" Я и мое отношение к окружающему миру"
Цели: развивать у детей чуткое и бережное отношение к окружающему миру, помогать или осознании особой роли человека в мире природы. Ознакомить понятием "ЭКОЛОГИЯ", и дать представление о взаимосвязи всего живого на Земле.
Ход урока.
Прекрасное Далеко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко
Жестоко не будь
От чистого истока
В прекрасное Далеко,
В прекрасное Далеко
Я начинаю путь.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы не случайно решили начать встречи этой замечательной песней.
А вот будет ли Далеко действительно прекрасным, а исток чистым зависит от нас с вами. От того, какие мы сегодня , как будем относиться друг к другу и к окружающему миру, зависит и наше будущее всей нашей планеты Земля. К каждому из нас обращен голос из прекрасного Далеко, а что сделал сегодня ты для того, чтобы твоя завтра было не хуже, а лучше?
Мы- Земляне. Наша планета всего лишь маленькая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известной человеку планет есть жизнь.(слайд№1) Вот таким красивым, голубым шаром видится космонавтам наша Земля из космоса.
Природа Земли уникальна и неповторима. Изучать ее, понимать и беречь, а не разрушать, вот наш общий долг.
Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно расточительно ведут себя по отношению к ней. Безумное , бесхозяйственное отношение к окружающему миру приносит большие беды.
Итак, вы, все знаете и слышали слово "ЭКОЛОГИЯ".
(Словарная работа "ЭКОЛОГИЯ").
- Все, что окружает нас это природа: небо, лес, речка, солнце, деревья и цветы, травы, птицы, животные и насекомые, человек все это- природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно.
- Так, деревья без чего не могут жить?
(ответы детей)
(Без солнца, воды и птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков и червячков)
- А, животные без чего не могут жить?(ответы детей).
( Они тоже не могут жить без воды, без солнечного тепла и света, без травки, которые они едят, без деревьев, которые защищает их от жары и дождя.)
Все живое существо зависит друг от друга.
- Так вот экология- это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных , человека и их связь с неживой природой солнцем, водой, воздухом.
- А еще экология изучает, как человек влияет на природу. Мы, люди загрязняем и уничтожаем природу и почти каждый школьник, зная или не зная, тоже загрязняет природу.
- Как же мы загрязняем природу?(ответы детей).
- Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в кусты.
- Можно ли это делать?(ответы детей).
- Конечно, нельзя. А ,почему?( ответы детей).
- Во- первых это просто не красиво, а во вторых это губит природу.
- А человек может заботиться помогать природу?(ответы детей).
- Да, конечно человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц.
- а какие правила поведения знаете?
(слайд №2)Дети читают правила.
Первый опыт
- А, теперь мы с вами проводим опыт. Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек мы закроем пластиковым пакетом или бутылкой.
- Что случилось?(ответы детей).
- Он умер.
- А почему он умер?(ответы детей).
- Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки. цветочки и насекомые.
- А теперь возьмем сухой листик попробуем его раскрошить получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер.
- А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль.
- А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало.
Второй опыт.
- Теперь попробуем намочить листок дерева, туалетную бумагу и баночку.
- Что получается?
Пакеты и баночки только намокли, и порвать и сломать их мы не сможем. Вот так же в природе только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того чтобы исчезла бумага, полиэтиленовый пакет или бутылка понадобиться годы. Так бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается 6-7 лет, полиэтиленовый пакет излагается через 100 лет, а стекло будет лежат в земле 600 лет.
Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах. Это значит, что при горение выделяются вредные вещества . Это копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам попадая в легкие животных , людей , приводя к тяжелым отравлением и заболеванием.
ФИЗМИНУТКА.
Я хочу говорить (жесть рукой на себя)
На простом языке цветов (обеими руками нарисовать в воздухе цветок)
Деревьев и трав (сначала поднять руки, а затем опустить и присесть)
Насекомых и животных (имитация полета)
Я хочу, чтобы их понимали все люди земли (руки развести в сторону)
- А теперь мы с вами поиграем в игру называется "Экологический светофор".
- Вы все знаете сигнал светофора, ну-ка вспомним.
(красный свет- запрещает)
(желтый свет- предупреждает)
(зеленый- разрешает)
- Посмотрите на экран, давайте будем читать.
(слайд№3)
- Я буду вам читать описание поступка человека в природе. А вы должны будете оценить этот поступок подняв по сигналу ведущего один из кружков, то есть включив тот или иной сигнал светофора.
- Итак.
- Дети подкармливают птиц (зеленый свет)
- Дети, стреляющие в птиц из рогаток (красный свет)
- Дети разводят огонь в лесу (красный свет)
- Из трубы в речку льются отходы завода (красный свет)
- Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать (желтый свет)
- Мы нашли в лесу непотушенный костер и затушили его (зеленый свет)
- Молодцы ребята.
- А теперь я вам раздам карточки. Вы должны будете читать и сказать по цифру какой правильный ответ.
Карточка№1.
Вы всей семьей или классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы......
1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
2. Все бросили в костер.
3. Бумаги сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой, чтобы выбросит в контейнер для мусора.
Карточка№2.
1. Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали и ушли.
2. Залили костер водой или засыпали землей.
3. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.
Карточка№3.
Птенец выпал из гнезда . Как вы поступите?
1.Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.
2. Положите птенца в гнездо.
3. Возьмите домой и будете держать в клетке.
- Правильно, молодцы ребята.
- давайте повторим, что надо делать с отходами.
(ответы детей)
- Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки.
Мы приносим вред здоровью, природе, и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны. Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя. Спасибо за внимание!