12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Статья «Взаимосвязь уроков музыки и основ религиозных культур и светской этики как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников»

Взаимосвязь уроков музыки и основ религиозных культур и светской этики как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников.

 

Взаимосвязь уроков музыки и основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе поможет решить одну из важнейших задач духовно-нравственного воспитания детей. Важнейшей педагогической задачей предмета ОРКСЭ — является формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. В свою очередь целью массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Эффективным путем преподавания музыки и ОРКСЭ является интеграция с предметной областью «Искусство» на уровне использования определенных художественных произведений. Искусство – это стержень духовной культуры человечества.

Произведения искусства настраивают на сочувствие и сопереживание ближнему, формируют веру в высшие силы справедливости и добра, иными словами в них раскрываются те же идеалы, которые проповедуют все мировые религии.

 

Программа «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной 1-4 классов построена так, что большинство тем посвящено православной культуре, позволяющее посредством музыкального воздействия погружать ребенка в религиозную культуру, раскрывать ему мир духовных истин.
 

Приоритетным направлением содержания этой программы является русская музыкальная культура. В ней есть целый раздел, посвященный русской духовной музыке. Духовно – нравственное развитие в начальных классах включает четыре раздел:

1. Раздел «Россия – Родина моя» помогает вернуться к родным истокам, "погружает” детей в мир родных интонаций, тем, образов, создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.

2. Задача раздела «День, полный событий”– раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно–образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.

3. "О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Раздел посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Эти разделы получают дальнейшее развитие в 5-7 классах.

 

Поэтому к 4 классу, когда наступит очередь курса «ОРКСЭ», почва у детей будет подготовлена для восприятия его сложного духовного материала.
 

Восприятие детьми музыки на уроках основ православной культуры может быть активным и пассивным, так как музыка оказывает влияние даже без специального вслушивания, действуя как фон. Но музыка должна звучать так, чтобы не отвлекать детей от основного вида деятельности. Музыкальный фон помогает решать важные воспитательные и образовательные функции.

Пути реализации взаимосвязи уроков музыки и ОРКСЭ различные. Я использую те, которые вытекают из закономерностей преподавания в школе музыки и целесообразности ее использования на уроках Православной культуры.

1. Это стимулирование учащегося на восстановление в памяти изученных в 1-3 классах на уроках музыки музыкального произведения, соотносящегося по содержанию с темой урока.

Так, например урок по Православной культуре на тему «Подвиг» начала с прослушивания предсмертной арии Ивана Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (Жизнь за царя), которую ученики слушали на уроках музыки в 3 классе. Это был наш эпиграф к уроку, а затем размышления привели детей к более глубокому освоению темы урока. Так же на этом уроке использовался хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. А финальным заключением урока ОПК на тему: «Россия-Родина моя» стал хор «Славься!» так же из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Фрагменты тем этих произведений пропеваются детьми со словами и без слов – вокализом. Пропетые с определённым отношением, в определённом эмоциональном тоне, они дают ученику возможность не только осознать, но и прочувствовать глубину и красоту поступков героев, которые совершали подвиги.

На уроках «Любовь и уважение к Отечеству» использовала хорошо известные школьникам музыкальные произведения:

фрагменты «Второй симфонии» А. П. Бородина («Богатырская»),

«Четвёртая симфония» П. И. Чайковского (финал, в котором звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла…»)

Тема «Православный храм», конечно не обходится без колокольного звона. Как не вспомнить произведение М. Мусоргского «Великий колокольный звон». Первое прослушивание этого произведения состоялось у детей во 2 классе на уроке музыки по теме: «Великий колокольный звон». Звучание колокола – это прежде всего сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом, - трезвоном.

На этом же уроке можно послушать уже известную ребятам пьесу П.И. Чайковского «Утренняя молитва». Слушая духовную музыку П.И. Чайковского, дети рассматривают иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской. Я обращаю их внимание на то, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем. Я предлагаю и вам послушать музыку Чайковского, всмотреться в эти иконы и ответить на вопрос: «Что объединяет иконопись и духовную музыку?»

Слушание: «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского.

Вопрос: Что объединяет иконопись и духовную музыку?

Ответ: (благородство, красота, сдержанность чувств, глубина переживаний, возвышенность.)

А больше всего им нравиться слушать и исполнять молитву «Богородица Дево, радуйся! Молитва – это жанр духовной музыки. В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

Задача этого урока – почувствовать состояние души молящегося человека: сосредоточенность мыслей, эмоциональную уравновешенность, искренность высказывания

Второй путь реализации взаимосвязи содержания уроков музыки и уроков ОРКСЭ – «переинтонирование» смысла уже известного школьникам музыкального произведения.

В силу ряда причин некоторые произведения преподносятся детям в «общем виде». Освоение полной версии этих музыкальных произведений, с одной стороны, станет для школьников открытием факта обращения русских композиторов к духовным, религиозным истокам, а с другой, – может послужить стимулом для углублённого изучения той или иной темы курса ОРКСЭ, например модуля «Основы православной культуры».

На уроках этого модуля обязательно включаю примеры русской православной музыки – произведения композиторов классиков и даже фрагменты обиходного пения. Ни один православный праздник, ни одна православная служба в храме не обходятся без использования в них хорового пения, на что указывают сами дети на уроках данного модуля. «Переинтонирование» позволяет учащимся услышать музыкальные произведения как бы заново и осознать их духовные основы, о которых не сообщалось на уроках музыки.

Так, например, на уроках модуля «Основы православной культуры» повторяю прослушивание фрагмента первой части «Третьего фортепианного концерта» С. В. Рахманинова, главную тему которого дети не только слушали на уроках музыки, но и пели как вокализ. Ведь именно главная тема концерта служит примером использования композитором интонаций старинной церковной музыки. Её интонационной основой, как указывают музыковеды, является знаменный распев.

На уроках музыки «Третий концерт» преподносится школьникам, как пример взаимосвязи его тем с русской народной протяжной песней. На уроках же ОРКСЭ эта музыка показана в другом ракурсе – как взаимосвязь музыки духовной и академической, часто проявлявшейся в творчестве С. В. Рахманинова. Поэтому «Третий фортепианный концерт» этого композитора может выступать «музыкальным рядом» урока «Культура и религия».

Примером «переинтонирования» музыкального произведения может быть знаменитый «Вокализ» С. В. Рахманинова. В начале 4-го класса школьники слушают это произведение, которое включено в урок музыки в качестве образца произведения без слов. На уроке ОРКСЭ этот вокализ может быть преподнесён как музыка покаяния, на что указывается во многих работах искусствоведов. Поэтому данное произведение можно включить в содержание урока «Милосердие и сострадание» (модуль «Основы православной культуры»).

Слушаем на уроках и церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека.

Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью.

Третий путь реализации взаимосвязи уроков музыки и ОРКСЭ – включение в их содержание музыкальных произведений, которые будут изучаться в 5–7х классах, вытекает из одного из главных методов школьного урока музыки – «забегание вперёд и возвращение назад к пройденному» (Д.Б. Кабалевский).

Этот метод определяется в педагогике как метод перспективы и ретроспективы. Я использую его при проектировании и проведении уроков с привлечением ещё не изученного музыкального материала.

Так, во второй четверти 5 класса школьники будут слушать и даже исполнять знаменитый фрагмент из «Реквиема» В.А. Моцарта – «Лакримоза». На уроках ОРКСЭ эту часть «Реквиема» можно продемонстрировать учащимся при изучении темы «Православие о Божьем суде». Печальные плачущие интонации этого произведения помогут детям эмоционально осознать значимость обряда, связанного со смертью человека и его оплакиванием близкими.

Ещё одним примером использования метода перспективы и ретроспективы может послужить фрагмент эпизода вражеского нашествия из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Это произведение будет осваиваться школьниками только в 6 м классе. Главная тема этого эпизода – марш с жёсткими, повторяющимися интонациями, может быть включена в содержание уроков на темы «Добро и зло», «Любовь и уважение к Отечеству»

Слушая духовную музыку, у детей не появляется желание кривляться, гримасничать, т.к. музыка проникает им в душу, настраивает на добрые чувства и мысли.

Таким образом, уроки музыки открывают широкие возможности в изучении русской народной и духовной культуры как основы нравственной культуры человека. Музыка помогает заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена?

От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке! Потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии, а значит и воспитывает духовно-нравственные ценности в детях.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.