Статья «Взаимодействие семьи и школы при реализации адаптированной образовательной программы»
Кузнецова Ольга Алексеевна
Учитель
ГБОУ школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация: В рамках реализации адаптированной основной образовательной программы образовательная организация должна быть оснащена особым учебным материалом, который соответствует требованиям особенностей детей с ОВЗ. В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях педагоги должны разрабатывать соответствующие адаптированные основные образовательные программы (отдельными документами) с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей, направленных на коррекционную работу при взаимодействии родителей. Важным, при реализации такого подхода остается взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Необходимо наладить документооборот между семьей и образовательной организацией, начиная с ознакомления родителей (законных представителей) с разработанной АООП, заключения договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями). На основании указанных документов образовательная организация создает специальные условия для формирования благоприятной образовательной среды посредством взаимодействия педагогов, детей и их родителей.
Ключевые слова: образование; адаптированная образовательная программа; дети с ОВЗ; дети-инвалиды; коррекционная практика.
Введение
В настоящее время педагогам предоставляется право выбирать и, более того, самим разрабатывать эффективные организационные формы учебно-познавательной деятельности детей и педагогического взаимодействия с обучающимися.
По словам Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной, в качестве одного из самых главных аспектов особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, обеспечении градуированной системной помощи, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности [2].
Дети с ОВЗ требуют огромного внимания, как в образовательной среде, так и дома. Отсюда возникает необходимость в наиболее налаженной и оптимальной форме участия родителей в деятельности педагогов в коррекционной работе. Данный процесс может осуществляться посредством анкетирования, бесед, дней открытых дверей и т.д.
В связи с введением в российских школах на законодательном уровне была принята Концепция интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Для получения образования данной категории обучающихся необходимо разработать документы, определяющих нормы образовательных отношений. Одним из таких важных документов является адаптированная основная образовательная программа.
Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ [1].
Направления в работе педагогического состава при составлении адаптированной программы для детей с ОВЗ
Включение человека с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь невозможно без развитой системы образования и профессиональной подготовки, дальнейшего трудоустройства. Активность личности любого человека, в том числе и человека с ОВЗ, связана с образованием, с возможностями для самореализации. Система образования инвалидов вносит существенные коррективы в содержание и процесс обучения, предполагая разработку нормативно-правовой базы, создание специальных условий, способствующих сопровождению обучающегося от диагностики до получения определенных результатов, адаптацию содержания обучения к возможностям обучающихся с ОВЗ [4].
Современный педагог поставлен перед необходимостью решать комплекс важных педагогических задач. Это обусловлено внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся разных категорий, проектированием и внедрением адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимостью определения возможностей различных образовательных технологий при реализации учебной и внеучебной деятельности школьников.
В рамках образовательной организации АООП для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. На начальном этапе определяется уровень потребностей обучающегося и запроса родителей (законного представителя).
Далее педагогические работники образовательной организации должны провести углубленное психолого-педагогическое обследование обучающихся данной категории. При этом проводится диагностика эмоционально волевой сферы, внимания, памяти, мышления. Особое внимание уделяют диагностике интеллектуального и речевого развития обучающегося.
Результаты этого обследования обсуждаются на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) для выбора дальнейшей образовательной траектории. В данном процессе должен участвовать один из родителей ребенка. Посредством слушания рекомендаций и профилактики наиболее лучшей адаптации ребенка, взрослый сможет начать применять их на практике.
На следующем этапе необходимо спроектировать образовательную программу для ребенка с ОВЗ с учетом медицинских рекомендаций, возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося [6, c. 18].
Важным этапом в работе является разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ. При разработке АОП необходимо соблюдать структуру программы: титульный лист, пояснительная записка, индивидуальный учебный план, содержание программы, заключение и рекомендации.
На данном моменте может пригодиться помощь со стороны родителей детей, которые могут помочь в составлении программы, посредством предоставления личностных характеристик детей.
Для реализации АОП необходимо включить предметные направленности для усвоения основных задач. В состав АООП входит индивидуальный образовательный план, в котором содержаться разделы предметов, в освоении которых обучающийся с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности. При взаимодействии с обучающимся, педагог выделяет те направления, которые нуждаются в поддержке и сопровождении, учитывая возможности ребенка.
Изучение родителями индивидуальных программ для детей, разработанными педагогами, должно быть обязательным. Усвоение образовательных программ детьми не будет выполнено окончательно, если в бытовой деятельности родители не будут следить за выполнением их ребенком.
На очередном этапе необходимо взаимодействие деятельности родителей, педагога и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом. Эта совместная деятельность должна привести к формированию социальной компетентности ребенка и послужить положительной динамике в освоении учебных дисциплин.
Заключительным этапом работы будет мониторинг оценки полученных результатов. В зависимости от результатов мониторинга, динамики развития обучающегося, ПМПк (психолого-медикопедагогический консилиум) вносит изменения в АООП. Рекомендации составляются для дальнейшего индивидуального сопровождения, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья [7, c. 54].
Для полноценной реализации всех этапов работы необходимо наладить документооборот между семьей и образовательной организацией, начиная с ознакомления родителей (законных представителей) с разработанной адаптированной образовательной программой, заключения договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями), на основании этих документов образовательная организация создает специальные условий для формирования благоприятной образовательной среды. Основной формой взаимодействия педагогов и родителей детей будет производиться с использованием родительских собраний или различных семинаров.
Педагогу необходимо вести дневники наблюдений и разрабатывать другие промежуточные средства обратной связи, а также оповещать родителей об успехах и затруднениях обучающегося.
Заключение
Таким образом, для грамотного составления АООП необходим комплексный подход, при котором будут учтены все психофизические особенности, индивидуальные предпочтения, и потенциальные возможности каждого участника образовательного процесса.
Реализация АООП для детей с ОВЗ позволит специалистам, работающим с данной категорией детей, наиболее качественно решать задачи индивидуализации образовательного процесса. Для педагогов освоение содержания адаптированной программы послужит стимулом к творческому поиску и внесению преобразований в профессиональную деятельность, обобщению и распространению уже имеющегося опыта.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28
2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Режим доступа: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
3. Кучергина О.В. Подходы к организации дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: учебное пособие / О.В.Кучергина, О.В.Пашинова. 2-е изд. перераб. – Иркутск: Издво ИГУ, 2020. – 127 с.
4. Муллер, О. Ю. Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе / О. Ю. Муллер, Ф. Д. Рассказов, Н. А. Ротова // Концепт. – 2016. – Т. 8. – С. 41-45.
5. Специальная дошкольная педагогика: учебник / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2013. – 352 с.
6. Оказание услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья методические рекомендации / сост. В. С. Городицкая, И. А. Журавлева; ред. В. В. Семенова; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2020. – 42 с.
7. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / сост. А. В. Цветкова; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 86 с.