Вводный урок русского языка в 5 классе «Язык и речь»
Технологическая карта урока
Тема урока: Язык и речь
Цель урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные.: Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.
Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.
Тип урока: Открытие новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения
Ход урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации учебной деятельности. Виды работ учащихся |
1. |
Организацион ный момент |
Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться. Давайте начнем с вами наш первый урок. С этого урока мы будем встречаться с вами часто на уроках русского языка и литературы. Вот некоторые моменты по организации уроков русского языка. Учитель знакомит с требованиями к заполнению тетрадей. |
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. Знакомятся с памяткой. Приложение 1 |
Коллективная. Слушание, беседа. |
2. |
Постановка учебной задачи, формулировка темы урока |
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Давайте изобрази все понятия данного слова. Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. Язык пламени Язык….- изобразить нельзя. для чего нужен такой язык? как мы можем общаться? / а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное
Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? Язык и речь. |
(,,,,,) Язык Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения. (слайд 2) разговаривать, общаться/ разговариваем, т.е. устное общение/ / Значит, речь бывает устной и письменной. Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь (Слайд 3) |
Индивидуальная. Письменная работа в тетрадях с элементами беседы Учащиеся делают вывод, формулируют определение. Коллективная. Устные высказывания. Коллективная. Письменная работа. |
3. |
Работа над темой урока 1) 2) 3) |
Что возникло раньше: устная речь или письменность? Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать. - Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить. - Как они общались? Как передавали информацию? - Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена (Происхождение устной и письменной речи) Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке. |
Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают). - Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь» (Слайд 4,5,6,7,8,9,10) |
Коллективная. Высказывания учащихся. Творческое задание Комментированный просмотр презентации. |
Физкультминутка (11 слайд) |
||||
4) 5) 6) |
Что произошло в 988 году? - 988 год - крещение Руси. Как появились эти книги? - Что такое алфавит? Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА. - Для чего создали кириллицу? Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу. 1. Посмотрите на эту азбуку. в старой азбуке или в современном алфавите больше букв? как называется первая буква? а вторая? прочитайте две вместе, что получилось? аз + буки = азбука. 2. Еще один секрет Кириллицы: аз-я буки - буквы веди - ведать, знать глаголь - говорить добро-хорошо. - что получается? 3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари. Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки". Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров. Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение. |
- учащиеся рассказывают то, что знают об этом историческом событии. (слайд 12) - В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит. (слайд 13-16) Печатный вариант – приложение 2 Просмотр видеоролика «История русской словесности» - высказывание мнений о фильме - совокупность букв или других знаков данной системы письма. - порядок букв, принятый в азбуке |
Просмотр фильма Коллективная беседа |
|
4 |
Подведение итогов. Рефлексия |
Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового? Что было вам интересно? |
Высказывания учащихся. Заполнение небольших опросников по уроку. (слайд 17) |
Коллективная. Индивидуальная |
5. |
Домашняя работа |
На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение». Дома вам необходимо просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного. Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык» |
Записывают домашнее задание. Что не понятно, уточняют. (слайд 18) (Слайд 19) |
Ершова Любовь Германовна
Сенчукова Юлия Сергеевна
Иванова Елена Максимовна
МФС
Хорева Елена Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лилия Павловна