Презентация на тему «Идеи философии образования в России: А.С. Макаренко»
Идеи философии образования в России: А.С.Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1(13) марта 1888 г. –1 апреля 1939 г.) «Дети, по мнению А.С. Макаренко – это живые жизни относиться к ним нужно как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.»
Труды А.С.Макаренко Его перу принадлежат труды: 1. «Педагогическая поэма». 2. «Книга для родителей» – художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. 3. «Флаги на башнях» – произведение изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского.
Концепция воспитания 1) опиралась на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, на идеи классиков марксизма-ленинизма; 2) представляла диалектическое единство жизни и воспитания; 3) была направлена на гармоническое развитие личности ребенка; 4) непосредственно вырастала из практики.
Концепция воспитания на формирование мировоззрения и нравственности личности; на воспитательный процесс. Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования. Именно практика, включающая: социальную среду, условия труда, отдыха и быта, по мнению Макаренко влияет:
Образовательная система Вся образовательная система, по мнению А.С. Макаренко должна основываться на ленинской мысли: «предоставление полной свободы творчества народным массам». Демократизация народного образования, по мнению А.С. Макаренко: даст возможность детскому коллективу творить формы своей жизни и быта; позволит быть участником, как воспитательного процесса, так и процесса управления коллективом; допустит детей к участию в формировании Устава (конституции) школы или детского дома, что сделает воспитание полностью свободным от ненужного бюрократизма и будет способствовать усилению педагогической направленности органов управления.
Цели воспитания Цели, к достижению которых нужно стремится в процессе воспитания А.С. Макаренко относил: дисциплинированность работоспособность честность политическая сознательность
Нравственно-педагогический принцип – требовательность. Данный принцип выражен в формуле: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Где главную роль играет уважение
Педагогическая система Педагогическая система А.С. Макаренко основана на взаимосвязанных принципах: воспитание в труде; воспитание в коллективе и через коллектив; гуманизм.
Система самоуправления: определяла жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека; строилась не по типу демократического народоправства, а на основе демократического централизма – с широким развитием метода полномочий и поручений; включала каждого ребенка в систему реальной ответственности – и в роли командира, и в роли рядового. выводила детей из пассивного состояния «объектов воспитания» и превращала их в «субъектов воспитания».
Взаимоотношения педагогов По мнению А.С. Макаренко взаимоотношения педагогов со своими питомцами должны: быть не авторитарными, а демократичными; основанными на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности – в поле, у станка, в классе.