Статья «Мотивация — ключевое условие достижения успеха в изучении английского языка»

1
0
Материал опубликован 29 July 2019

МОТИВАЦИЯ - КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 

В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понамарева Евгения Юрьевна,

учитель английского языка высшей категории

МБОУ СОШ № 49 г. Шахты

Чего я ожидаю, входя в класс? Как и любой другой учитель, мечтаю увидеть заинтересованные взгляды своих учеников, готовых к изучению нового, охотно откликающихся на мои инициативы и вносящих свои предложения в процесс обучения. Но всегда ли случается все именно так на реальном уроке? Сколько раз, покидая кабинет, я испытывала чувство острого разочарования и собой, и работой учащихся на уроке: «Как же так? Что может быть интереснее изучения иностранного языка?». Выходом стало осознание, что мотивация для каждого из учащихся неотъемлемое условие успешной деятельности.

Работая с классом и ставя перед собой цель развить личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД, учителю необходимо уметь оценить уровень и тип мотивации своих учеников. Тема мотивации достаточно глубоко изучена в педагогической психологии. Б.Г. Ананьев, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Т.А. Ильина, Е.П. Ильин, А.К. Маркова и многие другие ученые представили различные подходы к пониманию данного явления, однако, все сходятся в одном – учебная деятельность всегда побуждается комплексом мотивов и зависит от возраста учащихся. Например, в младшем школьном возрасте превалирует внешняя мотивация (получение хорошей отметки, похвала). В старшем возрасте в идеале сочетаются внешняя и внутренняя мотивация, так как первая способствует самосовершенствованию и самовоспитанию, вторая – самообразованию.

В своей преподавательской деятельности использую способы мотивации, изложенные Д.Г. Левитесом в его труде «Потребностно-мотивационный подход в обучении» [1]: привлечение учеников к оценочной деятельности, использование личного опыта ребенка, чувство юмора и культура общения, необычная форма обучения, создание проблемной ситуации. К сожалению, такой способ мотивации как отказ от отметок не удается реализовать в сегодняшних условиях.

Исходя из собственного опыта, могу утверждать, что внедрение элементов формирующего оценивания немало способствует росту учебной мотивации, что как раз соотносится с одним из способов мотивации по Д.Г. Левитесу. Процесс приобщения моих учеников к новой системе оценивания был достаточно трудоемким для обеих участвующих сторон. Основу такой формы оценивания составляет обратная связь, которая должна мотивировать ученика «продвигаться, делать усилия и надеяться на успех» [2, 29], быть конкретной и соответствовать ряду принципов (указывать, что получись хорошо, а что нуждается в улучшении, рекомендовать исправления, создавать условия для корректирования). Среди наиболее эффективных техник обратной связи выделю «Мини-обзор», «Цепочку заметок», «Резюме в одном предложении» и «Карты приложения». При организации самооценивания учащихся наиболее универсальной считаю «Карту самоотчета», так как она подходит для всех возрастов и включает и предметные, и общие учебные умения. Во избежание непонимания учеником причины получения той или иной отметки использую в своей практике «Оценочные рубрики» как инструмент формирующего оценивания. Представленные в рубриках критерии позволяют ребятам качественно оценить свою работу и работу товарища. В результате учащиеся владеют навыками рефлексии, самооценивания и взаимооценивания.

Планируя уроки, я подбираю задания, чтобы каждый ребенок по его итогам испытал ощущение самоэффективности, то есть осуществляю дифференцированный подход. Например, при развитии навыков монологической речи, учащиеся сами определяют, высказывание какого объема они подготовят, будут ли опираться на схему или вводные слова, не забывая при этом о критериях оценивания.

Метод проектов также активно способствует повышению мотивации. Несколько лет подряд мои ученики охотно участвовали в международном проекте «The Image of The Other» (Образ других), изучая английский язык совместно с ребятами из Испании, Дании и Италии. Ребята пошагово планировали и моделировали содержательную составляющую проекта, отбирали стратегии работы, определяли ее продолжительность и критерии оценивания. Функция учителя заключалась в мониторинге процесса работы.

Для моих учеников стало традиционным завершать изучение модуля созданием группового проекта с помощью сервиса Google presentation, на преимуществах которого я подробнее остановлюсь подробнее. Прежде всего, учащихся привлекает простота в использовании: инструментарий подобен Power Point, также, по отзывам, вставлять картинки и видео в презентации Google проще. Совместно выбрав и обсудив тему будущего проекта, ребята определяются с дизайном заготовки презентации, которую я рассылаю, предварительно предоставив доступ всем участникам проекта. Количество участников, которые могут работать с Google презентацией одновременно, не ограничено. Несомненными достоинствами являются уведомления об активности участников проекта, приходящие на телефон учителя и возможность комментирования конкретного слайда.

Общеизвестно, что многие ребята чувствуют себя комфортнее, когда работают в группе. Наибольшей популярностью среди моих учащихся пользуются следующие варианты организации обучения в сотрудничестве:

Индивидуально – групповая работа;

Командно-игровая работа;

Пила (Jigsaw);

Пила-2 (Jigsaw-2);

Учимся вместе;

Письменный круглый стол.

Применение «Сингапурской методики», включающей 13 основных структур и 250 вариаций, также позволяет значительно разнообразить занятия, особенно считаю ее полезной при активизации лексического материала и грамматических структур. Однако не могу согласиться с присвоением номеров участникам групп (что характерно для данной методики), поэтому называем друг друга по именам.

Считаю, что развитию учащихся с высокой внутренней мотивацией необходимо уделять не меньшее внимание. Являясь руководителем секции «Лингвистика» в школьном научно-исследовательском обществе «Шаг в науку», побуждаю таких учащихся открыть в себе исследователя. Ребята неоднократно становились победителями и призерами научно-практических конференций на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

В заключении хотелось бы отметить, что мотивация ученика и мотивация учителя взаимозависимы: чем больше учитель будет прилагать усилий при создании необходимых условий для успешности своих учеников, тем активнее они будут на занятиях.

Литература

Левитес, Д.Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении / Д.Г. Левитес. - Воронеж, 1998.

Пинская, М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Дистанционный курс повышения квалификации/ М.А. Пинская. – М.: Просвещение, 2013. С. – 29.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации