Разработка урока музыки в 6 классе «Единство музыкального произведения»
РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:
«Единство музыкального произведения»
Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.
Задачи:
-Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.
-Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.
-Формировать вокально-хоровые навыки.
Ход урока
Организационный момент
(самоопределение к деятельности)
Учитель:
Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:
«Ученику- удача, учителю -радость!»
Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?
Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)
Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.
Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?
Ответы: (разные варианты)
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация.
Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.
Актуализация знаний.
Вопрос:
Из чего состоит это целое?
Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.
Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Учитель-
Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком , то есть , в единстве всего, из чего оно состоит.
Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.
Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции, в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?
Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)
Единство музыкального произведения
(запись в тетради)
Постановка учебной задачи.
-Какая цель сегодняшнего урока?
Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.
Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?
Ответы:
Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.
Открытие нового знания.
Работа в группах.
Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.
Вспомним девиз нашего урока.
- Удачи вам, ребята!
1 группа- учебник на стр 35,36- ответит на вопрос :
Что образует единство музыкального произведения?
2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:
Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?
3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.
(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)
Мелодия -
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». …….. – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
Гармония. –
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….
……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.
Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.
………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.
……. – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
……… в переводе с французского означает «окраска звука».
……….. – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………
. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.
(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад , темп, фактура, регистр)
4.Закрепление первичного материала.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-
Традиции, почерк автора, уникальность, неповторимость, артикуляция, агогика, педали, мелодия , гармония , ритм, лад , тембр.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.
Слушание музыки
«Мазурка» Ф. Шопена.
Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.
Вопросы:
Что общего между произведениями? Чем различны ? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.
Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.
Исполнение «Всюду музыка живёт»
Итог урока.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
Рефлексия
-Какие знания вы открыли для себя на уроке?
- Какие элементы урока вам понравились?
-Предлагаю группам дать оценку своей работы.
9. Домашнее задание.
Учебник – стр. 38. Ответить на 4 вопрос.
Источники
учебник «искусство. Музыка» авторы. Т.И. Науменко. В.В. Алеев.- 2 е издание 2014 г.