Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в организации речевого пространства детского сада

0
0
Материал опубликован 17 January

Консультация для воспитателей:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в организации речевого пространства детского сада»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений решения данной проблемы становится организация единого речевого пространства в условиях ДОУ для воспитанников, основной целью которого является профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов. А поскольку ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня находится в коллективе, где общается со сверстниками и взрослыми, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ. В связи с этим были разработаны и представлены педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми, которые формируются в соответствии со следующими правилами: речь должна быт абсолютно правильна, литературна. Необходимо помнить, что речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости — не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку это приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Речь педагога должна быть эмоционально выразительной с естественными интонациями. Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз. По форме и по тону речи педагога всегда должна быть безупречно вежливой.

Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется путем изменения громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием. Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире детей.

Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

Важным условием создания оптимальных условий правильного речевого развития детей дошкольного возраста является формирование со стороны педагогов единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного и динамического изучения состояния речи каждого ребенка. Такая диагностика языкового и речевого развития детей в нашем ДОУ осуществляется при конструктивном сотрудничестве воспитателей и логопедов и включает в себя начальное, промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечаются как индивидуальные особенности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя полученные данные, воспитатели совместно с логопедами определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка (или подгрупп детей) в отдельности. Практически эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи, а также в процессе индивидуального общения с детьми. Следует отметить, что общие и индивидуальные задачи языкового и речевого развития дошкольников обязательно сообщаются родителям воспитанников. Это позволяет ориентировать их в данном направлении семейного воспитания, а также способствует формированию конструктивного сотрудничества с педагогами ДОУ. В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, которые могут несколько варьироваться в разных группах, так и индивидуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференцированный подход к речевому воспитанию дошкольников.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников очень важно для формирования заинтересованности родителей и других близких взрослых ребенка в правильном речевом развитии ребенка. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно дополняют работу воспитателей в этом направлении. Педагоги и специалисты детского сада стараются оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания речевой среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка с нарушениями речи. Таким образом, реализация представленных направлений организации единого речевого режима для детей с нарушениями речевого развития позволяет создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.

Продолжать развитие двух форм речи — диалогической и монологической. При формировании диалогической речи развивать у детей умения отвечать на вопросы, реплики, задавать вопросы. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить использовать выразительные средства: жесты, мимику, интонацию. Учить детей строить краткие сообщения. При формировании монологической речи учить детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, точно и выразительно строить высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказывании). Развивая у детей умение пересказывать литературное произведение, закреплять их знания о его композиции, о языковых средствах художественной речи. Учить детей передавать литературный текст содержательно, логично и последовательно, точно и выразительно. Выразительно передавать диалог действующих лиц (использовать интонации вопроса, ответа, восклицания, удивления, просьбы). В рассказывании по картине учить детей описывать содержание, составлять самостоятельные рассказы по изображенному на картине, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. Подвести детей к составлению описательных рассказов по пейзажным картинам. Учить их понимать настроение картин, сравнивать разные картины, использовать образные слова и выражения. В рассказывании об игрушках учить детей описывать игрушку, пользоваться точными наименованиями качеств игрушки, ее назначения. Использовать в рассказах определения (какая игрушка), названия ее действий, назначения (как можно играть с этой игрушкой). Учить детей составлять сюжетные рассказы по набору игрушек. Развивать умения живо, связно, интересно, последовательно описывать простые случаи из собственной жизни, передавать свой опыт в связном повествовании. Развивая у детей умения и навыки самостоятельного рассказывания, учить их придумывать содержание рассказа и находить соответствующую словесную форму. Использовать различные варианты творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа; составление рассказа или сказки по плану воспитателя, по теме, предложенной им; придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихов, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности.

Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.