Языковое портфолио как эффективный инструмент мониторинга образовательных достижений учащихся при изучении английского языка в условиях ФГОС

1
0
Материал опубликован 19 August 2021 в группе

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». 

                     Я.А. Каменский

Ведущей целью обучения иностранному языку в условиях современного постоянно меняющегося мира и в соответствии со внедрением ФГОС является практическая цель - формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, речевую, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции.

Особенное значение в процессе коммуникативного обучения учащегося имеет способность и умение учащихся осуществлять адекватную самооценку и проводить самоконтроль в процессе овладения им коммуникативной компетенцией. Формированию необходимых навыков рефлексии и оценки результатов познавательной деятельности эффективно помогает языковое портфолио. Портфолио является одним из самых современных и перспективных технологических средств и используется как инструмент, отражающий достижения учащегося при овладении иностранным языком.

В разных источниках встречаем слово «портфолио», употребляемое как в мужском, так и в среднем роде. Во избежание путаницы в этом вопросе обратимся к Русскому орфографическому словарю Российской академии наук (отв. ред. В.В.Лопатин). Там указан мужской и средний роды (т.е. допустимо говорить как «моё портфолио», так и «мой портфолио»).

В то же время в Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э.Розенталя отмечено, что «несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду». На основании вышесказанного в данной работе слово «портфолио» в дальнейшем будет использоваться среднем роде.

Само толкование слова «портфолио» широко и многообразно. В различных статьях и разработках находим следующие толкования этого термина:

  1. Портфолио или дневник – «это протокол (летопись) обучения, который характеризует работу обучающегося и его собственную оценку своей учебной деятельности».
  2. Портфолио – «это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся».
  3. Портфолио – «это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развития и достижения в одной или нескольких областях учебного плана».
  4. Языковое портфолио – «гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, этапу/уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения».
  5. Языковое портфолио – «средство оценки познавательной деятельности школьников».

Несмотря на различные подходы к определению «портфолио», которые раскрывают разные стороны использования портфолио, конечная цель работы над портфолио сводится, прежде всего, к достижению прогресса в обучении.

Европейское языковое портфолио для России разработано в рамках  проекта Совета Европы Швейцарской модели Московским государственным лингвистическим университетом в 2001 году.

Использование языкового портфолио в условиях современной школы актуально и оправданно, поскольку запросы современного общества вынуждают систему образования реформироваться, а, следовательно, изменяется процесс обучения, возникают новые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся. Одним из них является языковое портфолио.

Языковое портфолио определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату продукта учебной деятельности, представленному в папке достижений, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.

Технология языкового портфолио, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка, это способ проведения рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения.

Дети воспринимают работу с языковым портфолио как игру, постепенно и незаметно для себя приучаясь к анализу своих действий и своей языковой ситуации, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыков рефлексии и определению целей в изучении иностранного языка и путей их достижения.

На мой взгляд, портфолио должно быть простым при работе с ним, конкретным, функциональным, должно выполнять роль помощника и консультанта. Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых. Поэтому поощряю творчество, индивидуальное видение портфолио, разумный выход за рамки при оформлении каждого портфолио.

Языковое портфолио выполняет различные функции: педагогическую, социальную, информационную. Его использование способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки учащегося начальной и основной школы.

Основными принципами технологии языкового портфолио являются:

  1. Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности. Организация процесса обучения должна быть такова, чтобы ученик каждую самостоятельно выполненную работу может также самостоятельно оценить.
  2. Систематичность и регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя.
  3. Самостоятельность мышления. Организация учебной деятельности ученика и всего учебного процесса стимулирует самостоятельное принятие решений учеником, принятие им на себя ответственности за результаты собственного учебного труда.
  4. Структуризация материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
  5. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфолио материалов.
  6. Аккуратное и эстетичное оформление.
  7. Наглядность и обоснованность материалов, составляющих содержание портфолио ученика.

Общая структура языкового портфолио, предлагаемая мною учащимся, следующая:

  • Обложка
  • Разделы по годам изучения
  • Анкета учащегося (All About Me)
  • Языковой паспорт (My Language Passport)
  • Языковой портрет учащегося (My Language Biography)
  • Контрольные работы
  • Творческие и проектные работы
  • Компоненты УМК (рабочие тетради, тренировочные задания в формате ГИА и прочие материалы за прошлый год обучения)
  • Наградные документы за участие в конкурсах, олимпиадах по английскому языку
  • Оценочные шкалы, листы целеполагания, контрольные листы самооценки
  • Дополнительные материалы


Данный формат в целом соответствует Европейскому языковому портфолио.

Обложка портфолио учащихся начальных классов содержит информацию об имени, фамилии, годе обучения (выполняется учителем). Образец обложки портфолио учащихся средних классов выдается детям учителем и оформляется учащимися по собственному желанию. Обязательными являются наличие имени, фамилии, года обучения; дополнительными портрет или фотография, различные тематические наклейки, рисунки, надписи и пр.

Разделы «Анкета», «Языковой паспорт», «Языковой портрет» заимствованы из компонента УМК «Spotlight» и заполняются учащимися средних классов самостоятельно. В каждом разделе предлагаются различные дескрипторы, образцы, варианты, и т. д., помогающие учащемуся определить свой уровень владения иностранным языком, осознать необходимость его изучения, наметить для себя цели и задачи на текущий год.

Благодаря хранящимся в портфолио распечаткам с выполненными контрольными работами учащийся может отслеживать траекторию своего уровня овладения иностранным языком, в случае необходимости делать соответствующие корректировки. Я также советую учащимся вести листок личных достижений (отмечать результаты контрольных работ, успехи и перспективы).

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации, выделение цели на определенный период и успешного разрешения проблемы. Поэтому большое внимание уделяется созданию, защите и хранению проектных и творческих работ. Творческие работы помогают овладеть соответствующими умениями для определенного уровня коммуникативной компетенции, сопоставить их с личностно-значимыми потребностями. На основании этого учащийся учится самостоятельно оценивать и ставить необходимые учебные задачи, подбирать материалы, выбирать эффективные стратегии и приемы учебной деятельности. Тем самым развивается способность ученика к целеполаганию.

Для развития рефлексивной самооценки, осознания учащимися своих потребностей в изучении языка, отслеживания динамики развития коммуникативных умений в портфолио включаются опросники, контрольные листы самооценки, оценочные шкалы. Так, в частности, контрольные работы по английскому языку из компонента УМК «Spotlight», после написания хранящиеся в портфолио, предусматривают самооценку коммуникативных умений учащегося.

При внесении в портфолио дипломов, грамот и прочих наград, демонстрирующих формы признания достижений учащегося, создается момент успешности и повышается интерес к изучению иностранного языка в дальнейшем.

В качестве дополнительных материалов в портфолио могут храниться интересные рифмовки для запоминания лексики и грамматических конструкций, тексты любимых песен на английском языке, фотографии англоязычных личностей и стран, материалы конкурсов по английскому язык, например «British Buldog» и.т.д.

В конце учебного года портфолио оценивается учащимися с помощью учителя, родительской общественности и одноклассников. Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфолио. Ученики озвучивают рефлексию к каждому проекту в портфолио. Учащийся определяет свой уровень владения языком по таблице самооценки. Он внимательно изучает описание коммуникативных умений в листах самооценки, а затем отмечает те умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть. Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и наметить пути устранения недостатков. Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученики проводят компьютерную презентацию в классе или на родительском собрании, где показывают свои продвижения, доказывает, что самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группой экспертов. Портфолио также регулярно предъявляются родителям на собраниях, благодаря чему родители могут отслеживать результативность обучения иностранному языку их ребенка. Возможно и индивидуальное обсуждение отдельных разделов с учителем.Актуальной формой работы в данном направлении является проведение конкурса на лучшее портфолио.

Хочется отметить, что в условиях, когда за малое количество часов нужно дать ученику качественное языковое образование, языковой портфолио способствует более слаженной, целенаправленной и эффективной работе, в которую вовлечены прежде всего сами ученики и, конечно, учитель. Эта деятельность выходит далеко за рамки урока и открывает перед каждым, даже слабым, учеником новые возможности изучения иностранного языка.

Работа в рамках данного проекта показывает, что языковое портфолио:

  • повышает мотивацию учащихся к изучению иностранных языков;
  • повышает ответственность учащихся за результаты учебного процесса;
  • учит анализировать учебный процесс, формирует рефлексивную культуру учащихся;
  • формирует умение самостоятельно оценивать собственные достижения;
  • позволяет найти индивидуальный подход к учащимся, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.


Подводя промежуточные итоги шестилетней практики работы в данном направлении, могу утверждать, что языковое портфолио – это удачная инновационная технология, позволяющая качественно обеспечить информацией учителя, учащихся, родителей и администрацию школы о динамике уровня овладения иностранным языком и материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.


Комментарии
Комментариев пока нет.