Вводный урок русского языка в 5 классе «Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке» Вербальный вояж по лингвистическому царству, русскому государству.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 88 ГО ДОНЕЦК»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ВЕРБАЛЬНЫЙ ВОЯЖ
ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ЦАРСТВУ,
РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Методическая разработка первого урока
по русскому языку
«Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке»
для учащихся 5 классов
Учитель русского языка и литературы
Дубовая Алла Витальевна
Донецк-2024
Тема. «Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке» Вербальный вояж по лингвистическому царству, русскому государству.
Цели Вводного урока
образовательная: актуализировать знания учащихся о русском языке; способствовать сохранению и повышению интереса к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности;
развивающая: развивать духовные и нравственные качества, мировоззрение учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности;
воспитательная: последовательно и глубоко приобщать к русской культуре.
Основные задачи:
начать проведением урока о русском языке ряд последовательных мероприятий в новом учебном году, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;
способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка в Донецкой Народной Республике;
акцентировать внимание на республиканском уровне важности заботы о сохранении русского языка;
вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка;
мотивация интереса учащихся к изучению русского языка, русской литературы и культуры, формирование языковой личности учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.
Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение слушать и слышать, вести диалог, извлекать информацию из различных источников.
Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, о русских писателях и поэтах, понимание особенностей языкового оформления, повышение культуры речи.
Личностные: способствовать развитию эстетического чувства, осознанию языка как части культуры и национального достояния, воспитанию чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку.
Тип: урок общеметодологической направленности.
Форма проведения: урок-путешествие.
Класс: 5.
Методы и приёмы работы: технология развития критического мышления, пазл-технология, приём «Выбор цели по маршруту», приём «Сторителлинг» (Storytelling), составление лингвистического супервайзера «Русский язык», приём «Верю - не верю», грамматический флешмоб "Пишем по-русски грамотно", визуализация учебного материала, когнитивно-обобщающий диалог, рефлексия содержания материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, маршрутный лист урока, пазлы-составляющие, текст сказки, заготовки для блок-схемы «Русский язык», вопросы-факты «Верю – не верю», текст объяснительного диктанта-концепта, социальный ролик о русском языке и культуре, сердечки, учебники, рабочие тетради.
Ожидаемые результаты:
сформированные представления о значимости, богатстве русского языка;
понимание необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку;
ключевые умения читать, писать, слушать, вести диалог как проявление способов общения и взаимодействия;
сформированные умения приводить примеры по изученной теме.
Содержание урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Организационный момент.
Психологический старт. Слово учителя:
Слово о слове совсем не ново,
И всё же я снова восславлю слово.
Слово - всей нашей жизни основа.
Жить и любить невозможно без слова.
С нами всюду, всегда слова.
Слово в жизни всему голова.
Эдуард Асадов
Сообщение темы урока и совместное целеполагание.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я поздравляю вас с Днём знаний!
Наш Первый урок тоже будет праздничным: мы посвятим его русскому языку, потому что он является основополагающим элементом культуры Донбасса. А мы с вами должны его сохранить и развивать.
Тема первого урока: «Богатство и выразительность русского языка» Вербальный вояж по лингвистическому царству, русскому государству».
Сегодня мы говорим о нашем родном русском языке и отправляемся в увлекательное путешествие по курсу 5 класса!
Методический приём «Выбор цели по маршруту».
Слово учителя:
- Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть в самые интересные уголки? Нужна карта!
Работа с маршрутным листом урока. Учащимся необходимо сформулировать цели урока, используя маршрутный лист урока.
Вспомогательные вопросы:
- Что узнают нового?
- Чему научатся?
- Что необходимо вспомнить, уметь, чтобы усвоить тему урока?
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Использование пазл-технологии. Слово учителя.
- В дальний путь мы отправляемся от родного порога. Предлагаю вам собрать дом под названием «Донецкая Народная Республика». У любого здания должны быть прочный фундамент и крепкие стены. Расположите прямоугольники-кирпичики с главными составляющими нашего общего дома в необходимом порядке.
Д Н Р
| | |
| | |
| | |
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
ДОНБАСС |
Пазлы-составляющие: русский язык, семья, социум (друзья), успехи и достижения, новые горизонты, слава земляков, победа, история, любовь к Родине.
Вывод. В основе нашего дома, в его крепком фундаменте – русский язык! Без него не существует Донбасса и нас с вами!
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Актуализация опорных знаний учащихся.
Методический приём «Сторителлинг» (Storytelling).
Слово учителя:
- Давным-давно это было. Так давно, что на свете этом не было ещё ни меня, ни вас, ни родителей ваших, и даже ни дедушек, и ни бабушек, ни прадедушек и ни прабабушек наших.
З а сахарными горами, за конфетными лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь Русский Язык, по прозванию Великий и Могучий. Жил он в просторном резном тереме, в хрустальных палатах! И не просто царь, а настоящий Волшебник! Царство его было обширное, богатое, красивое и прекрасное, вряд ли такое ещё, где можно на земле отыскать!
Как-то раз призвал царь своих четырёх дочерей и говорит им: «Дети мои любимые! Много я слов русских создал, много слов заморских в своём царстве приютил, так много, что трудно мне стало одному управлять моим Лингвистическим царством. Пришло ваше время. Разделю моё царство на части, которыми вы управлять станете. Но дружно живите, в единстве и согласии, помогайте друг другу. Ты, Грамматика, дочь моя старшая, придай словам особый строй и формы разные, законы для них издай, по которым все слова русского языка жить станут, надели слово каждое своими признаками грамматическими. Ты, Морфология, дочь моя средняя, все слова русского
я зыка раздели на группы большие да рассели их по разным городам, чтобы у каждой группы слов свой город был и своя семья. Ты, Орфография, издай такие законы, чтобы все знали, как правильно следует писать буквы и слова русские. А ты, дочь моя младшенькая, Пунктуация, издай законы соединения слов в словосочетаниях и предложениях да систему знаков препинания и правила их постановки придумай, чтобы не сливались слова в одно целое и тем не путали народ праведный».
Что же, дочки царя-батюшку не могли ослушаться, и каждая принялась за свою работу. Жили они — не ленились, без устали трудились. Так честно и исправно и по сей день правят они своими царствами на радость отцу да во славу русскую!
А я приглашаю вас в увлекательное и занимательное путешествие по волшебному царству-государству царя Великого и Могучего Русского Языка Славного. Вы, друзья, всё запоминайте! Мудрость сказок сих понять сумейте — смело дело разумейте!
Это только присказка — вся сказка впереди…
Составление лингвистического супервайзера «Русский язык».
Работа с блок-схемой по сказке.
Слово учителя:
- Соберем всех дочерей вокруг царя-батюшки! И пусть это будет незабываемая встреча! О ней вы должны помнить до самого окончания школы!
Методический приём «Верю-не верю».
Работа может выполняться фронтально, по цепочке, по группам с необходимыми пояснениями учителя.
Слово учителя:
- В каждой сказке, в любом путешествии мужественные герои преодолевают трудности и проходят сложные испытания. И вам сегодня предстоит справиться с 10 интереснейшими загадками! Правдивы ли эти факты?
1. Большинство слов с буквой Ф в русском языке – заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой – флот. (+)
2. В русском языке есть всего 4 слова, начинающихся с буквы Й. (-)
Пояснение. В русском языке есть 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство помнит лишь йод, йогурт, йога и Йошкар-Олу.
3.В русском языке есть слова на Ы. (+)
Пояснение: Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
В русском языке нет слова с тремя буквами Е подряд. (-)
Пояснение. Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее(и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).
Самое длинное одушевленное существительное — одиннадцатиклассница. (+)
В русском языке есть слова на Ы. (+)
Пояснение. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
В русском языке нет слова с тремя буквами Е подряд. (-)
Пояснение. Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее(и прочие на -шеее: например, криво-, коротко).
Самое длинное одушевленное существительное — одиннадцатиклассница. (+)
Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). (+)
В русском языке все междометия короткие: ай, ой, пока. (-)
Пояснение. Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет(15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
Слово соответственно является самым длинным предлогом. (+)
Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой. (+)
В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой «ко» — закоулок. (+)
4.Грамматический флешмоб "Пишем по-русски грамотно".
Объяснительный диктант-концепт.
Слово учителя:
- Самое главное, самое важное в путешествии необходимо правильно записать, чтобы потом поделиться с родными и близкими, оставить для своих последователей.
Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (К.Паустовский)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев)
Визуализация учебного материала.
Просмотр видеоролика о русском языке.
Слово учителя:
- Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку да величие языка русского!
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Итоги урока.
Когнитивно-обобщающий диалог с учащимися.
- Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?
- Богат ли русский язык словами, позволяющими выразить оттенки чувств?
- Как народные пословицы, поговорки, загадки обогащают русский язык?
- Объясните пословицу «Доброе слово и кошке приятно».
- Какими словами И.С. Тургенев охарактеризовал русский язык?
2. Рефлексия «Русский язык в моём сердце».
Н а сердечках учащиеся записывают выражения:
- Я люблю русский язык за то, что…;
- слова-эпитеты к понятию «Русский язык»;
- свои пожелания процветания и развития.
Учащиеся озвучивают и прикрепляют сердечки к пазл-изображению «ДНР».
3. Вербально-эмоциональный финиш.
Слово учителя:
- Сегодня состоялось первое увлекательное путешествие по огромному Лингвистическому царству! Знание русского языка – это часть уважения к себе.
То, насколько грамотно человек говорит или пишет на родном языке, в первую очередь важно для него самого. Сегодня каждый может сам решать, хочет ли он быть или казаться грамотным. Хочешь выделяться из серой толпы? Знай русский язык!
Язык наш прекрасный —
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки —
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Оценивание учащихся.
Дифференцированное домашнее задание:
- составить монологическое высказывание «За что я люблю родной язык?»;
- найти и записать 3 высказывания о русском языке;
- выполнить упражнение 2 на странице 5.
Список использованной литературы
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
Русский язык: 5-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 155 с.
Социальный ролик о русском языке и культуре https://www.youtube.com/watch?v=6Bn2EV-_Ues
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна