
Идеи философии образования в России: А.С.Макаренко

Антон Семенович Макаренко
(1(13) марта 1888 г.
–1 апреля 1939 г.)
«Дети, по мнению А.С. Макаренко – это живые жизни относиться к ним нужно как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.»

Труды А.С.Макаренко
Его перу принадлежат труды:
1. «Педагогическая поэма».
2. «Книга для родителей» – художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания.
3. «Флаги на башнях» – произведение изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского.

Концепция воспитания
1) опиралась на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, на идеи классиков марксизма-ленинизма;
2) представляла диалектическое единство жизни и воспитания;
3) была направлена на гармоническое развитие личности ребенка;
4) непосредственно вырастала из практики.

Концепция воспитания
на формирование мировоззрения и нравственности личности;
на воспитательный процесс. Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования.
Именно практика, включающая: социальную среду, условия труда, отдыха и быта, по мнению Макаренко влияет:

Образовательная система
Вся образовательная система, по мнению А.С. Макаренко должна основываться на ленинской мысли: «предоставление полной свободы творчества народным массам».
Демократизация народного образования, по мнению А.С. Макаренко:
даст возможность детскому коллективу творить формы своей жизни и быта;
позволит быть участником, как воспитательного процесса, так и процесса управления коллективом;
допустит детей к участию в формировании Устава (конституции) школы или детского дома, что сделает воспитание полностью свободным от ненужного бюрократизма и будет способствовать усилению педагогической направленности органов управления.

Цели воспитания
Цели, к достижению которых нужно стремится в процессе воспитания А.С. Макаренко относил:
дисциплинированность
работоспособность
честность
политическая сознательность

Нравственно-педагогический принцип – требовательность.
Данный принцип выражен в формуле: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Где главную роль играет уважение

Педагогическая система
Педагогическая система
А.С. Макаренко основана на взаимосвязанных принципах:
воспитание в труде;
воспитание в коллективе и через коллектив;
гуманизм.

Система самоуправления:
определяла жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека;
строилась не по типу демократического народоправства, а на основе демократического централизма – с широким развитием метода полномочий и поручений;
включала каждого ребенка в систему реальной ответственности – и в роли командира, и в роли рядового.
выводила детей из пассивного состояния «объектов воспитания» и превращала их в «субъектов воспитания».

Взаимоотношения педагогов
По мнению А.С. Макаренко взаимоотношения педагогов со своими питомцами должны:
быть не авторитарными, а демократичными;
основанными на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности – в поле, у станка, в классе.