12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенчукова Юлия Сергеевна898
Россия, Тверская обл., д.Рязаново

Технологическая карта урока

Тема урока: Язык и речь

Цель урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные.: Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

Тип урока: Открытие новых знаний

Вид урока: урок-исследование.

Технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения

Ход урока.

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности.

Виды работ учащихся

1.

Организацион ный момент

Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться.

Давайте начнем с вами наш первый урок.

С этого урока мы будем встречаться с вами часто на уроках русского языка и литературы. Вот некоторые моменты по организации уроков русского языка.

Учитель знакомит с требованиями к заполнению тетрадей.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Знакомятся с памяткой.

Приложение 1

Коллективная.

Слушание, беседа.

 

 

2.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Давайте изобрази все понятия данного слова.

Язык – подвижный мышечный орган в полости рта.

Язык пламени

Язык….- изобразить нельзя.

для чего нужен такой язык?

как мы можем общаться? /

а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное


 

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Язык и речь.

(,,,,,)

Язык

Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

(слайд 2)

разговаривать, общаться/

разговариваем, т.е. устное общение/

/ Значит, речь бывает устной и письменной.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь

(Слайд 3)

Индивидуальная.

Письменная работа в тетрадях с элементами беседы

Учащиеся делают вывод, формулируют определение.

Коллективная.

Устные высказывания.

Коллективная.

Письменная работа.

3.

Работа над темой урока

1)

2)

3)

Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

- Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить.

- Как они общались? Как передавали информацию?

- Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена (Происхождение устной и письменной речи)

Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают).

- Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь»

(Слайд 4,5,6,7,8,9,10)

Коллективная.

Высказывания учащихся.

Творческое задание

Комментированный просмотр презентации.

Физкультминутка (11 слайд)

 

4)

5)

6)

Что произошло в 988 году?

- 988 год - крещение Руси.

Как появились эти книги?

- Что такое алфавит?

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

- Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

1. Посмотрите на эту азбуку.

в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

как называется первая буква?

а вторая?

прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

2. Еще один секрет Кириллицы:

аз-я

буки - буквы

веди - ведать, знать

глаголь - говорить

добро-хорошо. - что получается?

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

- учащиеся рассказывают то, что знают об этом историческом событии.

(слайд 12)

- В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

(слайд 13-16)

Печатный вариант – приложение 2

Просмотр видеоролика «История русской словесности»

- высказывание мнений о фильме

- совокупность букв или других знаков данной системы письма.

- порядок букв, принятый в азбуке

Просмотр фильма

Коллективная беседа

4

Подведение итогов.

Рефлексия

Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового?

Что было вам интересно?

Высказывания учащихся.

Заполнение небольших опросников по уроку.

(слайд 17)

Коллективная.

Индивидуальная

5.

Домашняя работа

На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение».

Дома вам необходимо просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного.

Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык»

Записывают домашнее задание.

Что не понятно, уточняют.

(слайд 18)

(Слайд 19)

 

 

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ершова Любовь Германовна, 02.02.17 в 15:53 1Ответить Пожаловаться
нет приложения и презентации
Сенчукова Юлия Сергеевна, 04.02.17 в 13:42 1Ответить Пожаловаться
если нужно после конкурса добавлю
Иванова Елена Максимовна, 29.08.17 в 00:41 0Ответить Пожаловаться
Я буду Вам очень признательна и благодарна, если добавите презентацию и приложение к этому уроку! :)
МФС, 03.02.17 в 05:45 1Ответить Пожаловаться
Нет презентации
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.08.18 в 12:21 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок,но хотелось бы и продолжение( презентацию к нему)! Благодарю за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.