Методическая разработка по русскому языку для 2 класса «Я пишу письмо»

12
0
Материал опубликован 23 January 2016 в группе

Методическая разработка по русскому языку для 2 класса «Я пишу письмо» направлена на формирование навыка написания личного письма, развитие письменной речи младших школьников. Разнообразный практический материал, содержащийся в данной методической разработке, способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения, дает возможность отслеживать уровень усвоения учебного материала. Используемые педагогические технологии призваны создать условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Педагогические технологии, методы и приемы

Результаты

Ситуативное обучение

Формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

Проблемный диалог

Вырабатывает навыки умственных операций, умение самостоятельно решать проблему; стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес.

Здоровьесберегающая

Коррекция психоэмоционального напряжения детей, преодоление утомляемости.

ИКТ

Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы

Коммуникативная

Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться.

Парная и групповая работа

Развитие межличностных отношений, создание ситуации успеха.

Фронтальный опрос

Развивает внимание и умение слышать друг друга.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема урока: Я пищу письмо

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель

создать условия для формирования навыка правильного написания письма

Задачи

образовательная:

познакомить с правилами написания и оформления письма, с основными композиционными частями письма;

развивающая:

развивать интерес к эпистолярному жанру, умение излагать свои мысли понятно, грамотно;

воспитательная:

воспитывать культуру речи, культуру общения через письмо;

деятельностная: структурировать и систематизировать изучаемое содержание

Планируемые результаты

Личностные:

развитие интеллектуальных умений: анализ и обобщение;

развитие познавательной активности, памяти, внимания, речи и интереса к русскому языку;

создание условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и аргументировать.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

общение и взаимодействие друг с другом

Предметные:

уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

Межпредметные связи

Литературное чтение: Э.Успенский «Мы из Простоквашино», А.П.Чехов «Ванька Жуков»

Ресурсы:

- основные

дополнительные

«Русский язык. 2 класс» в 2-х частях авторов Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой – М.: Просвещение

http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Azbuka-vezhlivosti.-Kak-pisat-pismo

http://www.vezuchij.ru/dom-i-semya/pisma-ot-skazochnyh-geroev-dlya-detej.html

Соколова Т.Н. «Школа развития речи» - М.: Росткнига, 2010.

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

Оборудование

Небольшая посылочная коробка, глиняная дощечка, кусок бересты, бутылка с запиской, конверт с образцами писем.

Предварительная подготовка

Обучающиеся находят информацию в библиотеке или в сети Интернет и подготавливают сообщения и презентации об истории писем.

   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Настраивает класс на продуктивную деятельность, создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: ”Доброе утро!”

- С кем вы утром поздоровались или сказали кому-то «Доброе утро!»?

- Я встретила интересного человека. У него уже с утра очень много работы. Догадайтесь, кто он?

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм.

А в конвертах голубых –

Вести от друзей, родных.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы.

 

Дают отгадку, обосновывают ответ.

Познавательные УУД:

- осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать с учителем и одноклассниками во фронтальной работе

Регулятивные УУД:

- настраивать себя на продуктивную работу.

2. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения.

- А вы сами писали кому-нибудь письма?

- Хотите научиться правильно писать письма?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, предположите, чем мы будем заниматься.

Определяют границы знания и незнания,

выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Актуализация личного жизненного опыта.

Выявление затруднения.

Формулирование темы урока.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать вою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем формулировать тему и цель урока.

3. Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- А как вы думаете, зачем почтальон приходил в нашу школу?

- Вы правы. Но еще он принес для вас необычную посылку.

- Что в ней может быть?

Открывает посылку.

- Посмотрите, здесь глиняная дощечка, береста, бутылка с запиской и конверт. Эти вещи вам о чем-нибудь говорят?

- В конверте лежит несколько писем. Конечно, нехорошо читать чужие письма. Но, наверное, они не зря здесь положены. Как вы думаете, зачем?

Высказывают свои предположения, применяя полученные ранее знания о работе почтальона.

- Может он принес письма, газеты или телеграмму.

Небольшая дискуссия по данному вопросу. Приходят к мнению, чтобы знать содержимое, надо посмотреть.

Дети по очереди рассказывают подготовленный заранее материал об истории письма, сопровождают сообщение презентацией.

1 ученик:

Древнейшим письменным инструментом считается глиняная табличка. Она родом из Египта, именно там появилась первая письменность. Глиняная табличка представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На ней писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали и обжигали в печи.

2 ученик:

На Руси, до появления бумаги, использовали березовую кору (бересту).  Бересту кипятили, сушили, обрезали и процарапывали буквы костяным «писалом». Берёсту использовали для частной переписки и личных записей.

3 ученик:

В Азии, в городе Пергам был найден прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент. Бумага - одно из величайших изобретений человечества была создана  в Китае. Рецепт её изготовления хранился в строжайшем секрете долгие годы.

4 ученик: Бутылочная почта была в основном вестником трагедий и катастроф. (Приводит примеры).

Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы на основе обобщения;

- формировать умение извлекать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные УУД:

- учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- слушать других и пытаться принимать другую точку зрения.

Регулятивные УУД:

- формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- слушать в соответствии с целевой установкой.

4.Релаксация

Цель: снятие утомления через физическое напряжение

Предлагает электронную физкультминутку для профилактики переутомления.

- Давайте отдохнем сначала, а потом познакомимся с содержанием писем.

Выполняют двигательные упражнения.

 

5.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: выбор способа и средств реализации

Организует решение проблемной ситуации.

- Предлагаю каждой группе по два письма.

(Приложение 1)

Прочитайте и проанализируйте содержание. Выделите общее в письмах.

Инструкция для исследовательской работы в группах:

Прочитайте письмо.

Выясните, кто и кому написал письмо.

Подумайте, из скольких частей состоит письмо.

Создайте модель письма.

- Вам были предложены деловые письма или личные?

- Существует более 10 видов личных писем: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, письмо-благодарность. Деловые письма содержат деловую, официальную  информацию.

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.

Ученики работают в группах. По окончании работы сравнивают полученные результаты. Делают вывод:

Письмо содержит

1. Приветствие или обращение

2. Сообщение о себе

3. Добрые пожелания

4. Концовка

Обмениваются информацией по каждому пункту.

Выслушиваются разные мнения.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста;

- выделять аналогии.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить понятные для собеседника высказывания;

- учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:

- сличать способ и результат своих действий;

- уметь приходить к общему решению в совместной деятельности.

6.Самостоятельная работа

Цель: самопроверка умения применить новое знание

Организует самостоятельную работу.

- Как можно использовать полученные знания?

- Кому вы бы хотели написать личное письмо?

О чем?

- Предлагаю написать небольшое письмо. Оно должно быть написано аккуратно и грамотно.

- Поработайте в парах, проверьте грамотность и соответствие плану.

Выполняют задание, проверяют работу, анализируют ошибки.

Написать самим письмо.

Другу.

О себе, о школе, о друзьях, об увлечениях, о добрых делах, о событиях в семье.

Самостоятельная работа.

После выполнения зачитывают друг другу, сверяются с планом.

Познавательные УУД:

- применять изученные правила.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в письменной речи;

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности своей работы

7.Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Организует рефлексию изученного материала и работы на уроке.

- Какую роль в жизни человека играют письма?

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

Рефлексия своей деятельности.

Оценивают практическое значение данного урока.

Познавательные УУД:

- анализировать полученный результат

Регулятивные УУД:

- уметь определять ценность

полученных знаний

Приложение 1

Здравствуй, дорогая Катя!

Как ты живёшь? Давно тебя не видела! Очень скучаю. Хочу тебе рассказать о поездке в цирк. Было очень интересно. В цирковом представлении участвовали и клоуны, и акробаты, были свиньи, крокодилы, обезьяны. Мне понравился номер, когда клоуны ловили рыбу. Один клоун поймал рваный сапог, второй клоун зацепил маленького крокодила, а третий выловил большого крокодила. Они были игрушечные. Потом был и настоящий крокодил! Удивительное ощущение! В конце представления было очень красивое зрелище: разноцветный фонтан радовал искрящимися брызгами.

Всем нам очень понравилась поездка. Расскажи, что у вас произошло интересное. Напиши мне!

Твоя верная подружка Вика.


 

Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз!

Меня зовут Семён Ершов. Я учусь в 5 классе. Учусь хорошо, и учиться мне нравится. Больше всего я люблю уроки истории, но и по другим предметам я успеваю на «5». Ещё я хожу в художественную школу. Там мы создаём красивые рисунки, изучаем историю изобразительного искусства. Мне нравится делать приятное для своих родителей, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Я хочу попросить тебя, добрый Дедушка Мороз, чтобы в моей семье никто не болел, чтобы мир был светлым для всех людей, а ещё мечтаю о целой корзине шоколадных конфет. Приходи к нам на праздник! Обязательно!

С добрыми намерениями Ершов Семён.


 

Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать, а в школу мне еще не скоро. Только на будущий год.
До свидания. Ваш сын - дядя Федор.

Здравствуйте, детки!
Пишет вам Баба Яга. Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. Я люблю безобразничать и никого не слушаться. На днях от меня ушёл помощник - мой черный кот. Он, видите ли, решил исправиться и стать добрым. Будет теперь только в добрых сказках участвовать. Так вот, я решила искать ему замену. Раньше-то я детей воровала, а теперь старая стала для этого. Теперь никого не ворую, только в гости приглашаю. Вот и вас приглашаю в наш дремучий лес. У нас тут очень здорово - темно, холодно, сыро... Приходите, жду.

До встречи, Баба Яга.

Милый дедушка, Константин Макарыч!

Приезжай, милый дедушка,  Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.

Остаюсь, твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай.

Дорогой дядя Фёдор!

От этого Шарика житья совсем не стало! Ничего делать не хочет, только с фоторужьём бегает.

Дядя Фёдор, я тебя предупреждаю, если Шарик завтра не закроет дверь, я перееду в коровник к корове Мурке, там на три градуса теплее. А Шарик пусть здесь замерзает. У нас в доме, особенно на кухне, настоящий полюс холода получился. Молоко у нас по всем лавкам куличиками стоит. Оно твёрдое, я его из ведра целиком вытряхиваю.

Любящий тебя кот Матроскин.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.