Презентация к уроку МХК в 8 классе «Язык и форма музыкального произведения»
Язык и форма музыкального произведения. Искусство 8 класс. Учитель: Дворникова Н.В. МБОУ СШ№61 им. М.И.Неделина г.Липецка
План урока: Средства выразительности в музыке Понятие музыкальной формы
Для полноценного восприятия музыкального искусства необходимо иметь хотя бы минимальный опыт слушателя, тренировать свой слух, требуется определённая работа души и интеллекта. Для полноценного восприятия музыкального искусства необходимо иметь хотя бы минимальный опыт слушателя, тренировать свой слух, требуется определённая работа души и интеллекта. В. Ф. Одоевский «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть»
Средства выразительности в музыке Н. А. Римский-Корсаков «Чтобы научиться понимать язык музыки необходима возвышенная любовь и оценка гармонии, мелодии, ритма, голосоведения, тембров и оттенков». И. Ф. Стравинский «звуковые элементы слагаются в музыку лишь благодаря эффекту их организации и что подобная организация предполагает сознательное действие человека»
Ритм — чередование звуков по их длине. Ритм — чередование звуков по их длине. Х. и Я. ван Эйк. Поющие и музицирующие ангелы. Панели Гентского алтаря. 1426—1429 гг.
Основными составляющими ритма являются метр (мера его измерения) и темп (скорость исполнения музыкального произведения — медленно, спокойно, умеренно, сдержанно, быстро, довольно оживлённо и др.). Основными составляющими ритма являются метр (мера его измерения) и темп (скорость исполнения музыкального произведения — медленно, спокойно, умеренно, сдержанно, быстро, довольно оживлённо и др.). И. А. Бунин Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет И слышу сердца ровное биенье, И этих строк размеренное пенье, И мыслимую музыку планет. Всё ритм и бег.
Портрет Николая Римского-Корсакова, выполненный Валентином Серовым в 1898 г. «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков «Чакона» Бах Э. Г. Хаусман. Портрет И. С. Баха. 1746 г.
Пьеро делла Франческа. Рождество Христово. 1470—1475 гг. А. А. Дейнека. Левый марш. 1941 г.
Мелодия (от греч. mélos — напев, песнь) — мотив, напев, выражающий основную мысль, образы или настроения. Мелодия (от греч. mélos — напев, песнь) — мотив, напев, выражающий основную мысль, образы или настроения. композитор и музыкальный критик А. Н. Серов Мелодия — «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без неё всё бледно, мертво, несмотря на самые принуждённые гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки»
Мелодию характеризуют форма (рисунок, мелодическая линия, ладовая и ритмическая организация) и интонация (мотивы, обороты, образующие сочетания звуков). Мелодию характеризуют форма (рисунок, мелодическая линия, ладовая и ритмическая организация) и интонация (мотивы, обороты, образующие сочетания звуков). Караваджо. Юноша с лютней. Ок. 1595 г.
Важной отличительной особенностью многих мелодий является их национальная самобытность. Складываясь на протяжении веков, они опираются на лучшие народные традиции. Важной отличительной особенностью многих мелодий является их национальная самобытность. Складываясь на протяжении веков, они опираются на лучшие народные традиции. С. В. Рахманинов «Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он не способен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством».
Знаменный распев Ноты знаменного распева. Страница Псалтыри. XVI в.
Гармония — это объединение звуков в созвучия и последования созвучий. Гармония — это объединение звуков в созвучия и последования созвучий. Гармония придаёт благозвучие музыке, дополняет, обогащает звучание мелодии, драматизирует или обостряет её.
Лады — особая система организации различных по высоте звуков. М. В. Нестеров. Два лада. 1905 г. В основе европейской музыкальной гармонии лежит противопоставление бодрого, радостного мажорного лада печальному и грустному минорному.
Полифония (от греч. polýs — много, phone — звук) — гармоничное сочетание двух или более голосов. Полифония (от греч. polýs — много, phone — звук) — гармоничное сочетание двух или более голосов. Это особый вид многоголосия, при котором одновременно (параллельно) могут звучать несколько самостоятельных мелодий. Э. Г. Хаусман. Портрет И. С. Баха. 1746 г. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности».
Понятие музыкальной формы Музыкальная форма — это способ построения, структура, композиция произведения, которые определяются замыслом композитора. В. В. Кандинский. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. 1919 г.
Как и в литературном драматическом произведении, основу развития действия в музыке составляет конфликт, основанный на непримиримых противоречиях образов и настроений. Как и в литературном драматическом произведении, основу развития действия в музыке составляет конфликт, основанный на непримиримых противоречиях образов и настроений. И. В. Гёте «Часто со мной случается, что сразу я не получаю никакого удовольствия от произведения искусства, потому что оно для меня слишком велико. Но затем я стараюсь определить его достоинства, и всегда мне удаётся сделать несколько приятных открытий; я нахожу новые черты в художественном произведении и новые качества в самом себе».
На противоречии, борьбе двух контрастных или конфликтных начал основана сонатная форма, отличающаяся большой эмоциональной напряжённостью, активным, целеустремлённым развитием. Яркое и запоминающееся воплощение сонатная форма находит в творчестве Бетховена (сонаты «Крейцерова», «Лунная», «Аврора», «Аппассионата»), Гайдна, Моцарта, русских композиторов — А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского. На противоречии, борьбе двух контрастных или конфликтных начал основана сонатная форма, отличающаяся большой эмоциональной напряжённостью, активным, целеустремлённым развитием. Яркое и запоминающееся воплощение сонатная форма находит в творчестве Бетховена (сонаты «Крейцерова», «Лунная», «Аврора», «Аппассионата»), Гайдна, Моцарта, русских композиторов — А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского. Э. Делакруа. Портрет Ф. Шопена. 1838 г.
Вершиной музыкальной формы и вместе с тем наиболее сложным её воплощением является симфония. Вершиной музыкальной формы и вместе с тем наиболее сложным её воплощением является симфония. Симфония, Николай Богданов-Бельский, 1920 г
Музыкальные формы Средневековья и Возрождения составляли мессы, светские жанры — рондо, баллады, мотеты и мадригалы. В эпоху барокко особой популярностью пользовались концертная форма, оратория и опера, а в эпоху романтизма — вокально-хоровые, смешанные и индивидуальные инструментальные формы. Музыкальные формы Средневековья и Возрождения составляли мессы, светские жанры — рондо, баллады, мотеты и мадригалы. В эпоху барокко особой популярностью пользовались концертная форма, оратория и опера, а в эпоху романтизма — вокально-хоровые, смешанные и индивидуальные инструментальные формы. Ф. Халс. Два музицирующих мальчика. 1625 г.
Ala