Программа по внеурочной деятельности кружка «Юные биологи»

1
0
Материал опубликован 19 November 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА

«Юные биологи»

Программа по внеурочной деятельности кружка составлена на основе:

Методического конструктора «Внеурочная деятельность» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов

М: Просвещение, 2011

Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза

Евгения Дикопольцева (2023 г.)

Авторской программы, разработанной в рамках краевого инновационного комплекса «Инновационные формы развития естественнонаучного образования обучающихся» «Юные биологи».

Программа внеурочной деятельности «Юные биологи» имеет предметную естественнонаучную направленность. Данный курс вводится в рамках инновационного проекта, направленного на развитие естественнонаучной функциональной грамотности. Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Курс рассчитан на 19 часов.

Цели курса:

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как уровня узнавания и понимания.

Задачи курса:

сформировать способности учащегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

развить способности учащегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных на научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

развить познавательный интерес и метапредметные компетенции обучающихся через практическую деятельность; t1700362503aa.jpg расширить, углубить и обобщить знания об экологической культуре, сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету биологии.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;

Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

З. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

З. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

точное выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

З. определять способы взаимодействия, сотрудничества в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

работать с учебником, составлять план, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

использовать знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Основные идеи программы

Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я — концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.

Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Учёт возрастных особенностей детей

Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:

принцип гуманизации использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни.

принцип научности — достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы.

принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся.

принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время.

принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает «открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей.

принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей, даёт возможность обучения каждого в «зоне ближайшего развития».

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);

групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);

обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа, лекция); t1700362503ab.jpg наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);

проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность); практические (акции, практические работы);

контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторнопрактический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).


Содержание

Раздел 1. Биология — наука о жизни

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Раздел 2. Клеточное строение организмов

Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Ткани организмов.

Раздел З. Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Разнообразие организмов. Царства живой природы. Царство Бактерии. Царство Растения. Царство Животные. Царство Вирусы.

Учебно - тематическое планирование

.N2

Название раздела

Количество часов


Теория

Практическая работа

Лабораторная работа


Раздел 1

Биология — наука жизни

4

з



Биология как наука.

1

1



Методы изучения

живых организмов

2

2



Соблюдение правил

поведения в

окружающей среде

1




Раздел 2. Клеточное строение организмов

4

з

1


Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки

1

1

t1700362503ac.jpg



Строение и

жизнедеятельность

клетки

2

2



Ткани организмов

1


1


Раздел 3

Многообразие организмов

11

2

З


Клеточные и неклеточные формы жизни.

2




Организм. Разнообразие организмов

1




Царства живой

природы. Систематика

2

1



Царства живой

природы. Бактерии

2

1



Царства живой природы. Растения.

1


1


Царства живой природы. Животные

2


1


Царства живой

природы. Грибы

1


1


Итого

19

8

4

Тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Дата

Количество часов

Л. Р] пр.р

Использование икт

овд




Раздел 1

Биология — наука о жизни



1.

Биология как наука.

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами;

Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.;

Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека;

Обсуждение признаков живого;

Сравнение объектов живой и неживой природы;

Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете;









Обоснование правил поведения в природе;






2.

Методы изучения живых организмов

Ознакомление с методами биологической науки:

наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание;

Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами;

Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений

(гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис)

и др.

с описанием целей, выдвижением гипотез

(предположений), получения новых фактов;

Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов;



Практическая работа № «метод наблюдения»



З.

Методы изучения живых организмов







4.

Соблюдение правил

поведения в окружающей среде

Определение роли человека в природе, зависимости его

здоровья от состояния окружающей среды;

Обоснование правил

поведения человека в природе


t1700362503ad.jpg




Раздел 2. Клеточное строение организмов

5.

Клетка — основа

строения и жизнедеятельности организмов. История

изучения клетки

признаки

строения клетки. Различие на таблицах и

микропрепаратах части и органоиды клетки



практическая работа № 2«Изготовление

микропрепарата мякоти плода томата».



6.

Строение и

жизнедеятельность клетки

изучение процессов жизнедеятельности, протекающих в клетках живых организмов.



ЛМ) № З

«Органоиды

клетки»




Строение и

жизнедеятельность клетки






8.

Ткани организмов

Особенности строения

тканей живых организмов



Л/р № 4«Ткани

живых организмов»



Раздел З Многообразие организмов

9.

Клеточные и

Вирусы. Прокариоты.








неклеточные формы жизни

Эукариоты. Общая характеристика






10.

Клеточные и неклеточные формы жизни






П.

Организм.

Разнообразие организмов

Царства живой природы, живые организмы






12.

Царства живой природы. Систематика






13.

Царства живой природы. Систематика






14.

Царства живой природы. Бактерии

Бактерии, азотфиксирующие бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия






15.

Царства живой природы. Бактерии



пр/р №

«Диагностика школьных помещений методом оседания

Коха»



16.

Царства живой природы. Растения.

Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.



Знакомство с внешним






Характеристика дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений жизнедеятельности человека.



строением растения»



17.

Царства живой природы. Животные

Технологии получения животноводческой продукции.

Технологии содержания животных.

Функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных производств.






18.

Царства живой природы. Животные



Наблюдение за передвижением одноклеточных животных.



19.

Царства живой природы. Грибы



«Особенности строения Мукора и Дрожжей»




Информационно-методическое обеспечение

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» t1700362503ae.jpg http://www.fcior.edu.ru/

www.bio.nature.ru — научные новости биологии

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://video.edu-lib.net — учебные фильмы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации