12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобкова Наталия Георгиевна6652
Работаю в МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ" с 2010 г. - кандидат филологических наук; - эксперт ЕГЭ по французскому языку с 2012 - 2015 гг.; - заместитель председателя республиканской предметной комиссии ЕГЭ по французскому языку.
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
4

Взаимосвязь идеи творчества и свободы в европейском экзистенциализме.

Взаимосвязь идеи творчества и свободы в европейском экзистенциализме.

Магистральным постулатом всего экзистенциализма является свобода. В европейском экзистенциализме идея взаимосвязи творчества и свободы представлена в романах Ж-П Сартра, Альбера Камю и А. Мердок.

«Именно свободный выбор создает личность. Быть – значит выбирать себя» - писал А. Камю.

Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Человек – это свобода и эта свобода выражается в возможности выбирать, делать выбор, т.е. выражать свое отношение к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме – это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Истинную свободу человек приобретает в смоделированной ситуации «бытия смерти». Это объясняется тем, что реализации философских замыслов писателей-экзистенциалистов подчинены все элементы структуры произведения – выбор экстремальной ситуации, ограниченное число персонажей, замкнутость пространства, относительная уплотненность времени действия. Т.е. в самом замкнутом пространстве смоделирована ситуация смерти. Закрытый на карантин город («Чума» А. Камю), комната, ставшая тюрьмой «Коллекционер» Д. Фаулз и т.д. – обычный дискурс экзистенциализма В этой ситуации «бытия смерти» человек и приобретает истинную свободу, т е. правильное понимание жизни, здесь и происходит открытие абсурда. Такую свободу приобретает Миранда в романе Д. Фаулза «Коллекционер». Миранда, оказавшись в подвале Клегга, в комнате, ставшей для нее тюрьмой, совершает экзистенциальное путешествие в себя. Оказавшись в замкнутом пространстве, не имея возможности слушать радио, читать газеты, смотреть телевизор, она проделывает мучительный путь к себе, вспоминая своего друга Ч.В. и то, как он понимал искусство и саму жизнь. Героиня взрослеет, поднимается с эстетического уровня на этический, осознает, что принадлежность к избранному меньшинству это не «форма бытия», а особая «форма ответственности».

Такой свободой выбора обладает и герой повести Альбера Камю «Посторонний».

Главный герой Мерсо равнодушен к миру, ощущает себя посторонним в нем, одиноким, все кажется ему безразличным потому, что он – носитель философии абсурда, абсурд открылся ему – и все лишилось смысла. Истина для Мерсо заключается в том, что Смысла в жизни нет, и всех ждет смерть. Все люди рано или поздно, по мнению Мерсо, являются избранниками смерти: «Что мне смерть «наших близких», материнская любовь, что мне бог, тот или иной образ жизни, который выбирают для себя люди, судьбы, избранные ими, раз одна – единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мною и миллиарды других избранников. Все кругом - избранники. Все, все - избранники, но им тоже когда - нибудь вынесут приговор. И господину духовнику тоже вынесут приговор. Будут судить его за убийство, но пошлют на смертную казнь только за то, что он не плакал на похоронах матери. Что тут удивительного? (Камю:40)».

На протяжении всей повести Мерсо в различных жизненных обстоятельствах повторяет, что ему все безразлично: « Вечером за мной зашла Мари. Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил, мне все равно, но если ей хочется, то можно и пожениться». Эпизод со смертью матери оставляет его равнодушным. Он вспоминает: «Я в последний год почти и не навещал мать. Да и жаль было тратить на это воскресные дни, не говоря уж о том, что не хотелось бежать на автобусную остановку, стоять в очереди за билетом и трястись два часа в автобусе».

В литературе экзистенциализма жизненные обстоятельства, в которые постоянно попадает герой, ставят его перед необходимостью выбора. Герой постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Одним из главных моментов такого выбора является: «за» или «против» Бога. Такой выбор делает и Мерсо. На вопрос священника о том, почему он отказывается его принимать, отвечает, что он не верит в бога. Вопрос о боге не имеет для него никакого значения.

Но, несмотря на это, в конце повести Камю приравнивает своего героя к Иисусу Христу и называет Мерсо «единственным Христом, которого мы заслуживаем». Внутренний монолог героя помогает это понять читателю: « Как будто недавнее мое бурное негодование очистило меня от всякой злобы, изгнало надежду и, взирая на это ночное небо, усеянное знаками и звездами, я в первый раз открыл свою душу ласковому равнодушию мира. Я постиг, как он подобен мне, братски подобен, понял, что я был счастлив и все еще могу назвать себя счастливым. Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти». В этом произведении мы видим тесную взаимосвязь понятий «истина» и «свобода». В экзистенциализме истина это Абсурд, а главный герой Мерсо – носитель истины, абсурда, поэтому для него в этом мире не существует смысла, он безразличен к любым жизненным проявлениям и только к концу повести для него наступает прозрение, он приходит к пониманию того, что в этом чужом и безразличном ему мире, он все-таки был счастлив.

В этом произведении А. Камю исследует сознание современного человека, для которого «Бог умер». С утратой Бога человек утрачивает и смысл существования – неизвестно, зачем он появился на свет и почему исчезает без следа. Предоставленный лишь самому себе, человек и становится «посторонним» в этом мире. Автоматизм существования рождает у человека скуку, но она же пробуждает и провоцирует сознание. Рано или поздно человек задается вопросом: стоит ли продолжать жить, если жизнь лишена всякого смысла и цели? И А. Камю отвечает на этот вопрос неожиданно и парадоксально – да, стоит. Подлинное мужество и достоинство человека заключается в том, чтобы жить наперекор всему, «действовать без надежды на успех».


Литература

1.Камю, А. «Посторонний» [Текст] /А. Камю. –Like Book, 2018 г.

2. Семенов, А.Н. Теория литературы: Вопросы и задания [Текст] / А.Н. Семенов. – М.: Классикс Стиль, – 2003. – 432 с.

2. Современная литературная теория. Антология [Текст] / сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинт; Наука. - 2004. – 280 с.

3. Суворов, Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма [Текст] / Н.Н. Суворов. – СПб. 2004. – 235с.

4. Фидлер, Л. Современная западная культурология [Текст] / Л. Фидлер. М., 1993. – С. 462-518.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.