12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шкляева Дина Александровна112
Учитель начальных классов
Россия, Тверская обл., Луковниково Старицкий район
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Забытое ремесло

Тип занятия: нетрадиционный

Цель занятия:

Расширение представления об истории родного края через историю

ремесел;

развитие творческих способностей обучающихся;

воспитание любви к родному краю, развитие интереса к забытым

ремеслам.

Задачи урока:

в нетрадиционной игровой форме способствовать обучению приемов

отбора учебной информации из различных источников.

прививать учащимся интерес к истории своего края и забытым ремеслам.

Методы обучения: поиск информации, беседа, инструктаж, объяснение,

работа по плану, работа в группах.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная,

фронтальная, групповая

Оборудование: Выставка инструментов и приспособлений для обработки

овечьей шерсти. Выставка фотографий. Материалы для практической работы

(шерсть овечья, хорошо вычесанная, без соринок). Щётки для вычёсывания

шерсти, веретено, прялки различных видов, клубки и мотки с шерстью, фартук, вода для мытья рук.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к мероприятию: наличие рабочей одежды

(фартук), инструмента, материалов.

2. Мотивация и актуализация.

- Ребята, наверное, многие из вас читали в детстве сказку «Спящая

красавица» и могут мне сказать, что стало причиной её долголетнего сна.

(Ответы детей) Правильно – веретено, которым она уколола палец. А кто

знает, что такое веретено и как оно выглядит? А что с его помощью можно делать? (Ответы детей).

На нашем занятии мы поговорим о старом забытом ремесле – прядении, я

покажу вам процесс изготовления шерстяной нити, и вы сами попробуете свои силы в этом деле.

Очень часто за делами

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Так давайте сегодня поговорим о своем родном крае, заглянем в его

историю, поучимся ремеслам, сохранившимся в наших деревнях. Тема нашего занятия: история родного края в ремеслах. Мы узнаем много нового,

интересного. Я надеюсь, что навыки, приобретенные во время практической

части пригодятся в дальнейшем.

3. Теоретическая часть

1. Малая Родина.

- Мы живем в Тверской области, Старицком районе, Луковниковском

поселении. Главный населенный пункт село Луковниково, вокруг разбросано много деревень и посёлков.

Сообщение учащегося.

Об истории Луковникова.

Первое упоминание о селе Луковниково относится к IV веку.

Луковниково возникло на месте древних поселений славян-кривичей:

скотоводов, охотников, рыбаков, землепашцев. До 1777 года село Луковниково входило в состав Ряснинской волости Ржевского уезда. Оно было казённым селом ,т.е. помещика не было ,но в то же время и торговым. Известны купцы Легаловы и Чижиковы. Купцы вели оптовую торговлю хлебом, лесом, пенькой, держали мясные ,рыбные и посудные лавки. В «Генеральном собрании по Тверской губернии о занятиях луковниковских крестьян» говорится следующее: «Луковниковские крестьяне по большей части в хлебопашестве упражняются, однако имеют и промыслы. Многие из них: мельники, горшечники ,кузнецы ,овчинники ,бочары ,обручники ,колёсники и делающие сани и дровни ,шерстобиты , которые изделиями своими или работою получают прибыль».

Учитель: Как видите, прядение не упоминается в занятиях луковниковских

крестьян, но непосредственное отношение к нашему занятию имеют

овчинники (выделывали шкуры овец для изготовления полушубков) и

шерстобиты (делали из шерсти заготовки для валенок и прядения).

2. История появления прядения

-Конечно рассказывать про родные места можно бесконечно. Очень

хочется поделиться своими впечатлениями, воспоминаниями. Но мы собрались сегодня не только для этого. О чём же будет наш дальнейший разговор?

Звучит песня « В низенькой светёлке»

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?..

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

- Как вы считаете почему прозвучала эта песня?

(ответы детей).

- Правильно. Она имеет непосредственное отношение к ремеслу,

процветавшему в наших краях - прядению.

Но начнем по порядку. Сначала заслушаем рассказ о том, как появилось

это занятие.

Когда-то человек заметил, что волокно, добытое из растений, можно

посредством скручивания превратить в нить. Нить стали наматывать на

палочку, из неё получилось веретено. Позднее для прядения стали использовать шерсть животных, в частности шерсть овец.

В древности, шерсть с животных собирали путём выщипывания, что

причиняло животным боль и травмы. Благодаря добыче металла, появилось

много нужных предметов, в том числе и ножницы для стрижки овец. Стричь

овец – дело непростое, справиться с ним мог только мастер. Остриженную

шерсть нужно очистить от мусора, колючек. Чтобы шерсть стала ровной, берут специальные щётки. На фабриках существуют специальные шерстобитные механизмы, в домашних условиях всё это делается вручную.

3. Технология изготовления шерстяной пряжи.

Надо сказать, что технология прядения на протяжении сотен лет не

меняется. Точно так же поступали и бабушки, и прабабушки современных

мастеров. Процесс несложный только на словах, на деле же здесь нужно много терпения и старания. Для работы нам необходимы: прялка и веретено, клочок шерсти, фартук и вода, чтобы вымыть руки после работы.

Мы рассмотрим с вами обработку шерсти вручную.

1 шаг. Сначала шерсть нужно расщепать: перебрать, очистить от мусора,

расчесать.

2 шаг. Пышную «шапку» из шерсти нужно свернуть в валик (кудель).

3 шаг. Полученный валик нужно закрепить: привязать к прялке или

придавить чем-нибудь тяжёлым на столе, привязать к спинке стула.

4 шаг. Переходим непосредственно к прядению, здесь не обойтись без

веретена (на веретене уже подготовленная нить). Наша задача из комка шерсти вытянуть нить, закрутить её и намотать на веретено. Когда веретено будет полностью заполнено и его станет тяжело вращать, шерсть сматывают в клубок. Если у вас не одно веретено, то лучше напрясть на 2 веретена и потом смотать клубок из двух нитей.

5 шаг. Основную задачу мы выполнили. Но прежде, чем мы из этой

шерсти сможем изготовить изделие нужно шерсть скрутить, смотать в моток,

выстирать, высушить, из мотка снова смотать в клубок. Вот теперь можно

вязать что угодно! Но это уже другое ремесло.

4. Практическая часть

1. Инструктаж перед началом работы.

Получив большой справочный, исторический материал переходим к

практической работе. Нам предстоит попробовать изготовить из овечьей

шерсти нить и намотать её на веретено. Почувствовать пальчиками как

происходит процесс вытягивания из шерсти нитей, и сколько труда и терпения необходимо затратить для воплощения идеи в жизнь.

- Обратим внимание на организацию рабочего места: так как работать мы

будем с грязной шерстью, нам необходимы фартуки, вода для мытья рук.

2. Текущий инструктаж

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изготовление шерстяной нити с использованием веретена.

Выполнение работы

А) Возьмите валик из очищенной и свёрнутой шерсти (кудель) и закрепите

его на прялке. Прялка устанавливается на скамью, шерсть располагается с

левой стороны от пряхи.

Б) На веретене уже намотана шерстяная нить. Теперь нужно взяться за

кончик веретена и раскрутить его вправо. Закрученную нить приложить к

шерстяному валику там, где можно вытянуть шерстяные пряди. Произойдет

сращивание нитей. Потихоньку вытягивая пряди. Одновременно вращайте

веретено. Получится нить.

В) Когда нить станет длинной, кручение веретена прекращают и

наматывают нить на веретено. Процесс повторяется.

5.Анализ работы: получилось или нет, какой процесс оказался для вас

самым сложным.

6. Организационно-заключительная часть.

1. Ребята, мы попробовали изготовить нить из овечьей шерсти,

прикоснулись к тайнам старинного ремесла. Где мы сможем применить

полученные знания и навыки? Зачем нам нужны шерстяные нити.

( Ответы учащихся).

Я думаю, что наше занятие оставит след в вашей памяти, а для кого-то

это станет увлечением. Ведь не важно, что всё теперь можно купить в магазине.

Вещи, сделанные своими руками, хранят тепло этих рук.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

2. Уборка рабочих мест.__

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.