Забытое ремесло
Тип занятия: нетрадиционный
Цель занятия:
• Расширение представления об истории родного края через историю
ремесел;
• развитие творческих способностей обучающихся;
• воспитание любви к родному краю, развитие интереса к забытым
ремеслам.
Задачи урока:
в нетрадиционной игровой форме способствовать обучению приемов
отбора учебной информации из различных источников.
прививать учащимся интерес к истории своего края и забытым ремеслам.
Методы обучения: поиск информации, беседа, инструктаж, объяснение,
работа по плану, работа в группах.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная,
фронтальная, групповая
Оборудование: Выставка инструментов и приспособлений для обработки
овечьей шерсти. Выставка фотографий. Материалы для практической работы
(шерсть овечья, хорошо вычесанная, без соринок). Щётки для вычёсывания
шерсти, веретено, прялки различных видов, клубки и мотки с шерстью, фартук, вода для мытья рук.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Проверка подготовки учащихся к мероприятию: наличие рабочей одежды
(фартук), инструмента, материалов.
2. Мотивация и актуализация.
- Ребята, наверное, многие из вас читали в детстве сказку «Спящая
красавица» и могут мне сказать, что стало причиной её долголетнего сна.
(Ответы детей) Правильно – веретено, которым она уколола палец. А кто
знает, что такое веретено и как оно выглядит? А что с его помощью можно делать? (Ответы детей).
На нашем занятии мы поговорим о старом забытом ремесле – прядении, я
покажу вам процесс изготовления шерстяной нити, и вы сами попробуете свои силы в этом деле.
Очень часто за делами
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Так давайте сегодня поговорим о своем родном крае, заглянем в его
историю, поучимся ремеслам, сохранившимся в наших деревнях. Тема нашего занятия: история родного края в ремеслах. Мы узнаем много нового,
интересного. Я надеюсь, что навыки, приобретенные во время практической
части пригодятся в дальнейшем.
3. Теоретическая часть
1. Малая Родина.
- Мы живем в Тверской области, Старицком районе, Луковниковском
поселении. Главный населенный пункт село Луковниково, вокруг разбросано много деревень и посёлков.
Сообщение учащегося.
Об истории Луковникова.
Первое упоминание о селе Луковниково относится к IV веку.
Луковниково возникло на месте древних поселений славян-кривичей:
скотоводов, охотников, рыбаков, землепашцев. До 1777 года село Луковниково входило в состав Ряснинской волости Ржевского уезда. Оно было казённым селом ,т.е. помещика не было ,но в то же время и торговым. Известны купцы Легаловы и Чижиковы. Купцы вели оптовую торговлю хлебом, лесом, пенькой, держали мясные ,рыбные и посудные лавки. В «Генеральном собрании по Тверской губернии о занятиях луковниковских крестьян» говорится следующее: «Луковниковские крестьяне по большей части в хлебопашестве упражняются, однако имеют и промыслы. Многие из них: мельники, горшечники ,кузнецы ,овчинники ,бочары ,обручники ,колёсники и делающие сани и дровни ,шерстобиты , которые изделиями своими или работою получают прибыль».
Учитель: Как видите, прядение не упоминается в занятиях луковниковских
крестьян, но непосредственное отношение к нашему занятию имеют
овчинники (выделывали шкуры овец для изготовления полушубков) и
шерстобиты (делали из шерсти заготовки для валенок и прядения).
2. История появления прядения
-Конечно рассказывать про родные места можно бесконечно. Очень
хочется поделиться своими впечатлениями, воспоминаниями. Но мы собрались сегодня не только для этого. О чём же будет наш дальнейший разговор?
Звучит песня « В низенькой светёлке»
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?..
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
- Как вы считаете почему прозвучала эта песня?
(ответы детей).
- Правильно. Она имеет непосредственное отношение к ремеслу,
процветавшему в наших краях - прядению.
Но начнем по порядку. Сначала заслушаем рассказ о том, как появилось
это занятие.
Когда-то человек заметил, что волокно, добытое из растений, можно
посредством скручивания превратить в нить. Нить стали наматывать на
палочку, из неё получилось веретено. Позднее для прядения стали использовать шерсть животных, в частности шерсть овец.
В древности, шерсть с животных собирали путём выщипывания, что
причиняло животным боль и травмы. Благодаря добыче металла, появилось
много нужных предметов, в том числе и ножницы для стрижки овец. Стричь
овец – дело непростое, справиться с ним мог только мастер. Остриженную
шерсть нужно очистить от мусора, колючек. Чтобы шерсть стала ровной, берут специальные щётки. На фабриках существуют специальные шерстобитные механизмы, в домашних условиях всё это делается вручную.
3. Технология изготовления шерстяной пряжи.
Надо сказать, что технология прядения на протяжении сотен лет не
меняется. Точно так же поступали и бабушки, и прабабушки современных
мастеров. Процесс несложный только на словах, на деле же здесь нужно много терпения и старания. Для работы нам необходимы: прялка и веретено, клочок шерсти, фартук и вода, чтобы вымыть руки после работы.
Мы рассмотрим с вами обработку шерсти вручную.
1 шаг. Сначала шерсть нужно расщепать: перебрать, очистить от мусора,
расчесать.
2 шаг. Пышную «шапку» из шерсти нужно свернуть в валик (кудель).
3 шаг. Полученный валик нужно закрепить: привязать к прялке или
придавить чем-нибудь тяжёлым на столе, привязать к спинке стула.
4 шаг. Переходим непосредственно к прядению, здесь не обойтись без
веретена (на веретене уже подготовленная нить). Наша задача из комка шерсти вытянуть нить, закрутить её и намотать на веретено. Когда веретено будет полностью заполнено и его станет тяжело вращать, шерсть сматывают в клубок. Если у вас не одно веретено, то лучше напрясть на 2 веретена и потом смотать клубок из двух нитей.
5 шаг. Основную задачу мы выполнили. Но прежде, чем мы из этой
шерсти сможем изготовить изделие нужно шерсть скрутить, смотать в моток,
выстирать, высушить, из мотка снова смотать в клубок. Вот теперь можно
вязать что угодно! Но это уже другое ремесло.
4. Практическая часть
1. Инструктаж перед началом работы.
Получив большой справочный, исторический материал переходим к
практической работе. Нам предстоит попробовать изготовить из овечьей
шерсти нить и намотать её на веретено. Почувствовать пальчиками как
происходит процесс вытягивания из шерсти нитей, и сколько труда и терпения необходимо затратить для воплощения идеи в жизнь.
- Обратим внимание на организацию рабочего места: так как работать мы
будем с грязной шерстью, нам необходимы фартуки, вода для мытья рук.
2. Текущий инструктаж
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изготовление шерстяной нити с использованием веретена.
Выполнение работы
А) Возьмите валик из очищенной и свёрнутой шерсти (кудель) и закрепите
его на прялке. Прялка устанавливается на скамью, шерсть располагается с
левой стороны от пряхи.
Б) На веретене уже намотана шерстяная нить. Теперь нужно взяться за
кончик веретена и раскрутить его вправо. Закрученную нить приложить к
шерстяному валику там, где можно вытянуть шерстяные пряди. Произойдет
сращивание нитей. Потихоньку вытягивая пряди. Одновременно вращайте
веретено. Получится нить.
В) Когда нить станет длинной, кручение веретена прекращают и
наматывают нить на веретено. Процесс повторяется.
5.Анализ работы: получилось или нет, какой процесс оказался для вас
самым сложным.
6. Организационно-заключительная часть.
1. Ребята, мы попробовали изготовить нить из овечьей шерсти,
прикоснулись к тайнам старинного ремесла. Где мы сможем применить
полученные знания и навыки? Зачем нам нужны шерстяные нити.
( Ответы учащихся).
Я думаю, что наше занятие оставит след в вашей памяти, а для кого-то
это станет увлечением. Ведь не важно, что всё теперь можно купить в магазине.
Вещи, сделанные своими руками, хранят тепло этих рук.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
2. Уборка рабочих мест.__