12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алёна19
Мордовия респ.
0

Статья на тему «Формирование основ духовно-нравственного воспитания»

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Е.Н.Паршина

E.N.Parshina

Учитель начальных классов МОУ «Лицей №26», г. Саранск

Аннотация. В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Автор делает акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы. Также раскрываются вопросы взаимосвязи образования и Православия, на примере внеурочного курса «Азбуковник». Автор указывает на необходимость формирования в личности системы нравственных ценностей, моральных принципов, толерантности, уважению к окружающим, доброте, сочувствию и пр.

Ключевые слова. Воспитание, внеурочная деятельность, духовность, личность, методы, нравственность, ценности.

Annotation. The article raises topical issues of spiritual and moral education of students of primary school age. The author focuses on the ways of forming these personality qualities, showing methods and techniques of work. The issues of the relationship between education and Orthodoxy are also revealed, using the extracurricular course "Alphabetbook" as an example. The author points out the need for a personality to form a system of moral values, moral principles, tolerance, respect for others, kindness, sympathy, etc.

Keywords. Education, extracurricular activities, spirituality, personality, methods, morality, values.

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. В наше время они особенно остры. События нового столетия происходящие в нашей стране привели к потере духовных ценностей. Модернизация образования направлена на эффективное усвоение и применений знаний обучающимися, тем временем как развитие духовных сторон личности остается в тени. Без духовно – нравственного фундамента нет государства, послабляются все сферы жизни и самые важные научные достижения становятся ненужными. Проблемы духовно – нравственного развития привлекали не только ученых, они волновали представителей различных конфессий. По мнению А. Каменец «духовно –нравственное воспитание – это не механическая совокупность знаний, это определенная система ценностей , формируемая в «картине мира» каждой личности» [2,с. 35]. Недостаток моральных ценностей, человечности, добра, уважения, духовности в личности необходимо восполнять и начинать этот процесс нужно как можно раньше. Непременно, первый нравственный опыт дети должны получать в семьях. Учиться любить, уважать, ценить, тех кто дал им жизнь. Именно родители помогают детям приобретать систему неких ценностей. Затем формирование духовных качеств должно продолжаться в дошкольном учреждении, где дети с помощью игр и художественной литературы познают основы морали. Конечный этап – эта школа, со своими методами и формами работы над данной проблемой. Но в современном информационно- развитом обществе, цепь формирования личности часто нарушена. И нам, воспитателям, учителям, преподавателям нужно создавать реальные условия, которые помогут сформировать высокую личность, богатую именно духовно. Из этого следует, что работа с обучающимися именно в этом направлении очень весома для современного общества. В воспитательном процессе соединяются воедино культурные и общечеловеческие ценности и это приводит к всестороннему развитию личности обучающегося. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования также отмечается, что образование должно быть направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В плане по воспитательной работе – этот раздел идет отдельным блоком.

История нашего государства всегда была неразрывно связана с Православием, оно являлось основой формирования культуры станы. «Вспомнить и вернуться к православным началам педагогики особенно важно сейчас, когда особенно остро заметен уход от моральных и нравственных ценностей» [1, с. 5].

Начальная ступень обучения – это фундамент духовно – нравственного формирования современной личности. Детство – это самый подходящий период, когда закладываются ведущие моральные и нравственные устои.

Сформировать и воспитать личность, развитую духовно – емкий процесс, требующий приложения старания и усердия ученика и вложения души педагога. Необходимо приобщать детей к православной вере, ценностям, которые имеют мировое культурное значение – это и есть условие, которое формирует духовно – нравственного гражданина, желающего принести пользу своей малой Родине и государству в целом. Духовное воспитание – ведь именно это и является стержнем при формировании всесторонней развитой личности.

Вследствие всего описанного выше учеными, педагогами все сильнее осознается необходимость обучения и воспитания детей на широком фоне религии, культуры, истории России, родного края.

Как же сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Отвечая на этот вопрос хочется показать как мы, учителя МОУ «Лицей 26» г. Саранск раскрываем данный блок воспитательной работы.

Занятия по внеурочной деятельности проводятся по курсу «Азбуковник», автором-составителем которого является Светлана Николаевна Тюменцева – заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов

Программа курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Данный курс учитывает возрастные психологические особенности детей. Он предназначен для обучающихся 3-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на 35 занятий (1 час в неделю), т.к. предусматривает знакомство с литературными и художественными произведениями, которые встретятся обучающимся при изучении курса ОРКСЭ в 4-ом классе. Также предусмотрен контроль: текущий, тематический и итоговый. Все виды контроля проходят в форме: викторин, выставок, защиты проектов и творческих работ.

Преподавание данного курса позволяет формировать   духовно- нравственные качества обучающихся, важные моральные ориентиры, уважительное отношение к истории страны. Наследуя духовную культуру, ребенок становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником ее традиций. Цель программы курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности: формирование интереса к основам культуры и традиции православия, обогащение нравственного опыта, воспитание патриотических чувств. Задачи курса: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений литературного, художественного, музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Программа состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя несколько тем. Каждая тема соответствует букве славянского алфавита – это термин, христианский праздник, житие святого или название какой-либо добродетели. Связь нравственности и духовности несомненно велика. Эти понятия издавна переплелись между собой, образуя некое единство.

Развивать духовно- нравственные качества и чувства обучающихся нам помогают  нравоучительное чтение и использование притч. Притча хорошо запоминается. В своей работе использую следующие нравоучительные рассказы : «Кто чем богат», «Любящее сердце», «Возвращение», «Слеза», «Беда в доме», «Наставление юного монаха», «Сияние души», «Духовный выбор», «Лучший и худший», «Первый шаг», «Лесной лекарь», «Помощь Бога», «Бог везде». Например, после просмотра притчи «О гвоздях» обучающие отвечают на вопрос: «О чем вас заставила задуматься данная притча? Чему она нас учит? Какой вывод мы можем сделать?» В ходе беседы обучающиеся приходят к тому, что каждый человек делает свой выбор. Каким будет его путь. Каким он будет: Хорошим или плохим. Добрым или злым. Но задача учителя показать, что добро – это основа личности. На занятиях мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Но говорить о добре и творить добро – это не одно и тоже. Очень часто дети, под руководством учителя составляют памятки «Как стать добрым?», «Какие хорошие поступки сделал я?» Самым действенным моментом на занятиях является диалог обучающихся с одноклассниками и с самим собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии.

Работая в группах включаются элементы устного народного творчества, ведь в пословицах и поговорках очень много народной мудрости, которая легко запоминается детьми. Ребята самостоятельно находят народные изречения на заданную тему (добра, труда, любви, патриотизма, уважения, мира) или собирают деформированные пословицы.

Очень интересными являются такие формы работы: мини-сочинения по темам: («Кто является духовным человеком?», «Как выглядит моя душа?», «Как выглядит моя совесть?», «Что такое вера?», «Что такое любовь?», « В чем я вижу красоту?», «А какой хороший поступок я совершил сегодня?», «Моя семья – моя крепость», «Духовность – это …», «Нравственность – это…», составление кроссвордов, рисование по темам: («Буквы славянского алфавита», «Святой Александр Невский», «14 марта – День православной книги, «Монастыри России», «Мой ангел хранитель», выполнение поделок приобщенных к праздникам Рождество, Пасха, составление вопросов по изучаемой теме, организации книжных выставок, просмотр и прослушивание произведений искусства.

Предусмотрена работа с картинами: Н. Пановой «Новодевичий монастырь», Б. Кустодиева «Земская школа», «Троицин день», «Деревенский праздник», А. Каминского «Верба», С. Бабошина «Воскресение христово со святыми праведными девами», С. Джанбекова «Руки матери», А. Пластова «Мама», В. Маковского «Крестьянские дети», А. Корзухина «Бабушка с внучкой», А. Тидемана «Бабушкин свадебный венец», Г. Белеи «Бабушкины сказки», В. Перова «Дедушка и внук», А. Рублева «Святая Троица», М. Нестерова «Троица ветхозаветная». Прослушиваются отрывки следующих музыкальных произведений: В. Рахманинова «Всеобщее бдение», «Литургия», «Богородице Дево радуйся», «Благослови, Душе Моя, Господа, С. Терханова «Рождество», Моцарт «Misericordias Domini», Л. Бетховена «Симфония №5» , П. Турчанинова «Да молчит – Сретенский монастырь».

Большое внимание оказывается встречам с деятелями искусства, служителями церкви, Ветеранами труда, Ветеранами Великой Отечественной войны и работниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане.

Рефлексия часто проходит в форме – синквейна, обучающиеся легко его составляют с ключевыми понятиями занятия (добро, душа, семья, личность, взаимопомощь, уважение).

На особом месте находится работа с семьей, ведь именно родители – это пример для подражания ребенка. Создать духовную атмосферу в семье – это особый труд. Семейные праздники и традиции формируют крепкие устои. В Лицее предусмотрены: Дни семейного творчества, конкурс семейных театрализованных постановок, общешкольные родительские собрания, на которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания, фотоконкурсы «Из семейного альбома». Опыт показал, родители очень активно принимают участие в мероприятиях совместно со своими детьми, что благоприятно влияет на укрепление дружеских отношений между ее членами.

Каждый ребенок делает для себя вывод, что быть духовно развитой личность очень сложно – это постоянный труд над собой.

Проведенная работа показывает, что систематические занятия обучающихся по программе внеурочного курса «Азбуковник» создают благоприятные условия для активизации духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника.

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся – процесс продолжительный и трудоемкий, который должен проходить в последовательности: семья – учреждения дошкольного образования и образовательные учреждения. Но в современном обществе прослеживается отсутствие системы работы, направленной на становление именно духовно развитой личности. Рекомендуется учебным заведениям, решая задачи воспитания, опираться на нравственное в человеке, раскрывать в каждом ребенке ценностные ориентиры и доносить до них чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.  

Литература

Дивногорцева С. Ю. Духовно – нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М : ПСТГУ, 2010. – 340 с.

Каменец А. В., Селезнева Е. Н. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования : учеб. пособие. – М. : РГСУ, 2015. – 318 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.