Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-7 классах
Боковский район
х.Верхнечирский
Верхнечирская основная общеобразовательная школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко»
Боковского района
|
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий Верхнечирской ООШ филиалом МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района ________Э.М.Виноградова Приказ от 01.09.2017 г. № 157 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
5-7 классы
Количество часов: 35 (1ч в неделю)
Учитель: Виноградова Элла Михайловна
Программа разработана на основе:
1.Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
2. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) - М., Вента-Граф, Москва, 2015г
2017-2018 уч.г.
Содержание
|
№ |
Наименование |
Страница |
|
1 |
Пояснительная записка |
3 |
|
2 |
Общая характеристика предмета |
3 |
|
3 |
Место учебного предмета в учебном плане |
4 |
|
4 |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. |
4 |
|
5 |
Содержание программы. |
5 |
|
6 |
Календарно-тематическое планирование. |
8 |
|
7 |
Список литературы. |
15 |
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-7 классов и составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (М., «Вентана-Граф», 2015г.)
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, шестиклассники и семиклассники достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
-
-
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
-
-
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
-
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Орловского края.
Священномученник Иоанн Кукша.
Православные монастыри и храмы Орловского края. Спасо-Преображенский Собор г. Болхова: мощи св. Георгия Коссова.
Духовные места. Свято-Введенский женский монастырь: чудотворная икона Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых). Храм Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая Ахтырская икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 32-34. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 35. Итоговое обобщение.
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
5-7 классы, 35 часов.
( на основе учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) - М., Вента-Граф, Москва, 2015г)
|
Сроки |
По факту |
Тема занятий |
Планируемые результаты (в результате занятий учащиеся смогут) |
Кол-во час. |
|
|
Раздел 1. В мире культуры. |
4 |
||||
|
1-2 |
7.09 14.09 |
Величие многонациональной культуры России. |
Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры; Метапредметные: - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - приводить примеры из прочитанных текстов; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени; - анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы. |
2 |
|
|
3 |
21.09 |
Человек – творец и носитель культуры. |
Учебный проект «Человек и его путь в мир культуры» или «Я и мой путь в мир культуры» Личностные: - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - приводить примеры из прочитанных текстов; - выполнять учебный проект; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. |
1 |
|
|
4 |
28.09 |
Законы нравственности - часть культуры общества. |
Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. Метапредметные: - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. - анализировать и структурировать информацию из разных источников. |
1 |
|
|
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. |
13 |
||||
|
5 |
5.10 |
Береги землю родимую, как мать любимую. |
Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - выделять главную мысль литературных, фольклорных и текстов; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения). |
1 |
|
|
6 -7 |
12.10 |
Жизнь ратными подвигами полна. |
Личностные: - осознавать свою принадлежность к российскому народу, чувство уважения к предкам. Предметные: - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. Метапредметные: - читать и анализировать учебный текст; - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.). |
1 |
|
|
19.10 |
В жизни всегда есть место подвигу. |
Выполнение учебных проектов. Темы – на с.35 учебника или иные варианты Личностные: - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране. Предметные: - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры патриотизма из истории, личного опыта. Метапредметные: - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование навыка публичного выступления; - анализировать и структурировать информацию из разных источников. |
1 |
||
|
8 |
26.10 |
В труде - красота человека. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - анализировать информацию; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
1 |
|
|
9 |
9.11 |
Плод добрых трудов славен. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
1 |
|
|
10 |
15.11 |
Люди труда. |
Выполнение учебных проектов. Темы – на с.48 учебника или иные варианты Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда. Предметные: - приводить примеры о роли труда из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. |
1 |
|
|
11 |
23.11 |
Бережное отношение к природе. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе. Предметные: - объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
1 |
|
|
12-13 |
30.11 7.12 |
Семья- хранитель духовных ценностей. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
2 |
|
|
14 |
14.12 |
Семья – первый трудовой коллектив. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
1 |
|
|
15-16 |
21.12 28.12 |
Семейные ценности в разных религиях мира. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. Предметные: - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
2 |
|
|
17 |
11.01 |
Урок обобщения. |
Выполнение учебных проектов. Примерные темы: Традиции моей семьи. Семейные ценности в разных религиях мира Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи в истории разных народов России. Предметные: - приводить примеры о роли семьи из разных источников. Метапредметные: - читать и анализировать текст; - выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - анализировать и структурировать информацию из разных источников; - продолжить формирование навыка публичного выступления. |
1 |
|
|
Раздел 3. Религия и культура. |
7 |
||||
|
18-19 |
18.01 25.01 |
Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения православия; Метапредметные: - читать и анализировать текст; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, проводить поиск информации по заданным и свободным источникам. |
2 |
|
|
20 |
1.02 |
Духовная православная музыка. |
Личностные: - осознавать и выражать свое мнение о роли церковной музыки. Предметные: - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения. Метапредметные: - делать выводы; - понимать информацию, получаемую из разных источников. |
1 |
|
|
21 |
8.02 |
Духовные святыни Орловского края. |
Личностные: - понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян. Предметные: - перечислить памятники культуры Орловщины, связанные с историей православия. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
1 |
|
|
22-23 |
15.02 22.02 |
Культура ислама. |
Личностные: - понимать роль ислама для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры ислама; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения ислама. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
2 |
|
|
24-25 |
1.03 15.03 |
Иудаизм и культура. |
Личностные: - понимать роль иудаизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры иудаизма; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - определять культовые сооружения иудаизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
2 |
|
|
26 |
22.03 |
Культурные традиции буддизма. |
Личностные: - понимать роль буддизма для развития культуры России. Предметные: - перечислить памятники культуры буддизма. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
1 |
|
|
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. |
3 |
||||
|
27-28 |
5.04 12.04 |
Забота государства о сохранение духовных ценностей. |
Личностные: - понимать роль государства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры; - описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село». Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
2 |
|
|
29 |
19.04 |
Хранить память предков. |
Личностные: - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры. Предметные: - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Метапредметные: - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
1 |
|
|
Раздел 5.Твой духовный мир. |
5 |
||||
|
30 |
26.04 |
Твое образование и интересы. |
Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год» |
1 |
|
|
31 |
3.05 |
Твоя культура поведения и нравственные качества |
Варианты учебных проектов: - «Правила хорошего тона (или этикет в моей жизни)»; - «Мой пример человека высокой нравственности» |
1 |
|
|
32-34 |
10.05 17.05 24.05 |
Диалог культур и поколений. |
Учебный проект «Великие ценности культуры»: - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации. |
3 |
|
|
35 |
31.05 |
Итоговое обобщение. |
1 |
||
Список литературы.
- ФГОС основного общего образования;
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.