Презентация «Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Стихотворение А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
«Александрийский столп» Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом, воздвигнутая в честь царя Александра I, победителя в войне с Наполеоном. Высота колонны 47,5 м.
Exegi monumentum. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Памятник Пушкину В Санкт - Петербурге
Анализ строф Нерукотворный – не материальный, а духовный (памятник). Народная тропа – это идущие к святыне люди, в данном случае подразумеваются читатели. Душа в заветной лире – стихи пишутся по велению души, лира – инструмент древних поэтов, символ поэзии. Гордый внук славян – это и русские, и украинцы, и белорусы. Жестокий век – намёк на самодержавие и расправу над декабристами. Пиит – поэт, всяк сущий – существующий, бытующий. Тунгус – народность в Восточной Сибири. Милость к падшим призывал –Пушкин имел в виду всех страдающих. Веленью Божию – Пушкин говорит о высоком предназначении поэта.
Почему же памятник «Нерукотворный»? С одной стороны, это вполне конкретный памятник (бронзовый монумент), существующий во времени и пространстве. С другой стороны, идеальный знак памяти – художественное творчество – завещание народу через слова. Сочетание «памятник нерукотворный» – стилистическая манера автора – «соединение несоединимого» , т. е. оксюморон.
История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
Жанр и композиция. Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum — «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства.
Основные темы и идеи Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа — традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая,, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Вторая строфа у всех поэтов, создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков: Вторая строфа у всех поэтов, создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, « и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».
Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее незнакомых с ней, и широкой посмертной славы: Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой». Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе
Памятники А.С. Пушкину
Творческая работа - синквейн Пушкин. Великий, незабываемый. Призывает, восславляет, живёт. Это великий гений слова. Поэт! Памятник. Нерукотворный, народный. Вознёсся, переживёт, пробуждает. «Я памятник воздвиг нерукотворный». Слова.
синквейн Пушкин. Памятник.
Похожие публикации
Селиванова Галина Геннадьевна