12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Александровна Щекина17
3

Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьями обучающихся: современные подходы, ценности и смыслы

Щекина Ольга Александровна,

доцент кафедры

социально-педагогического образования

                                              СПб АППО, канд. пед. наук, доцент

Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьями обучающихся: современные подходы, ценности и смыслы

Несмотря на многочисленное влияние разнообразных факторов, таких как средства массовой информации и коммуникации, окружение сверстников и другого социального окружения на процесс социализации детей, семья до сих пор остается одним из базовых источников ценностей и норм, транслируемых детьми и подростками. Типы воспитания, материальное и эмоциональное благополучие, уровень образования родителей – все это помогает детям и подросткам сориентироваться в мире, выбрать собственный путь, опираясь на опыт предыдущего поколения.

Родительская семья оказывает влияние не только на ценностные ориентации молодых людей и на направления развития их жизни, но и на уверенность в своём будущем. Поэтому крайне необходимо педагогу учитывать влияние семьи на развитие личности и выстраивать партнерские отношения с семьями обучающихся.

Педагоги, родители и обучающиеся являются основными субъектами педагогического взаимодействия семьи и школы. В  образовательных стандартах отмечается, что школа, являясь образовательным учреждением и осуществляя политику в области воспитания и обучения, в общей стратегии своего функционального развития имеет такую составляющую, как сотрудничество с семьей [2]. Одной из составляющих профессиональной компетентности педагога является формирование опыта содружества с родительской общественностью. Таким образом, согласованность, скоординированность взаимодействия с родителями обучающихся во многом определяют эффективность сотрудничества семьи и школы.

Проблема взаимодействия семьи и школы, педагогов и родителей, влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка отражена в исследованиях последних лет (Х.М. Загладина, Л.И. Маленкова, М.Н. Недвецкая, И.А. Писаренко и др.). Происходящие изменениями в современном обществе и в образовании обусловили новые требования к развитию взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Как отмечает М.Н. Недвецкая, сегодня в практике работы школы происходит переоценка роли педагога, в частности, классного руководителя, в работе с семьей от позиции «руководителя» к позиции «наставника», «консультанта»[3]. Такая позиция дает возможность педагогам и родителям глубже понять особенности и проблемы воспитания и социализации ребенка, реализовать воспитательный потенциал семьи и системы воспитания в школе; по-новому увидеть цели и задачи сотрудничества на основе соблюдения интересов ребенка, прав и обязанностей субъектов взаимодействия; ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания.

Особое значение приобретает взаимодействие педагогов с семьями детей подросткового возраста, так как этот возраст характеризуется проявлением чувства «взрослости», определением своего места и роли в обществе, профессиональным самоопределением, интересом к современным проблемам. Учет психофизиологических особенностей детей позволяет осуществлять педагогическую поддержку, создавать ситуации по осмыслению собственного нравственного жизненного опыта, оказывать помощь подросткам в решении социальных проблем, формировать ценностные жизненные ориентиры.

Для этого есть необходимость обсуждения с родителями вопросов межличностного общения, решения социальных и педагогических проблем подростков, совершенствования знаний родителей о правах и обязанностях субъектов взаимодействия, об особенностях развития ребенка, способах выстраивания взаимодействия с подростком в семье на основе диалога и взаимоуважения. В современной ситуации цифровизации общества необходимо детям и взрослым соблюдать баланс общения и использования цифровых технологий в жизнедеятельности.

Выстраивая процесс взаимодействия с родителями, педагогу необходимо ориентироваться на формирование умений заинтересовать родителей жизнедеятельностью класса и школы, показать возможности совместной деятельности с ребенком через участие в школьных проектах, социально-культурных событиях, форумах, квестах и т.д.

В связи с этим, необходимо повышение профессиональной компетентности, которая обеспечивает формирование компетенций, связанных с развитием у педагога критического мышления по отношению к собственной деятельности, принятием родителей как равноправных субъектов образовательного процесса, развитием диалогового общения с родителями и обучающимися, готовностью к обсуждению и принятию решений по вопросам образования совместно с родителями обучающихся [6].

Как показывает практика, для успешного развития сотрудничества родителям необходимы знания о нормативно-правовой базе, определяющей правовое поле взаимодействия педагогов, детей и родителей, права и обязанности субъектов образовательного процесса. Расширение роли родителей в решении задач обучения и воспитания ребенка обозначены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Вопросы прав, обязанностей и ответственности родителей как субъектов образовательного процесса освещены в 4 главе Закона. Так, в статье 44 (глава 4) говорится, что «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, психического, интеллектуального развития ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании, охране здоровья ребенка»[2 ].

Ценностно - смысловые ориентиры развития взаимодействия педагогов, детей и родителей отражены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1]. Предложенные позиции включают духовно-нравственное развитие, нацеленное на расширение ценностно-смысловой сферы личности и приобщение к базовым национальным ценностям: Родина, Человек, Здоровье, Семья, Родина, Социальная солидарность, Закон, Труд, Знание, Культура, Природа.

Также определяет ценностно - смысловую основу процесса взаимодействия семьи и школы, Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы», его направления и задачи отражены в подпрограмме «Моя семья - моя опора».

Таким образом, современные требования к процессу взаимодействия педагогов и семей обучающихся направлены на развитие всех субъектов образовательного процесса, создание условий для успешной социализации детей, освоению семейной культуры, принятие социальных, семейных ценностей. Также целесообразно учитывать возрастные особенности детей и подростков, состав и структуру их семей, национальные семейные традиции, образовательные запросы семьи.

Используя диагностические методики (педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, анализ документов), педагог может определить особенности семейного воспитания, информационные запросы семьи, уровень педагогической культуры родителей, ценностные ориентации, их готовность к взаимодействию с педагогами. На основании полученной информации по результатам использования диагностических методик, разрабатываются программы, планы работы совместно с родителями, определяется тематика родительских собраний, социальных проектов и других событий совместно с обучающимися и их родителями, программы педагогического сопровождения семьи, формы групповой и коллективной работы с семьями.

В настоящее время всеми осознается актуальность проектной деятельности. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные подходы к взаимодействию педагогов с семьями обучающихся определяют проектную деятельность как наиболее результативную, развивающую у родителей интерес к жизнедеятельности школы, желание участвовать вместе с ребенком в проектах и событиях[5].

Совместное участие детей и родителей в различных школьных событиях, проектной деятельности в целом позволяют помочь родителям наладить взаимодействие с ребенком, сотрудничество педагогов школы с семьей, лучше узнать особенности воспитания и социализации в условиях трансформации современного общества, способствуют профилактике девиантного поведения. Важнейшей составляющей развития личности ребенка является воспитание семейной культуры, освоение роли семьянина. Особенно это актуально для осмысления детьми ценности семьи и семейной жизни, своей роли в семье, ценности родительства.

Очевидно, что современные требования позволяют определить основные задачи и компетенции педагога в развитии ценностно - смыслового пространства взаимодействия с семьями обучающихся:

знать особенности развития современной семьи и обучающихся, нормативные требования в системе образования к процессу взаимодействия семьи и школы, современные теории взаимодействия семьи и школы, практику работы в данном направлении;

уметь разрабатывать разнообразные программы, формы и технологии совместной деятельности с учетом запросов семей и интересов обучающихся; выбирать и применять современные социально-педагогические технологии, адекватные поставленным целям, особенностям семьи и возрастным особенностям ребенка;

уметь исследовать и анализировать особенности семей обучающихся, социальные и педагогические проблемы ребенка и его семьи, результаты совместной деятельности, оценивать и анализировать воспитательный ресурс и потенциал семьи; прогнозировать дальнейшее развитие взаимодействия с семьями обучающихся.

Представляется, что сочетание традиций и инноваций в развитии взаимодействия педагогов образовательных организаций и семей обучающихся способствует совместной деятельности на благо семьи, других людей, взаимодействию с окружающим миром, позитивной социализации школьников, основанной на ценностях и смыслах. ​​​​​​​

Список литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение»., 2010. - 23с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2011

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2019 год». - М.: Эксмо, 2019. -160с.

4. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Методическое пособие. - М.:УЦ «Перспектива. 2009. - 152 с.

5. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А.Щекиной. - СПб: СПб АППО, 2013. - 90 с.

6. Щекина О.А. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями обучающихся в условиях ФГОС: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб АППО, 2015. - 52 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.