий, обозначенных на карте, имеет наименьшую среднюю плотность населения? Ответ:________________
7. В каких из высказываний содержится информация об отрасли международной специализации? Запишите цифры, под которыми они указаны. А) В 2014 г. Россия продолжала расширять поставки нефти в Китай, подписывая всё новые и новые контракты. Б) В настоящее время Колумбия является одним из ведущих производителей и экспортёров кофе; В) Испания является ведущим мировым производителем и экспортером оливкового масла и оливок. Г) В 2013 г. импорт товаров из стран ЕврАзЭС в Россию составил19994 млн долларов. Ответ: _______.
8. В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? А) США; Б) Норвегия; В) Россия; Г) Франция; Д) Китай; Е) Бразилия; Ответ: ____ ____ ____
9. Какие три из перечисленных стран относятся к числу крупнейших в мире производителей риса? Запишите цифры, под которыми указаны эти страны: А) Греция; Б) Новая Зеландия; В) Индия; Г) Монголия; Д) Китай; Е) Таиланд.
Ответ: ___ ___ ___
А | Б | В |
| | |
СТРАНА СТОЛИЦА
А) Португалия; Б) Перу; В) Пакистан. 1) Лима; 2) Канберра; 3) Лиссабон; 4) Исламабад
11. Какие из утверждений о Бразилии верны? Запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.
А) Бразилия лидирует по численности населения на материке, на котором она расположена; Б) Бразилия по форме правления является монархией; В) Бразилия обладает значительными запасами железных руд; Г) В общей численности населения Бразилии преобладает сельское население. Ответ: _____________.
12. Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны слева на право в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
| Страна | Площадь пашни, млн га (2013 г.) | Численность населения, млн человек (2013 г.) |
| ||||||
1) | Италия | 6,8 | 59,8 | |||||||
2) | Польша | 11,0 | 38,5 | |||||||
3) | Нидерланды | 1,0 | 16,8 |
13. Определите страну по её краткому описанию: «Это вторая по площади территории страна на материке, на котором она находится. Имеет выход к Атлантическому океану. По форме правления является республикой. В общей численности населения доля городского населения превышает 9%. Одно из основных природных богатств - земельные ресурсы: около половины её территории занимают сельскохозяйственные угодья. Является одним из крупных мировых производителей и экспортёров зерна. Государственный язык - испанский. Ответ: ___________________________.
14. ЮАР одна из наиболее богатых запасами полезных ископаемых стран мира. Такие отрасли промышленности, как чёрная металлургия, медная и свинцово-цинковая промышленность развиваются с использованием собственного сырья; близость к сырьевой базе - важная особенность размещения предприятий вышеперечисленных отраслей. Размещение предприятий алюминиевой промышленности несколько иное. Центром выплавки первичного алюминия является морской порт Ричардс - Бей (на востоке страны). Какая особенность промышленности ЮАР, кроме возрастающего спроса на легкий металл, способствовала развитию алюминиевой промышленности в стране? Какая особенность ЭГП
г. Ричардс - Бей способствовала размещению в нём алюминиевого завода? Укажите одну особенность промышленности ЮАР и одну особенность ЭГП. Ответ:________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________