Занятие по развитию функциональной грамотности у школьников

2
0
Материал опубликован 24 October 2021 в группе

Занятие по развитию функциональной грамотности у школьников

(Предмет – музыка, инструментальное исполнительство)

Лескович Наталья Валерьевна,

Педагог дополнительного образования

БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»,

БОУ г. Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»


I.

image-20211024233726-1.png

Педагог: Создание ансамбля большого состава в нашем объединении, исполнение сложных ансамблевых произведений, выступления в большом составе в концертах и конкурсах началось совсем недавно. А вот дуэты и трио (небольшие ансамблевые составы) звучали с самого начала. Немного фото:

image-20211024233726-2.jpeg

image-20211024233726-3.jpeg

image-20211024233726-4.jpeg 

Для начинающего музыканта нет большей радости, чем совместное музицирование, и профессионализм любого музыканта прямо пропорционален его мастерству игры в ансамбле. Можно быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.

Ансамбль – слово, давно знакомое Вам. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» это слаженность и согласованность. Делать что-то вместе и делать это синхронно.

Давайте послушаем ансамбль гитар, здесь мы ещё делаем первые шаги в исполнении очень большим составом (музыкальное произведение «Горячее солнце Востока»).

https://drive.google.com/open?id=19m0pgpdlZA5YTdloJLpmIQHkQwNUmR1c

Это произведение остаётся в репертуаре ансамбля, мы ещё не раз его исполним.

Задание!

Назовите ансамблевые(ое) произведения(е), которые(ое) Вы разучивали за время обучения. Загадайте картинкой, а мы с ребятами попробуем понять, о какой пьесе идёт речь!!!

Например:image-20211024233726-5.jpeg «Горячее солнце Востока»

Методический комментарий.

Время выполнения – 10 минут.

На данном этапе мероприятия используются индивидуальные технические средства.


II.

Педагог: В Вене слушалось судебное дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию.

В качестве эксперта пригласили приехавшего туда ненадолго Камиля Сен-Санса. Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил:

— Итак, господин эксперт, кто же все-таки оказался потерпевшим?

— Жак Оффенбах, — ответил Сен-Санс.

1. Послушайте музыкальную композицию к к/ф «Родня» (Реж. Н. Михалков)

  1. Э. Артемьев «В городском парке»

https://music.yandex.ru/album/81558/track/733670

2. Послушайте музыкальную композицию к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен» (Реж. М. Захаров)

  1. А. Рыбников «Лестница в небо»

https://www.youtube.com/watch?v=HyIv30P_4Wg

3. Послушайте эстрадную песню в исполнении Валерия Леонтьева

  1. Э. Артемьев, Н.Зиновьев «Полёт на  дельтаплане»

https://www.youtube.com/watch?v=z7j3L0RwLGw&feature=youtu.be

4. Определите, что, прежде всего, объединяет данные музыкальные произведения.

5. Составьте 3-5 предложений  для описания услышанных мелодий. Используйте ваши знания о построении мелодий, о понятии лада,  темпе, динамике в музыке.

6. Объясните, почему услышанные произведения получили данные названия.

7. Ответьте на вопрос: могут ли два композитора в одно и то же время написать две одинаковые мелодии?

Методический комментарий:

Задание даёт возможность в творческой форме повторить пройденный музыкально-теоретический материал, определить остаточные знания учащихся, рассчитано на 15 минут мероприятия.

Задание может быть фронтальным (группа учащихся 8-10 человек), а при наличии технических средств возможна работа в группах по 2-3 человека.

Ответы на вопросы могут быть в формате мозгового штурма, а также могут быть представлены одним представителем от каждой микрогруппы.


III.

Педагог: Профессиональные музыканты отмечают, что современное общество находится в условиях коммерциализации музыкальной культуры, которая выступает элементом развлечения, приводя к утрате идеалов и ценностей мирового музыкального наследия, обесцениванию ее глубины и содержательности в обмен на популизм и примитивизм.

Большинство людей, являются приверженцами современных музыкальных направлений, и часто не догадываются о том, что их любимые музыкальные треки - это цитаты академического искусства, то есть «непопулярной» классической музыки, звучащей в современных обработках (разнообразные ремиксы, рок- и клубные стилизации произведений).

Благодаря современным музыкальным программам-редакторам, очень часто используемым не только профессионалами, но и любителями - людьми не имеющими музыкального образования, музыкальные произведения представляются в виде простых графических изображений.

Содержание задания:

Популярная музыкальная программа «Кубейс» использует для обозначения музыкальных звуков кубики разного цвета.

    image-20211024233726-6.jpeg       image-20211024233726-7.jpeg


Предложите для расширения музыкальных представлений свой вид музыкальной программы. Создайте с помощью любой техники рисования 1-2 примера оформления интерфейса Вашей программы для создания Музыки.

Методический комментарий:

Время выполнения – 15 минут.

Взаимооценивание после презентации работ.

Дополнительное оборудование: бумага, карандаши, маркер.


Литература:

  1. Забавные случаи из жизни великих музыкантов. https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post227321374/
  2. Игра в ансамбле: тонкости и нюансы. https://music-education.ru/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy/
Комментарии
Комментариев пока нет.