12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевцова Марина Юрьевна
Аккаунт удалён
Россия, Московская обл.
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг…»

(жизнь и творчество А.С. Пушкина)

Цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная — воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории.

Оборудование: карточки с заданиями для каждого этапа квеста, сундучок, где будет храниться ответ, маршрутные листы с указанием аудиторий проведения этапов, бланк с указанием набранных баллов.

Команда состоит из 6-10 человек, которые перемещаются по аудиториям, где выполняют задания. Цель команды – быстро и правильно ответить на вопросы, чтобы опередить соперников по времени и набрать большее количество баллов. Их в листке оценивания будут отмечать ведущие этапов. Побеждает та команда, которая наберет максимальное количество баллов за меньшее количество времени. Именно этой команде будет передан ключ от сундучка, в котором будет храниться «ответ» на вопрос, озвученный в начале квеста.

 

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена творчеству великого русского писателя А.С. Пушкина. Чтобы проверить ваши знания о его жизни и творчестве, предлагаем вам пройти ряд испытаний. Если вам удастся с ними успешно справиться, то вы сможете добыть ключ к тайне. Итак, внимание!

Этому событию суждено было стать новой культурной вехой в сознании поколений. В этот день Россия впервые чествовала в Москве память своего национального гения. Литературно-музыкальные вечера в зале Благородного собрания, юбилейная выставка «Пушкинские чтения» в университете, общественные манифестации…

Свидетельства участников юбилейных торжеств доносят до нас их волнующую атмосферу. Одна из газет писала: «Верьте мне на слово – несчастен тот человек, который не был в Москве на пушкинском празднике!» Но два события этого праздника были особенно замечательными.

Чтобы узнать, о каком «пушкинском празднике» и каких его событиях идет речь, вам предстоит пройти закодированный путь и добыть ключи к тайне.

Сейчас вы получаете маршрутный лист. Ваша задача - как можно скорее правильно справиться с заданиями разных этапов, набрать максимальное количество баллов, и тогда вы получите право открыть сундучок, хранящий разгадку тайны.

 

Первый этап «Великий предок» (3 мин.)

Участников встречает ведущий этапа. На доске можно разместить неподписанные портреты членов семьи Пушкиных.

Ведущий этапа: Здравствуйте, ребята! Послушайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Моя родословная». Может быть, он поможет вам справиться с заданием:

Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Его пример будь нам наукой:

Не любит споров властелин.

В данной аудитории найдите карточки с буквами и составьте из них имя и фамилию предка А.С. Пушкина, служившего при Петре I.

(Листочки с буквами имени и фамилии Абрам Ганнибал нужно заранее расклеить на разные поверхности в аудитории).

 

Второй этап «Только факты!» (3 мин.)

На полу приклеены полосы цветного скотча, которые обозначают границы «тропинки». Ведущий этапа раскручивает участника, а затем предлагает ему пройти по этой «тропинке», не заступив за границы. После того, как участник справился с заданием, команде предлагается ответить на вопросы.

Ведущий этапа: Прежде чем перейти к разговору о произведениях Пушкина, проверим, насколько хорошо вы знакомы с фактами жизни Александра Сергеевича Пушкина. Ваша задача, быстро ответить на вопросы, чтобы сэкономить время. Итак, начинаем!

В каком городе родился А.С. Пушкин? (Москва)

На каком языке заговорил маленький Александр Пушкин? (Французский язык)

Как звали няню А.С. Пушкина, которой он посвятил такие строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(Арина Родионовна Яковлева)

Какое учебное заведение окончил А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)

Будучи лицеистом, А.С. Пушкин был принят в литературное общество. Как оно называлось? (Арзамас)

Какую службу избрал для себя А.С. Пушкин после окончания лицея? (служил в Коллегии иностранных дел).

Как называлось первое стихотворение А.С.Пушкина, которое было опубликовано? («К другу стихотворцу»)

Кто выступил главным слушателем и цензором на экзамене А.С. Пушкина в Царскосельском лицее? (Г.Р. Державин)

Сколько сказок написал А.С. Пушкин:? Назовите известные вам сказки Пушкина. (7 сказок: Жених (1825), Сказка о попе и о работнике его Балде (1830), Сказка о медведихе (1830—1831), Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831), Сказка о рыбаке и рыбке (1833), Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833), Сказка о золотом петушке (1834)).

Скажите, какое название получил самый плодотворный период в творчестве А.С. Пушкина, когда за три осенних месяца было создано более 30 произведений различных жанров? (Болдинская осень).

Команда получает баллы в соответствии с количеством правильных ответов.

 

Третий этап «Лицейская лирика» (4 мин.)

Участников встречает ведущий в образе преподавателя лицея. В руках у него журнал со списком успеваемости однокашников Пушкина, указка.

На столе лежат распечатанные стихи А.С. Пушкина без названия.

Вашему вниманию представляет характеристика ученика Царскосельского лицея: ««Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокий, ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие ещё не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны».

По части словесности преподаватель профессор Кошанский «воспитанника Пушкина» ставит на 16 место (всего 29 лицеистов), затем на 18, 19 и ниже. Побывал Пушкин и на 28 месте. Правда, этот табель рангов лицеисты решительно отвергали.

Итак, ученики, вам нужно определить, какие из представленных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим однокашникам и назвать имена друзей.

Список стихов:

«И.И. Пущину»;

«Поедем, я готов; куда бы вы, друзья»;

«Именины»;

«Друзьям (Богами вам еще даны...)»;

«Дельвигу»;

«Друзьям (Нет, я не льстец...)»

 

Четвертый этап «Простая арифметика» (5 мин.)

На столе в аудитории хаотично разложены половинки иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина. На обратной стороне записаны примеры, решив которые, участники узнают, в каком году была написана сказка А.С. Пушкина. Участникам нужно за 5 минут составить из половинок целую иллюстрацию, решить пример на обороте и расположить эти иллюстрации в порядке создания сказок, а также нужно указать название сказки.

Ведущий этапа (можно представитьведущего ученика в образе А.С. Пушкина, сочиняющего сказки, а рядом с ним сидит «кот ученый»):Добро пожаловать, друзья! Сейчас мы отправимся туда, где

На неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей…

Друзья, здесь на столе лежат обрывки иллюстраций моих сказок. На их обратной стороне записаны арифметические примеры. Если вы их решите, то узнаете, в каком году сочинил я эту сказку. Расположите эти иллюстрации в том порядке, как были написаны сказки, и назовите сами сказки!

«Сказка о попе и работнике его Балде»

(278+(1975+1136:568):4+8692-7428=1830

2.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

19650:25+17388:36+(5684-2080):2-1240=1831

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(5232: (1985-1876)+(2879+409)):2+136=1833

«Сказка о золотом петушке»

4863+4732:1183-4180+5903-4756=1834

Максимальное количество баллов – 6.

 

Пятый этап «Ох уж эти сказочки!» (5 мин.)

В аудитории творческий беспорядок: на столе неаккуратно лежат исписанные черновики с зачеркиваниями, исправлениями, рисунками на полях. Некоторые из них смяты и лежат прямо на полу. Встречает участников ведущий в образе молодого поэта, находящегося в поисках вдохновения.

Ведущий этапа: Здравствуйте, здравствуйте, ребята! Я вас так долго ждал! Мне очень нужна ваша помощь. Никак не выходит стихотворение из-по пера! Какой должна быть рифма, знаю, а вот начало… Прошу вас помочь мне. Но только времени у вас не так много - всего три минуты. Приступайте, друзья, приступайте!

______________сказка

______________ маска

______________лес

______________чудес

______________ложь

______________пройдешь

Максимальное количество баллов – 10.

 

Шестой этап «Пушкинские герои» (3 мин.)

Встречают участников юноша и девушка в образе героев произведений А.С. Пушкина.

Ведущая этапа: Бонжур! (делает книксен) Мы очень рады видеть вас в числе наших гостей!

Ведущий этапа: Приветствую вас, друзья! Как писал А.С Пушкин (стихотворение о любви)

Помогите «встретиться» влюбленным героям произведений А.С. Пушкина. Вложите в конверт со страстным посланием имена влюбленных из указанного на конверте произведения.

1. «Барышня-крестьянка»: Лиза Муромская + Алексей Берестов;

2. «Дубровский»: Марья Троекурова + Владимир Дубровский;

3. «Метель»: Марья Гавриловна + Бурмин;

4. «Руслан и Людмила»: Наина + Финн;

5. «Сказка о царе Салтане…»: князь Гвидон + царевна Лебедь;

6. «Сказка о золотом петушке»: царь Дадон+ Шамаханская царица.

За каждую правильно отмеченную пару начисляется по 2 балла.

 

Седьмой этап «Сценическая речь» (5 мин.)

На столах лежат листы с распечатанными фрагментами поэтических текстов А.С. Пушкина. В вазе, например, лежат маленькие листочки, на которых написана какая-либо человеческая эмоция: радость, скука, печаль и т.п.

Встречает участников ведущий в образе актера, делающего речевую разминку. Появление участников сопровождается звуками такой разминки, повторением скороговорок, мимической гимнастикой.

Ведущий: Ба! Какие люди! Здравствуйте, господа и дамы! Прошу, проходите к столу. Здесь у меня репетиционные листы с фрагментами текстов великого Пушкина. Вам нужно вспомнить, как нужно завершить фразу в выбранном вами фрагменте. Приступайте, господа! После этого будет у меня для вас еще одно заданьице!

Участники вставляют пропущенные смысловые отрезки.

А теперь, господа и дамы, достаньте из вазы еще один листочек. Теперь мы с вами поупражняемся в сценической речи. Прочитайте дополненный фрагмент, передавая ту эмоцию, которая была указана на маленьком листочке.

С дружиной своей, в цареградской____,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный__________,

Покорный ______старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал______.

«Скажи мне, кудесник, любимец____,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на ______соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты_____».

Под голубыми небесами

Великолепными___________,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один________,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом_________.

Вся комната ________блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у________.

Но знаешь: не велеть ли в санки

________бурую запречь?

Буря ______небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как________, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как ________запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая __________

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури __________

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под _____________

Своего веретена?

Если участники успешно справились с заданием, то получают 4 балла (2 за дополнение текста + 2 за выразительное чтение. Количество баллов может быть снижено).

 

Восьмой этап «Угадай, кто?» (5 мин.)

Встречает участников ведущий в образе мима. При появлении участников изображает какие-то несложные действия.

Ведущий: Приветствую вас, ребята! Вы все овладели навыком сценической речи, а теперь узнаем, как у вас обстоит дело с актерским мастерством. Проявить ваш талант поможет игра «Крокодил». Вы сейчас выбираете карточку, в которой указан герой произведения А.С. Пушкина и его действия. Ваша задача – не используя слов, изобразить, что указано в карточке.

Если вы узнаете всех показанных героев, получите 5 баллов.

1. «Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.»

2. «Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой».

3. «Он над нею жужжит, кружится

Прямо на нос к ней садится

Нос ужалил богатырь;

На носу вскочил волдырь,

И опять пошла тревога:

Помогите, ради бога!...”»

4. «Работает за семерых;

До света все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закурит,

Яичко испечет, да и сам облупит».

«Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

 

Девятый этап «Памятник нерукотворный» (2 мин.)

В аудитории в разных местах разложены конверты с именами русских писателей и поэтов: Тютчев, Фет, Бальмонт, Блок, Некрасов и др.

На заключительном этапе участников встречает учитель:

Ребята, вот и пришло время приблизиться к разгадке нашей тайны. В этой комнате вам нужно найти конверт, в котором хранится листок с фамилией 23-летнего поэта, которому всероссийскую славу принесло стихотворение об А.С. Пушкине. Когда вы найдете нужный конверт, назовите это стихотворение и процитируйте несколько строк.

(М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»)

Максимальное количество баллов - 4 (2 балла за название и автора, 2 балла за цитату).

Командам выставляются последние баллы.

Еще раз обращается внимание на легенду квеста, ответ на какой вопрос скрывается в сундучке.

Команде-победительнице вручается ключ от сундучка. Там лежит фото памятника Пушкину с информацией:

6 июня 1880 года в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря… Колыхались разноцветные значки и знамена различных корпораций, обществ и учреждений; вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены были названия произведений великого поэта; Тверской бульвар украшен был гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками… Народ покупает у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывает ими пьедестал памятника. К вечеру зажигается иллюминация… Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще запеленатого памятника. Торжественные речи – и покров спадает, воздух оглашают крики ликования. Взорам публики предстал памятник поэту Пушкину работы А.М. Опекушина. Это было первое событие «пушкинского праздника».

Этот же взрыв ликования, всеобщий подъем, слезы и цветы повторились через день, 8 июня. В этот день в зале Благородного собрания выступал писатель Ф.М. Достоевский. Достоевский медленно шел к кафедре, сухонький, ссутулившийся, осунувшийся заметно даже со вчерашнего дня, перебирал на ходу свои листки. Зал приветствовал рукоплесканиями Достоевского. “Войдя на кафедру, Достоевский сумрачно оглядел зал и вдруг, выбросив ладонь вперед, вместо традиционного: “Милостивые государыни, милостивые государи!” – глухим своим, надтреснутым голосом начал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое”. Последние слова он произносил почти шепотом, уже в мертвой тишине и как-то таинственно, словно сам удивился сказанному. Казалось, он тихо вздрогнул и тут же подпал под власть его все более возвышающегося крепнущего голоса. “Пушкин есть пророчество и указание”, – продолжал он. Речь длилась 45 минут. Достоевский заканчивал ее при полном онемении зала: “Жил бы Пушкин далее, так и между нами было бы менее недоразумений и споров… Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем”. (Высвечивается портрет Достоевского 1880 года). Следующим должен был выступать И. С. Аксаков. “Я не могу говорить, – сказал он, – после речи Достоевского, этой гениальной речи, которая, конечно же, – историческое событие”. Объявили перерыв”. Это было ворое значимое событие этого «праздника».

Учитель: Такова тайна нашего сундучка. Вы отлично справились со всеми заданиями, показали тем самым, что вы хорошо знакомы с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии. Хочется надеяться, что вы проявите интерес к творчеству А.С. Пушкина и в старших классах.

 

Использованные материалы:

Конспект интегрированного урока "Памятник рукотворный" http://festival.1september.ru/articles/100971 /

Литературная игра-викторина, посвященная А.С. Пушкину http://festival.1september.ru/articles/419755 /

http://rupoem.ru/pushkin

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.