Методическая разработка по русскому языку для старших классов
Инструкция к заданиям: внимательно прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Желаем удачи!
Текст № 1
Одна лошадиная сила
(из очерка Александра Поварницына)
(1) Сейчас трудно себе представить, но ещё каких - то полсотни лет назад город полнился цокотом копыт, под телегой бренчало ведро. (2) Лошадей тогда было много: быстрые, стройные кони легко несли извозчичьи пролётки; тяжёлые битюги степенно катили огромные возы. (3) Улицы, припорошенные сенной трухой и соломенными ошмётками, были шумными – от кованных железом колёс, от подков лошадей, от понуканий и перебранки ломовых и легковых извозчиков. (4) Улицы были пахучими: пахло конским потом и навозом, и этот мирно – деревенский запах мешался с запахом бензина от машин, которых год от года становилось всё больше и больше.
(5) Между прочим, работа на лошадях была совсем не так проста, как кажется. (6) В 20 – 30-х годах в Омске была даже школа извозчиков, где изучалась иппология (наука о лошадях), ветеринария, правила ухода и ковки лошадей. (7) Профессиональные извозчики были здоровыми, сильными мужиками, в кулачных боях им могли противостоять только рабочие - молотобойцы. (8) Извозчик был и конюхом, и грузчиком, и ковалем, и шорником, иногда ветеринаром. (9) Он головой отвечал за лошадь, упряжь, телегу и груз.
(10) Лошадей жалели, последнее отрывали от себя, лишь бы полакомить кусочками хлеба с солью, сладкой морковкой. (11) А как же иначе? (12) Бессловесная труженица тысячелетиями служила человеку, была с ним и в радости, и в мирное, и в военное время. (13) Во многом именно лошадкой была обеспечена невыносимо тяжёлая победа и в последнюю войну. (14) Почти все машины ушли в армию, в тылу остались только лошадки, да и те особой силой не отличались: лучших лошадей тоже оттянул на себя фронт.
Задания к тексту № 1
1. Какой (-ие) тип(-ы) представлен(-ы) в предложениях 5 – 9?
1) повествование
2) рассуждение и повествование
3) рассуждение
4) повествование и описание
2. Какое из выделенных слов в предложениях 6 – 8 имеет следующее лексическое значение: «тот, кто шьёт ременную упряжь, конскую упряжную сбрую»?
3. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 2; 2) 3; 3) 9; 4) 8
4. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) На улицах Омска пахло бензином от машин, которых было очень много.
2) Лошадей всегда жалели и старались сытно накормить, не жалея лакомых кусочков.
3) Работа на лошадях была, оказывается, совсем не простая, и не профессионал мог с ней не справиться.
4) В 20 – 30 е годы в Омске была школа извозчиков, где изучалась наука о лошадях.
5. Укажите предложение, в котором употребляется контекстный синоним.
1) 8; 2) 12; 3) 10; 4) 14
6. Из предложений 5 – 10 выпишите все частицы.
7. Из предложений 10 -14 выпишите причастие.
8. Определите способ образования слова понуканий из предложения 3.
9. Из предложений 8 – 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
10. Среди предложений 2 - 7 найдите простое предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответы на задания к тексту № 1
1. 3)
2.
3. 3)
4. 1)
5. 2)
6. не, даже, только, лишь
7. обеспечена
8. суффиксальный
9. сладкой морковкой
10. 3
Библиографические данные книги, из которой взят текст:
Любимому городу. Александр Поварницын. - ИПК «Омскбланкиздат», 2006 г., страницы 99 – 101.
Дополнительная информация для учителя
При изучении Темы «Лексика» в шестом классе можно использовать текст А. Поварницына. В нём, помимо общеупотребительной лексики, встречаются устаревшие, заимствованные, профессиональные слова, антонимы, фразеологизмы, а также слова в прямом и переносном значении.
Инструкция к заданиям: внимательно прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Желаем удачи!
Текст № 2
Литературный музей им. Ф.М. Достоевского
(из статьи хрестоматии)
(1) Инициатором создания Литературного музея в Сибири является учёный и поэт П.Л.Феоктистов и профессор Г.В. Круссер.
(2) Большую работу по сбору экспонатов для Литературного музея проводил известный краевед А.Ф. Палашенков.
(3) Именно он впервые предложил использовать под музей одно из старейших зданий Омска, памятник архитектуры, построенный в 1799 году для коменданта Омской крепости. (4)В июле 1859 года в этом доме, в гостях у последнего коменданта Омской крепости А.Ф. де Граве, побывал Ф.М. Достоевский.
(5) 28 января 1983 года Литературный музей имени Ф.М. Достоевского был открыт как филиал Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. (6) В 1991 году музей стал самостоятельным.
(7) Среди наиболее интересных экспонатов музея – один из уникальных номеров первого сибирского журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», ларец П.П. Ершова, подлинные вещи из литературного салона А.И. Штакеншнейдера (С. – Петербург, дома Ф.А. Березовского, личные вещи Вс. Иванова, Л. Мартынова, рукописи, редкие фотографии, издания книг, журналов и газет.
(8) Особое внимание в музее уделено Ф.М. Достоевскому. (9) Раздел представляет всю биографию великого писателя, однако главное здесь – сибирский и, в первую очередь, омский период жизни будущего автора «Записок из Мёртвого дома» (1850 – 1854г.г.). (10) Предшествующий и последующий периоды подтверждают известное высказывание П.П. Семёнова – Тянь – Шанского: «… пребывание в «Мёртвом доме» сделало из талантливого Достоевского великого писателя - психолога». (11) Среди подлинных предметов в этом разделе экспозиции обращают на себя внимание первое отдельное издание «Записок из Мёртвого дома» (1862 год), номера журнала «Время», «Отечественные записки», «Русский вестник» с первыми публикациями великих романов Ф.М. Достоевского.
(12) Художественное оформление музея выполнено в строгом графическом стиле.
(13)Среди мемориальных предметов Ф.М.Достоевского – старинная мебель из салона А.И. Штакеншнейдера (С. - Петербург), где в 60 – 70 г.г. 19 века бывал Фёдор Михайлович. (14) В коллекции изобразительного искусства хранятся редкие иллюстрации к «Запискам из Мёртвого дома».
Задания к тексту № 2
1. Из предложений 1 – 6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из предложений 3 -7 выпишите причастие с суффиксом -енн-.
3. Выпишите из предложений 1-7 сложные слова.
4. Определите способ образования слова впервые из предложения 3.
5. Выпишите из предложений 12 -14 качественные прилагательные.
6. Выпишите из предложений 3 – 6 слово с изменяемой приставкой.
7. Какой частью речи является слово учёный в первом предложении?
1) причастием
2) прилагательным
3) существительным
4) деепричастием
8. Укажите предложение, в котором употребляются текстовые антонимы.
1) 3; 2) 5; 3) 10; 4)13
9. Укажите верное лексическое значение слова экспонат:
1) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке
2) очень редкая вещь
3) научное справочное пособие в форме словаря
4) крупное произведение эпического жанра
10. Какое сочетание слов является грамматической основой в третьем предложении текста?
1) он предложил
2) он предложил использовать
3) предложил использовать
4) он впервые предложил использовать
Ответы на задания к тексту № 2
1. предложил
2. построенный
3. краевед, самостоятельным, рукописи, фотографии
4. приставочно – суффиксальный
5. строгом, редкие
6. использовать
7. существительным
8. 3
9. 1
10. 2
Библиографические данные книги, из которой взят текст:
Культура Омского Прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство (Текст): хрестоматия/ авт. – сост. И.Н. Макарова, О.М.Предит ( и др.); под общ. Ред. А.П. Сухаревой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007, страницы 93 – 95
Инструкция к заданиям: внимательно прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Желаем удачи!
Текст № 3
Чай и чаепитие в Сибири
(из фельетона Николая Ядринцева)
(1) Недавно мы прочли заметку о потреблении чая на земном шаре; это навело нас на разные мысли и даёт нам повод поговорить о сибирском чаепитии.(2) Мы всегда считали себя за самых больших и самых страстных чаепийцев. (3) Мы не только любим чай. (4) Но в Сибири питие его представляет у нас священнодействие.
(5) Чай – это уже десерт, лакомство, лёгкое возбуждение. (6) Хорошая хозяйка около самовара священнодействует. (7) Хорошая жена, безусловно, должна уметь угощать чаем. (8) Многие испытали аппетит чая, когда его приветливо наливает любезная хозяйка, она поддерживает весёлый юмор гостя, наливая ему стакан за стаканом и улавливая его вкус.
(9) Зато также, вероятно, испытывали многие и то неудовольствие, когда чопорная барыня, чувствуя такую обязанность, берётся не за своё дело и с отвращением наливает нам стакан безвкусного или слишком густого, или слишком жидкого чая, не справляясь со вкусом гостя и не настаивая на продолжении. (10) Любителя чая это может довести до раздражения.
(11) Угощение чаем в патриархальных семьях доведено до утончённости, это целый этикет; хозяйка после первой чашки упрашивает гостья или гостью, гость должен отказываться.(12) Он накрывает чашку и кладёт кусок сахара наверх. (13) Только в высшем кругу вошло уже в обыкновение класть ложечку в стакан. (14) После упрашиваний гость соглашается ещё на одну чашечку.(15) После второй та же церемония и т. д.
(16) … Каждый исправный хозяин и часто бедняк пробует обзавестись самоваром. (17) В городах, на постоялых дворах, у мещан, а тем более у купца, чаепитие распространено до невместимости, до пресыщения, если бы можно было им пресытиться, но этот напиток пьют без меры и с удовольствием.
(18) Нередко идеалом счастья и благополучия для пробившегося из бедности или обзаводящихся хозяйством молодых семей является заведение самовара.
Задания к тексту № 3
1. Среди предложений 1 -9 найдите предложения с вводными словами. Укажите номера этих предложений.
2. Выпишите из предложения 7 его грамматическую основу
3. Определите вид придаточной части в предложении 17.
4. Укажите номер сложного предложения, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством.
1) 7; 2) 8; 3) 17; 4) 11
5. Выпишите из предложений 15 – 17 все местоимения.
6. Определите способ образования слова (о) потреблении из первого предложения.
7. Из предложений 11 – 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
8. Укажите верную характеристику предложения 17:
1) сложносочиненное предложение, состоящее из трёх частей
2) сложноподчиненное предложение, состоящее из трёх частей
3) сложное предложение, состоящее из трёх частей, с союзной и бессоюзной связью
4) бессоюзное сложное предложение, состоящее из трёх частей
9. Найдите среди предложений 11- 18 сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Укажите номер этого предложения.
10. Как объяснить постановку тире в предложении 5?
1) Первая часть бессоюзного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2) Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.
4) Предложение неполное.
Ответы на задания к тексту № 3
1. 7, 9
2. жена должна уметь угощать
3. условное
4. 2
5. та, каждый, тем, им, этот
6. суффиксальный
7. кладёт наверх
8. 3
9. 17
10. 2
Библиографические данные книги, из которой взят текст:
Культура Омского Прииртышья: Литература Омского Прииртышья (Текст): хрестоматия: в 2 ч.; ч. 1. 5 -9 кл./сост. Ю.П. Зародова (и др.). – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007, страница 143.
Инструкция к заданиям: внимательно прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Желаем удачи!
Текст № 4
С неба звёздочка упала
(из повести Михаила Шангина)
(1) Первое мая!
(2) Самым ярким и запомнившимся праздником был этот день в прошлом году. (3) Незадолго до праздника колхоз купил свою первую грузовую автомашину. (4) Ранним майским утром мы, ученики, собрались у школы: нарядно одетые, в красных галстуках. (5) С красными бумажными флажками в руках. (6) Накануне нам сказали, что в нынешний Первомай, вместо обычного шествия со звонкими песнями по улицам деревни, нас будут катать на колхозной автомашине. (7) Сознавая торжественность и необычность момента, мы были на редкость тихими и послушными. (8) Да и Николай Георгиевич, наш учитель, предупредил, что за малейшую шалость он лишит виновных права прокатиться на машине.
(9) Наконец после долгого ожидания, к часам десяти, к школьному крыльцу подкатила машина. (10)Одновременно с ней появился у крыльца и Денис Яковлевич, окинул нас взглядом широко распахнутых глаз и взвизгнул:
-(11) Манечка! (12) Дочка. (13) Иде ты?! (14) Давай скорее…
(15) Его Манечка, угрюмого вида девочка, на целую голову опередившая в росте своих сверстников, застыдившись своего баламутного отца, спряталась за угол школы. (16) Сазан быстро отыскал её, ухватил её за руку и потащил к машине.
(17) Он, как пушинку, забросил толстенную Манечку в кузов автомашины и ловко кувыркнулся туда сам. (18) Вслед за ним по команде посыпались в кузов и все мы.
(19) В тот год я закончил четвёртый класс. (20) Мать долго, внимательно разглядывала моё свидетельство об окончании начальной школы и заставила несколько раз перечитать выставленные в нём оценки. (21) Я громко читал их ей, вместо «удов» выкрикивал «хор» и всё боялся, как бы не сбиться. (22) Мать хотя и была неграмотная, но память имела цепкую и по самой незначительной ошибке могла раскрыть мой обман. (23) Но всё обошлось благополучно, мать осталась довольна:
-(24) Зазря только, выходит, Николай Георгиевич всю зиму в школу меня таскал. (25) Пужал всё: у Мишки, мол, неуды да неуды. (26) А вишь как в документе проставил: хор да хор.
(27) В первое же воскресенье мы сходили с матерью в Исилькуль и на базаре с трудом приобрели подержанные учебники для пятого класса. (28) В ту осень должна была открыться у нас семилетка. (29) Ещё год назад сломали церковь и пристроили из неё большое крыло, в три класса, к старой школе. (30) Всю зиму Николай Георгиевич ездил в район, утрясал последние вопросы, связанные с открытием школы, а с весны стал подыскивать квартиры для будущих учителей… (31) Но в тот памятный чёрной памятью день всё рухнуло – началась война. (32) Колхозная автомашина, сделав три рейса в Исилькуль с первыми мобилизованными на войну мужиками, после четвёртого не вернулась обратно… (33) Осенью, как и в прошлые годы, приступили к занятиям только четыре начальных класса.
Задания к тексту № 4
1. Определите стиль и тип данного текста
1) художественный, описание
2) разговорный, повествование
3) художественный, повествование
4) публицистический, рассуждение
2. О чём говорится в данном тексте?
1) об открытии новой школы в деревне
2) о запомнившемся празднике Первое мая
3) о жизни деревни в годы войны
4) об учителе Николае Георгиевиче
3. Какое высказывание противоречит смыслу текста?
1) автор – рассказчик закончил четыре класса
2) новую школу в деревне не успели построить
3) автор - рассказчик закончил начальную школу хорошо
4) предвоенный Первомай праздновали необычно
4. О чём нельзя узнать из текста?
1) о том, какой предмет преподавал учитель Николай Георгиевич
2) о том, умела ли читать мать автор – рассказчика
3) о том, какой класс закончил автор – рассказчик перед войной
4) о том, как праздновали школьники предвоенный Первомай
5. В каких предложениях текста автор активно использует разговорную лексику?
1) 28, 29; 2) 1 – 3; 3) 24 – 26; 4) 19 - 20
6. На использовании какого приёма основывается образность выражения «как пушинку» из предложения 17?
1) метафора; 2) литота; 3) эпитет; 4) сравнение
7. На использовании какого приёма основывается образность выражения «цепкую память» из предложения 22?
1) сравнение; 2) гипербола;
3) метафора; 4) метонимия
8. Значение какого слова, взятого из текста, определено неверно?
1) колхоз – крупное хозяйство на селе, возникшее в результате коллективизации
2) деревня – сельская местность
3) кузов – часть автомобиля, повозки, служащая для размещения людей и грузов
4) сверстник – тот, кто учится в одном классе с кем – нибудь
9. В каком предложении текста автор использует фразеологизм?
1) 24; 2) 22; 3) 17 4) 9
10. Какое слово в тексте использовано в переносном значении?
1) подкатила (предложение 9) ; 2) посыпались (предложение 18)
3) шалость (предложение 8); 4) баламутного (предложение 15)
Ответы на задания к тексту № 4
1. 3
2. 2
3. 3
4. 1
5. 3
6. 3
7. 3
8. 4
9. 2
10. 2
Библиографические данные книги, из которой взят текст:
Культура Омского Прииртышья: Литература Омского Прииртышья (Текст): хрестоматия: в 2 ч.; ч. 1. 5 -9 кл./сост. Ю.П. Зародова (и др.). – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007, страницы 88 – 89.
Инструкция к заданиям: внимательно прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Желаем удачи!
Текст № 5
Культурная жизнь Омска
(очерк из энциклопедии города Омска)
(1)Новый год в 19 веке считался скорее государственным, чем семейным праздником. (2)Он отмечался лишь в «благородном обществе». (3)Днём первого января чиновники и офицеры совершали визиты, поздравляя друг друга, а вечером устраивали балы, а для простых горожан первый день нового года был одним из 12 святочных дней, поэтому они не считали нужным его как – то особенно выделять.
(4)Наиболее ярким праздником в Западной Сибири была Масленица, которая в Омске, утверждает исследователь городской культуры Сибири А.И. Куприянов, имела свои особенности, не характерные для других западносибирских городов. (5)Так, во время масленичных катаний на запятках многих саней с молодыми дамами стоял «кавалер» - в основном офицер, «стремившийся блеснуть галантностью и рыцарскими манерами». (6)Впрочем, наблюдатели отмечали, что в Омске, как и в Барнауле, молодые люди любили кататься не в санях, а верхом. (7)Также в Омске «благородная публика» в 1840-х гг. начинала кататься с гор («с катушек») с 12 часов дня, оставаться же там после двух часов дня считалось для неё неприличным. (8)Рядовые горожане катались всю неделю до глубокой ночи «с фонарями и с плошками, а в последние дни при свете зажжённых смоляных бочек». (9)Причём вопреки традиции, запрещавшей вечернее катание в прощёное воскресенье, по наблюдениям офицера И. Белова, омичи в 1843 г. катались с гор в последний День Масленицы почти до полуночи.
(10)Для Пасхи были характерны такие развлечения, как качели, массовые игры. (11)Катание яиц – одна из любимых пасхальных забав сибиряков. (12)Яйца катали с бугорка или делали специальные лотки. (13)Побывавшие в 1876 г. в Омске известные учёные О. Финш и А. Брэм вспоминали не только о качелях, но и о каруселях, устроенных «для простого народа».
Задания к тексту № 5
1. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите номер этого предложения.
2. Определите вид придаточной части в предложении 6.
3.Какое сочетание слов является грамматической основой в 9 предложении текста?
1) запрещавшей катание
2) омичи катались
3) омичи катались с гор
4) катались с гор
4. Среди предложений 6 – 12 найдите простое односоставное неопределённо – личное. Напишите номер этого предложения.
5. Выпишите из предложения 10 сказуемое.
6. Среди предложений 6 -12 найдите предложение с вводным словосочетанием. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите неверную характеристику предложения 13:
1) сложносочиненное предложение, состоящее из двух частей
2) простое предложение, осложнённое однородными членами
3) сложносочинённое предложение, состоящее из трёх частей
4) простое предложение, осложнённое однородными членами и обособленным определением
8) Определите вид подчинительной связи словосочетания по наблюдениям офицера из предложения 9
9) Выпишите из предложения 4 подчинительное словосочетание, в котором зависимое слово выражено качественным прилагательным
10. Укажите верную характеристику сочетанию слов наблюдатели отмечали из предложения 6:
1) подчинительное словосочетание с главным словом наблюдатели
2) подчинительное словосочетание с главным словом отмечали
3) подчинительное словосочетание со связью управление
4) сочетание слов наблюдатели отмечали не является подчинительным словосочетанием
Ответы на задания к тексту № 5
1. 3
2. изъяснительное
3. 2
4. 12
5. были характерны
6. 9
7. 4
8. управление
9. ярким праздником
10. 4
Библиографические данные книги, из которой взят текст:
Энциклопедия города Омска: в 3 т./ под. ред. Г.А. Павлова, Л.В. Новосёловой, С.Г. Сизова. – Омск: Издат. Дом «ЛЕО». 2009, страница 182.
Пояснительная записка
Согласно общим положениям ФГОС, от учителей требуется воспитать школьников, любящих свой край и своё Отечество, знающих свой народ, его культуру и духовные традиции. Значит, личностные результаты обучающихся должны отражать патриотизм, любовь и уважение к Родине, чувства гордости за неё, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно - нравственного воспитания личности определяется, прежде всего, базовыми национальными ценностями, одна из которых – патриотизм. В школе ключевая роль в этом отводится учителям – предметникам, которые стремятся обучающимся привить любовь к семье, Родине и труду, уважение к себе, товарищам и обществу. На мой взгляд, в современное время очень важно в российских школьниках развивать чувства любви к России, к своему народу, к своей малой Родине, к родному дому, семье. Я думаю, что любовь к Родине начинается с любви к родной семье и краю. Это возможно, если школьники знают и ценят семейные традиции, историю родного края, его культуру, быт, обычаи, достижения великих деятелей малой родины. Огромное поле деятельности для этого у учителей русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
На уроках русского языка в старших классах, 9 – 11, нередко использую краеведческий материал. Это тексты о Сибирском крае и нашем городе омских учёных, писателей, публицистов. Материал взят из книг (энциклопедий, хрестоматий, сборников), доступных любому учителю, так как они есть в каждой школьной библиотеке. Тексты, подобранные мною, разных стилей (научного, публицистического, художественного) и жанров (очерки, фельетоны, статьи). В них рассказывается о культуре, быте, истории родного края. Работа с такими текстами позволяет в детях воспитывать чувство любви и уважения к малой родине, гордости за неё. В то же время краеведческий материал формирует навыки проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. У обучающихся обогащается активный и потенциальный словарный запас, расширяется объём используемых в речи средств для свободного выражения мыслей и чувств.
Задания к текстам составлены по типу КИМов для ГИА и ЕГЭ по русскому языку. На уроке при этом можно использовать индивидуальную, парную, групповую и коллективную форму работы с использованием технических средств. Учитель может частично использовать задания к текстам в зависимости от поставленной им цели на уроках систематизации и обобщения, повторения учебного материала.
Сидорова Зоя Григорьевна
Мик Лариса Ивановна