12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миронова Ольга Михайловна19

Миронова Ольга Михайловна, социальный педагог

МБОУ СОШ № 5, Республика Хакасия, г. Саяногорск

 

 

Взаимодействие нравственного и правового воспитания:

идеи А.С. Макаренко и современный подход.

 

В настоящее время, когда заметен рост преступности среди несовершеннолетних, происходит обесценивание моральных и нравственных принципов, а отношение к законам выражается всё чаще в протесте молодых людей, выступающих против «мешающих» правил, ограничивающих свободу выбора, их стремления к самовыражению. В таких условиях, важность воспитательного процесса безусловно неоспорима.

В связи с тем, что именно в школьные годы у человека формируется самосознание, так необходимо воспитание в детях их гражданской позиции, законопослушного сознания и нравственного поведения. При этом доминирующим аспектом является осознание своей социальной приобщенности и интерес к сути правовых отношений между людьми. Активизация гражданской позиции учащихся способствует проявлению у них инициативы, самостоятельности и создает возможность для вовлечения школьников в разнообразную правовую деятельность.[3]

Ведущей задачей деятельности общеобразовательных учреждений, в частности школы, является воспитание социализировавшейся личности, которая ориентирована на ценности правовой культуры. Следовательно, приоритетным направлением воспитательного процесса является правовое воспитание.

В литературе правовое воспитание рассматривают во взаимодействии с нравственным. Они являются двумя структурами социальной регуляции, которые неразрывно связаны и оказывают влияние друг на друга. [4]

Во взглядах А.С. Макаренко касаемо процесса воспитания, можно сказать, что главным выражением его идей является тезис параллельного действия, то есть гармоничного единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает создателем, а не объектом педагогического воздействия. Суть системы воспитания, по Макаренко, заключается в идеи воспитательного коллектива. Эту идею можно охарактеризовать как необходимость формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. [1] Он провозглашал педагогику, по характеру гуманистическую, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека, ориентированную на воспитание самостоятельного и деятельного члена общества. Основами педагогики А.С. Макаренко выступают: педагогический коллектив (это коллектив педагогов и учащихся), дисциплина и режим (правильная организованность детей, в которой интересы общества ставятся на первое место, уступая личным интересам), трудовое воспитание. Педагогический коллектив – это коллектив, в котором есть общие цель, деятельность, интересы; в котором есть взаимовыручка и поддержка, активное, основанное на дружбе и обязательствах взаимодействие между учителями и воспитанниками, учителями, коллективом и обществом. Соотношение группового и индивидуального чётко обрисовано и организовано. Социальная направленность гражданского воспитания в опыте A.C. Макаренко определяется использованием потенциала организованного трудового воспитательного коллектива как связующего звена между личностью и обществом. В коллективе личность усваивает моральные, нравственные, правовые принципы, воспитывает в себе внутреннюю осознанную позицию достойного поведения гражданина. [2]

Таким образом, идеи А.С. Макаренко можно определить как воспитательный процесс в педагогическом коллективе, который должен быть сплоченным, иметь общую цель, дисциплинированным, и во главу угла ставить, прежде всего, интересы коллектива. Воспитание личности проходит через воспитание коллектива.

В настоящее время, в условиях достаточно низкой нравственной и правовой грамотности молодежи, процесс воспитания строится на основе воспитания законопослушной личности через проведение комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение совершения ими правонарушений, а также на коррекцию поведенческих установок учащихся.

В современном мире, где царят прогресс и развитие (политическое, экономическое и технологическое), каждый человек ставит свои собственные личностные интересы и цели гораздо выше, чем цели и интересы коллектива и общества в целом. В детском возрасте родители уже закладывают основы индивидуализма в детях: говорят им: «Зачем ты смотришь на то, как ведут себя твои одноклассники?», «Какая разница чего хотят твои друзья?», «Не думай о других, думай о себе». Эти высказывания создают условия для развития личности, не опирающейся на интересы других людей. И, если в школе, учитель проводит совместные мероприятия у детей (групповая деятельность, классные часы, «субботники», походы и т.д.), желая сплотить классный, школьный коллектив, то каждый ученик, прежде всего, нацелен на реализацию своих целей и желаний, привлечения именно к нему самому внимания учителя. Главной целью образования сегодня является качество образования, то есть уровень успеваемости детей, что также способствует нацеленности каждого ученика на совершенствование своих знаний, самообразование, сплочение коллектива же не является первоочередной задачей. Трудовая деятельность в условиях общеобразовательной школы реализовывается лишь в выполнение обязанностей, связанных с дежурством, а также в участии в «субботниках» и других мероприятиях, предполагающих выполнение определенных трудовых операций.

Нравственное воспитание по отношению к правовому воспитанию в сегодняшней реальной обстановке является скорее можно сказать смежной, параллельно идущей структурой воспитания, нежели переплетающейся с ним. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что если учителем формируется нравственное самосознание, то на формирование правового самосознания тратится меньше усилий. Работа учителей, социального педагога, педагога-психолога и других педагогов и специалистов школы происходит в различных направлениях, основные же силы педагогов тратятся на донесение до учащихся необходимых знаний и организацию дисциплинированного, четко организованного учебно-воспитательного процесса.

В связи с вышесказанным можно сказать, что идеи А.С. Макаренко касаемо нравственного и правового воспитания весьма отличаются от современного подхода, хотя и находят некоторое отражение. Отличие идей А.С. Макаренко от современного подхода состоит в том, что воздействие на личность, формирование его гражданской позиции происходило через воздействие в первую очередь на коллектив, в котором вырабатывались общие правила, цели, интересы и общая законопослушная направленность, исходя из его потенциала. Современный же подход в большей степени ориентирован на воздействие на каждого отдельного человека, его становление как законопослушного гражданина.

Список литературы:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

2. Алексеевич Г.С. A.C. Макаренко и педагогическая наука // A.C. Макаренко. Кн. Львов: Изд. Львовского гос. ун-та, 1959. - С. 32-37.

3. Асатурова К.З. Детский коллектив в педагогической теории и в воспитательной практике A.C. Макаренко (Содержание, методы, организация). -М., 1950.- 193 с.

4. Гражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко http://www.dissercat.com/content/grazhdanskoe-vospitanie-lichnosti-v-tvorchestve-makarenko#ixzz2NbAAgCR9
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.