Практикум «Взросление в культуре народов России»
Мотивационно-актуализационный момент.
Учащимся предлагается прослушать бурятскую сказку.
"Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами:
— Дети мои, вы уже выросли, и настало время вам самим добывать еду и жить своей жизнью.
Сказала она так и, оставив гнездо, полетела с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить мошек да букашек, как из таежного озера воду пить. Но птенцы ничего не хотят делать сами.
— Полетим обратно в гнездо, — хнучут они. — Как было хорошо, когда ты приносила нам всяких червячков и пихала в рот. Никаких забот, никаких хлопот.
— Дети мои, — вновь говорит им сорока. — Вы уже стали большими, а моя мать выбросила меня из гнезда совсем маленькой…
— А если нас подстрелят из лука? — спрашивают птенцы.
— Не бойтесь, — отвечает сорока. — Прежде чем выстрелить, человек долго целится, так что проворная птица всегда успеет улететь.
— Все это так, — загалдели птенцы, — но что будет, если человек кинет в нас камнем? Такое может сделать любой мальчишка, даже не прицеливаясь.
— Для того чтобы взять камень, человек нагибается, — отвечает сорока.
— А если у человека окажется камень за пазухой? — спросили птенцы.
— Кто своим умом дошел до мысли о спрятанном за пазухой камне, тот сумеет спастись от него, — сказала сорока и улетела прочь."
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1) О чём сказка?
2) Что является критерием взросления?
После определения темы урока учащиеся приступают к работе с рабочим листом.
В задании 1 предлагается рассмотреть изображения, определить стадию развития человека (детство, подростковый период, взрослость, старость, пожилой возраст) и назвать (записать), какой вид деятельности подходит каждой стадии.
В завершение учащиеся могут в форме рисунка или нескольких слов отрефлексировать своё состояние, отношение к уроку, вывод в соответствующем поле рабочего листа.