Система Занкова Л.В.
«Соприкосновение педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую, педагогическую деятельность.»
Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Это значит, что школа сегодня не может только "давать" знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно и выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью, так как, прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова. Это посильная задача для школы.
Именно это привлекает меня как учителя. Именно поэтому я работаю по дидактической системе Занкова Л.В. так как на уроках развиваются творческое и системное мышление, создается атмосфера поиска при решении различных образовательных задач и большую роль в этом отвожу проведению нестандартных уроков:
Уроки – сказки;
Уроки – путешествия;
Уроки – игры;
Деловые игры;
Уроки – семинары;
Уроки – практикумы;
Уроки – праздники;
Интегрированные уроки;
Я придерживаюсь мнения, что не стоит каждую встречу с наукой превращать в праздник и игру. Трудность педагогов, работающих в начальной школе, заключается в том, что учить нужно с самых азов, но учить не "полунауке", а всей науке. Стремясь найти эффективные и оригинальные методы и прием обучения. Я всегда помню мудрые наставления К.Д.Ушинского "Сделав замечательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните , что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".
Одной из ярких черт дидактической системы Л.В.Занкова является неукоснительное требование к учителю, обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Это требование я считаю одним из основных и придерживаюсь его выполнения.
Работая по развивающей системе Л. В. Занкова ,поставила перед собою цель: «Глубокие и прочные знания каждому ребенку!». Чтобы достичь успеха в учебно- воспитательном процессе, стараюсь четко планировать не только предстоящий урок, но и всю систему уроков и внеурочных мероприятий. Наглядные пособия, карточки с индивидуальными заданиями, разнообразные приемы помогают мне так построить учебный процесс, что у учащихся развивается творческая активность, логическое мышление, внимание, память. Задачи всестороннего развития детей, формирования у них учебных навыков, воспитания трудолюбия решаются на основе комплексного использования активных методов обучения, содержания образования и изучения индивидуальных особенностей каждого ученика.
Для системы развивающего обучения характерен путь познания «от ученика». Он не означает полную свободу действий школьника, но предлагает ему свободу в проявлении мысли, в выборе варианта работы.
Дидактические принципы:
обучение на высоком уровне сложности;
ведущая роль теоретических знаний;
изучение программного материала быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых;
постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся.
Л.В. Занков так видел личность учителя начальных классов, работающего по его методике развивающего обучения:
Уметь выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать.
Не вести ребенка за руку в решении проблемы – дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? )
Уметь организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.
Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
Уметь радоваться ошибкам детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
Владеть активными методами и формами работы ( игровая, театрализованная, тренинги), так как они эффективны для развития творческого потенциала детей.
Владеть нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т.д.).
Уметь снять напряжение, раздражительность. Уметь сосредоточить внимание, увлечь работой.
Каждый день как обычно дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Детская душа желает приобщиться к чуду. Роль учителя - помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим- в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках окружающего мира. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, дети не бояться их задавать.
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Содержание курса русский язык разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения. В развивающей системе обучения ценятся вопросы проблемные, общего характера, такие, которые предполагают варианты ответов. Учащиеся высказываются, доказывают, спорят, делают «открытия». Именно собственные открытия вызывают у детей восторг, потребность в познании.
Учитель подхватывает нужную мысль, «ведет» учеников в их поиске, стимулирует коллективную мыслительную деятельность. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, войти в его обстоятельства, понять его чувства, мысли.
Большой простор для развития учащихся дает предмет «Окружающий мир». Его изучение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление, прививает бережное отношение к природе, к окружающему миру, формирует широкую его картину, которая постоянно, от класса к классу, обогащается за счет познания нового. При изучении программного материала большая роль отведена непосредственным наблюдениям, которые служат источником знаний об окружающем мире и формирует наблюдательность, исследовательский подход к добыванию знаний.
По многим предметам и темам даю учащимся задания добыть различными способами информации к теме предстоящего урока. И начинается увлекательная для ребят работа: они копаются в словарях, справочниках, энциклопедиях и других печатных изданиях; расспрашивают родителей, знакомых, товарищей, проводят наблюдения и опыты и т.д. при обсуждении данной темы на уроке высказываются все учащиеся, не повторяя уже сказанные другими. Каждый вносит свою лепту в общую копилку. Спорят. Доказывают.
С удовольствием дети пишут сочинения, придумывают рассказы, сочинения и сказки. В своих маленьких произведениях дети достаточно искренне рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения
Подводя итоги работы по системе Занкова Л.В., я считаю, что обучение детей эффективно, приносит результаты, способствует всестороннему развитию ребенка, делает меня, учителя и ученика сотрудниками.