12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лунякова Надежда Николаевна63
Россия, Ивановская обл., Шуя

Сценарий праздника

«Ремеслу учиться – всегда пригодится».

Цели и задачи праздника:

Повышение эффективности художественного образования.

Формирование у младших школьников основ целостной культуры через развитие исторической памяти.

Формирование нравственной позиции.

Развитие эстетического вкуса, творчески активной личности, сохранение живого наследия народа.

Интеграция изобразительного искусства, художественного труда, искусства слова и музыки.

Показать отличительные признаки произведений народного искусства: Павловский набивной платок, матрёшка, Жостовский поднос, Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка.

Оборудование:

Работы мастеров Гжели, Жостова, Дымкова, Павлова, Сергеева Посада, Семёнова, Хохломы, Полхов-Майдана, Шуи (гармонь, ситец), Городца.

Образцы вышивок народных умельцев, сарафаны, рубахи. Имитация русской печи.

Музыкальное сопровождение: синтезатор, гармонь, компьютер, ложки, свистульки, трещётки.

Выставка творческих работ учащихся.

14 декабря – День Святого Наума. Этот день особо почитался крестьянами. Его в народе называли Наум – грамотник. Пророк Наум почитается как помощник умственных и механических действий. По древнему русскому обычаю каждый родитель старался отдать отроков в учение к дьякам и прочим сельским грамотеям или в учение какому-нибудь мастеру. Накануне заказывали молебен. Заранее условившись, такой учитель являлся в назначенное время в дом, где его встречали с почётом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Держа сына за руку, отец передавал сына учителю с просьбой научить уму-разуму и «за леность угощать побоями».

1 ученик.

-Внимание! Внимание!

Гости и компания!

На праздник вас приглашаю,

Веселья, радости желаю.

Здоровья, удачи и жизненных благ.

На праздник на наш поторапливай шаг!

2 ученик.

- Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

3 ученик.

- Хоть и более привычны

Нам полёты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий.

- Жил-был в некотором царстве,

В некотором государстве

Крестьянин Степан.

И был у него неразумный сын Иван.

Стал Степан думать да гадать,

Кому сына в ученье отдать?

Может бондарю? Может плотнику?

Пастуху? Дьяку? Сапожнику?

Иль какому заезжему художнику?

Думал он, думал и уснул.

И снится ему чудный сон:

Будто царём стал он.

Царь-Степан.

- Ну-ка, шут, пиши указ!

Объявляю всем сейчас,

Что отныне каждый год

Весь честной народ

Со всех краёв моей страны

Приезжать сюда должны.

Ремеслом всех удивить

Да гостинцы привозить,

Чтоб о моём весёлом царстве,

Тридевятом государстве,

Скоро целый мир узнал.

Удивляться не устал,

Сколько здесь мастеров

Да голосистых певцов.

Чтоб любимому Ивану

Выбрать дело по душе

В мастера отдать уже.

Шут.

- Стали гости приезжать, царя батюшку удивлять.

(выбегают матрёшки)

Гости-матрёшки:

- Мы – знаменитые сестрицы.

Все, как солнце круглолицы,

И умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Матрёшки исполняют частушки:

М-1.

- Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к вам пришли Матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

М-2.

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Вместе мы поём частушки

И танцуем впятером.

М-3.

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем, мы за чаем не скучаем

- Говорим о том, о сем.

М-4.

Вот там мёд стоит в бочонке,

Вот и маслице в маслёнке,

Вот и сайки, и блины!

Все кругом удивлены.

М-5.

Очень любим мы матрёшки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядём,

Сами в гости к вам придём.

М-1.

Сидит ежик на берёзе

- Новая рубашка.

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

М-2.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс».

М-3.

На горе стоит телега –

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

М-4.

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

(Дарят с поклоном царю матрёшек).

Ведущий.

- Развеселился Степан, заиграла душа. И думает он, а не отдать ли сынка мастерам Загорска, Семенова или в Полховский Майдан Нижегородской области игрушки мастерить.

- Не успел помечтать, тут, как тут другие гости пожаловали:

(выходят)

Царь.

Кто такие да откуда?

Покажите Ваше чудо.

Гости из Павлова:

Знамениты мы лесами,

Павловскими всё платками.

Чтобы вам платок достать,

Нужно очередь стоять.

Платки пёстрые, цветные, весёлые, расписные.

Ведущий.

А как праздник наступает,

Весь народ гулять идёт

Вот девицы-красавицы заводят хоровод.

(Девочки демонстрируют платки, исполняется хоровод).

Царь.

Эх, хороши!

Может сына в набойщики отдать?

Шут:

- Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

(Выходят девочки в ситцевых сарафанах и гармонист)

Царь:- Чем же край ваш знаменит? Кто расскажет, удивит?

Гости:

- Мы приехали из Шуи,

Привезли гармонь большую.

Град на Тезе тот стоит, ещё ситцем знаменит.

Шуяне:

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

(Исполняется мелодия на гармони, девочки водят «ситцевый хоровод»)

Царь:

- Да, может сын стать гармонистом

Или мастером, раклистом! (Чешет затылок).

(выходят гости из Гжели)

Царь:

- Кто такие да откуда?

Покажите ваше чудо!

1 гость:

- В белом небе, словно птицы, все на загляденье

Голубых цветов поляна

- Дивных рук творенье.

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки,

Да и сказки не простой, снежно-белой, голубой?

Шут:

- Где живут мастера?

Гости: (хором)

- В Гжели!

2 гость.

Гжель – посёлок есть такой

Под столицею, Москвой.

В тихом Подмосковье

Речка Гжель бежит,

Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки стоят,

Умельцы в той деревеньке творят.

Расписную посуду они создают,

Синим по белому роспись ведут. (Дарят царю посуду).

(Исполняется русская народная песня «Как вставала я ранёшенько»)

Царь мечтательно: Красота!

(Выходят гости из Хохломы)

Царь:

- Кто такие да откуда? Покажите ваше чудо!

1 гость.

Резные ложки и ковши

Ты разглядеть-то не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красоты.

2 гость.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые,

Все листочки как листочки, здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди называют…. Хохломой.

Гостья – сказительница:

- А знаете ли вы одну интересную легенду о происхождении этого промысла? Ну, слушайте!

- Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки… Потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, - и стала та золотой.

И в беде, и в ненастье

Красотою полна,

Добрым людям на счастье

Создается она.

Вместе с этой посудой

Входит радость в дома.

Рукотворное чудо – Золотая Хохлома!

(Мальчики играют на ложках на мотив «Ах, вы сени, мои сени…»)

Царь:

- Вот уж диво, так уж диво!

Царь:

- Кто такие да откуда? Покажите ваше чудо!

(гости из Вятки, Дымка)

- Вот игрушки расписные:

Веселы и ярки – прекрасные подарки:

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята,

расписные даже хрюшки – Царство ….(дымковской игрушки).

- Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымкове, недалеко от города Вятки, который расположен на Севере России. Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили гуляния с озорным и весёлым названием -Свистунья. Послушайте об этом легенду.

Давным-давно к городу Вятке подошли враги, всем грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи пошли на хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, жители поднятии отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей – разбойник, отчего отлетали маковки на теремах, шатались деревья и, замертво, падали птицы. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие к вятичам на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник – Свистунью. И не одно гуляние не обходится без ярких игрушек.

(Поют частушки в сопровождении баяна и свистулек):

-Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни –

Кавалеры наши.

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки,

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке!

Мы игрушки знатные,

складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

(Выходят, как бы перебивая их, гости с жостовскими подносами, поют песню):

1.Посмотрите! Это чудо,

Это жостовский поднос!

Песню петь сейчас вам будем,

Как цветок на нём расцвёл!

Припев:

Ах, ты, жостовский узор,

Красота ты русская.

Отвести не можем взор,

Роспись тут искусная.

2. Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И от этой красоты

В мире больше доброты!

Припев.

3. Мы рисуем эти розы

Завиток за завитком.

Никогда не устаем,

Если песню заведём.

Припев.

(Царь пускается в пляс):

Славно пляшите вы тут,

Ноги сами в пляс идут!

Вы меня развеселили,

Мастерством всех удивили!

Следующие гости из Ольховки. Звучит мелодия «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…»

- Из деревни мы Ольховки,

Лапти мы себе плетём,

Здесь нужна рукам сноровка,

Для вас мы спляшем и споём.

(Исполняется песня с движениями «Длинноногий журавель»)

Царь:

- Вот веселье, так веселье…

Мужики здесь – мастера,

Ловко правят все дела.

Да и женщины под стать

Им не станут уступать. (Царь снова как бы засыпает, устал от гостей)

Голос издалека:

А вот книжки, книжки

Дочке и сынишке!

Малым поученье,

Старым развлеченье!

(Вбегает Ванюшка)

- Тятя, тятя, купи мне книжку! (Тянет Степана за рукав. Он просыпается.)

Степан:

- Чудный сон я видел, сын, и понял, что

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Красна птица пером, а человек умением.

Мастерству учиться – всегда пригодится.

А грамота – любому делу – начало.

На Руси ведётся с давних лет –

Ничего желанней книги нет.

- Отдам я тебя, Ванюша, сначала грамоте учиться, а потом ремеслу.

Труд – всей жизни венец!

Ведущий:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без учебы, без труда

Не построить города.

Дай Бог вам добра нажить,

Детей растить и кашу кушать.

Работать, учиться, влюбляться, жениться.

Чтобы сказки не обидеть – 
Надо их почаще видеть. 
Их читать и рисовать, 
Их любить и в них играть! 
Сказки всех отучат злиться, 
А научат веселиться, 
Быть добрее и скромнее, 
Терпеливее, мудрее, 
Пети, Саши, Тани, 
Леши, Кати, Вани. 
И другие ребятишки, 
Кто читать умеет книжки, 
Сказки чаще “проверяйте”, 
Ежедневно их читайте.

Вот и солнце закатилось,

Наша сказочка закрылась.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям.

Пусть каждый день и каждый час

вам новое добудут.

Пусть будет светлым ум у вас,

А руки золотыми будут.

Список использованной литературы:

http://skazvikt.ucoz.ru/forum/4-86-1

Без труда не проживешь
Сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова

http://sud-ds7.ru/napravleniya-razvitiya-lichnosti-doshkolnika/nravstvenno-patrioticheskoe/152-sczenarij-tematicheskogo-razvlecheniya-qposidelkiq.html

http://dymka.teploruk.ru/article/folklor/?curPos=8

http://banallex.livejournal.com/731945.html

https://ido.tsu.ru/ss/?unit=4&page=21

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/300-zazyvalki

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.