Материал на проверке

«Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 20 February

Категория обучающихся моего класса представляет собой группу, основными общими чертами которой является  психофизический дефект и выраженные речевые нарушения. Помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта также проявляются грубые нарушения всех сторон психики: сенсомоторики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Одной из волнующих меня проблем, является организация обучения детей таким образом, чтобы процесс обучения был доступным, увлекательным, интересным, и при этом они активно работали.


 Актуальность опыта

Тема, над которой я работаю - «Взаимодействие игровой  и учебно-познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС». Актуальность темы обусловлена тем, что игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов начальной школы. Использование игровых форм для организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации.


«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

( В.А.Сухомлинский)


 Целью моего педагогического опыта являлось: повышение уровня мотивации младших школьников  с нарушением интеллекта к учебным предметам через взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности.

Для того чтобы достичь поставленной цели, я ставила пред собой следующие задачи:

  • Ознакомиться и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу, описывающую эффективность взаимодействия игровой и учебно – познавательной деятельности;
  • выявить значение взаимодействия игровой и учебно – познавательной деятельности для  младших школьников с нарушением интеллекта в урочное время;
  • уточнить  методы и приемы организации взаимодействия игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта;
  • внедрить методы и приемы организации взаимодействия  игровой и учебно – познавательной деятельности в учебный процесс;
  • оценить эффективность взаимодействия игровой и учебно – познавательной деятельности в повышении уровня мотивации младших школьников с нарушением интеллекта к учебным предметам.


 Ведущей идеей  моего педагогического  опыта стало  - повышение уровня мотивации младших школьников с нарушением интеллекта  к учебным предметам через взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности, основанное на методах и приемах организации работы с  использованием игровых форм и становлением их, как одним из основных средств, для достижения поставленной цели.


      Свою работу я начала с анализа психолого – педагогической и методической литературы.  В ФГОС УО (ИН) сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем, заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них базовых учебных действий.   Формирование у младших школьников системы базовых учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Исследованием проблем организации учебно-познавательной деятельности занимались такие авторы как Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев, И.В. Первин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.

Ссылаясь на авторов можно заключить, что учебно-познавательная деятельность рассматривается как взаимосвязь и взаимообусловленность учебной и познавательной деятельности.

Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью.  (Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя / В.М. Бутаков. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 224с.)


В своей педагогической деятельности я использую различные виды дидактических  игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами пытаются найти решения, преодолевая при этом определенные трудности, что повышает их уровень мотивации к учебным предметам.

Виды дидактических игр, используемых мной в работе:

1. Игры-упражнения – филворды, ребусы, мини-викторины. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять полученные знания.

Филворды я применяю на уроках русского языка:  «Найди словарные слова», «Найди названия предметов», «Найди имена» и т.д.; на уроках математики: «Найди названия геометрических фигур», «Найди все цифры среди букв» и т.д., на уроках мира природы и человека: «Найди названия птиц, животных, насекомых» и т.д., на уроках чтения по теме изучаемого произведения.

Ребусы и мини-викторины  использую также на уроках русского языка, математики, чтения, мира природы и человека, речевой практики по темам уроков.

 2. Игры-путешествия – «В мире птиц», «Страна Грамматика», «В стране невыученных уроков», «Путешествие по сказке «Колобок»,  «Я иду в магазин» -  эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, предположений.

         3. Игры – предположения – «Что было бы?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Как правило,  начало такой игры начинается с рассматривания сюжетной картинки (урок чтения, урок речевой практики). Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

 4. Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Проверь домашнее задание у Незнайки», «Разложи по порядку» и т.д.

5. Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. В игре – беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.


 Результативность моего опыта

Для оценки результатов моего опыта я использовала метод наблюдения, метод анкетирования в начале текущего учебного года и в конце второй четверти, опрос обучающихся.

Наблюдение и анкетирование показало, что обучающиеся моего класса с удовольствием идут в школу, чувствуют себя успешными. Стали активнее  работать на уроках,  у них появилось стремление более успешно выполнять все предлагаемые на уроках задания. Повысился уровень успеваемости по математике, русскому языку, чтению. Ребята сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.  

На вопросы «Хочется ли ходить в школу?», «Интересно ли проходят уроки? Что нравится больше всего?», получила следующие ответы:

- «Находить на листочках слова» (Юра, Артур, Саша);

- «Сочинять по картинке» (игры-предположения) (Софья, Саша, Артур)

- «Путешествовать по разным урокам» (Юра, Артур, Саша, Лера)

- «Разгадывать ребусы, собирать слова» (Софья, Артур, Юра)

- «Разговаривать с учителем» (игры-беседы) (Юра, Софья, Артур, Лера)

Очень любят проверять домашнее задание у Незнайки. Все хотят посещать школу, чтобы учиться.


Заключение

Подводя итоги проделанной мной  работы, я пришла к выводу, что результативность использования  дидактических игр  для повышения уровня мотивации к учебным предметам младших школьников с нарушением интеллекта зависит, во-первых, от их систематического использования, во-вторых, от целенаправленности групп игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Комментарии
Комментариев пока нет.