Внеклассное мероприятие «Ремеслу учиться - всегда пригодится»
Сценарий праздника
«Ремеслу учиться – всегда пригодится».
Цели и задачи праздника:
Повышение эффективности художественного образования.
Формирование у младших школьников основ целостной культуры через развитие исторической памяти.
Формирование нравственной позиции.
Развитие эстетического вкуса, творчески активной личности, сохранение живого наследия народа.
Интеграция изобразительного искусства, художественного труда, искусства слова и музыки.
Показать отличительные признаки произведений народного искусства: Павловский набивной платок, матрёшка, Жостовский поднос, Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка.
Оборудование:
Работы мастеров Гжели, Жостова, Дымкова, Павлова, Сергеева Посада, Семёнова, Хохломы, Полхов-Майдана, Шуи (гармонь, ситец), Городца.
Образцы вышивок народных умельцев, сарафаны, рубахи. Имитация русской печи.
Музыкальное сопровождение: синтезатор, гармонь, компьютер, ложки, свистульки, трещётки.
Выставка творческих работ учащихся.
14 декабря – День Святого Наума. Этот день особо почитался крестьянами. Его в народе называли Наум – грамотник. Пророк Наум почитается как помощник умственных и механических действий. По древнему русскому обычаю каждый родитель старался отдать отроков в учение к дьякам и прочим сельским грамотеям или в учение какому-нибудь мастеру. Накануне заказывали молебен. Заранее условившись, такой учитель являлся в назначенное время в дом, где его встречали с почётом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Держа сына за руку, отец передавал сына учителю с просьбой научить уму-разуму и «за леность угощать побоями».
1 ученик.
-Внимание! Внимание!
Гости и компания!
На праздник вас приглашаю,
Веселья, радости желаю.
Здоровья, удачи и жизненных благ.
На праздник на наш поторапливай шаг!
2 ученик.
- Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
3 ученик.
- Хоть и более привычны
Нам полёты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Ведущий.
- Жил-был в некотором царстве,
В некотором государстве
Крестьянин Степан.
И был у него неразумный сын Иван.
Стал Степан думать да гадать,
Кому сына в ученье отдать?
Может бондарю? Может плотнику?
Пастуху? Дьяку? Сапожнику?
Иль какому заезжему художнику?
Думал он, думал и уснул.
И снится ему чудный сон:
Будто царём стал он.
Царь-Степан.
- Ну-ка, шут, пиши указ!
Объявляю всем сейчас,
Что отныне каждый год
Весь честной народ
Со всех краёв моей страны
Приезжать сюда должны.
Ремеслом всех удивить
Да гостинцы привозить,
Чтоб о моём весёлом царстве,
Тридевятом государстве,
Скоро целый мир узнал.
Удивляться не устал,
Сколько здесь мастеров
Да голосистых певцов.
Чтоб любимому Ивану
Выбрать дело по душе
В мастера отдать уже.
Шут.
- Стали гости приезжать, царя батюшку удивлять.
(выбегают матрёшки)
Гости-матрёшки:
- Мы – знаменитые сестрицы.
Все, как солнце круглолицы,
И умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Матрёшки исполняют частушки:
М-1.
- Дуйте в дудки, бейте в ложки –
В гости к вам пришли Матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
М-2.
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём.
Вместе мы поём частушки
И танцуем впятером.
М-3.
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем, мы за чаем не скучаем
- Говорим о том, о сем.
М-4.
Вот там мёд стоит в бочонке,
Вот и маслице в маслёнке,
Вот и сайки, и блины!
Все кругом удивлены.
М-5.
Очень любим мы матрёшки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядём,
Сами в гости к вам придём.
М-1.
Сидит ежик на берёзе
- Новая рубашка.
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
М-2.
Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
«Заготавливать овёс».
М-3.
На горе стоит телега –
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
М-4.
Мы частушек много знаем
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
(Дарят с поклоном царю матрёшек).
Ведущий.
- Развеселился Степан, заиграла душа. И думает он, а не отдать ли сынка мастерам Загорска, Семенова или в Полховский Майдан Нижегородской области игрушки мастерить.
- Не успел помечтать, тут, как тут другие гости пожаловали:
(выходят)
Царь.
Кто такие да откуда?
Покажите Ваше чудо.
Гости из Павлова:
Знамениты мы лесами,
Павловскими всё платками.
Чтобы вам платок достать,
Нужно очередь стоять.
Платки пёстрые, цветные, весёлые, расписные.
Ведущий.
А как праздник наступает,
Весь народ гулять идёт
Вот девицы-красавицы заводят хоровод.
(Девочки демонстрируют платки, исполняется хоровод).
Царь.
Эх, хороши!
Может сына в набойщики отдать?
Шут:
- Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!
(Выходят девочки в ситцевых сарафанах и гармонист)
Царь:- Чем же край ваш знаменит? Кто расскажет, удивит?
Гости:
- Мы приехали из Шуи,
Привезли гармонь большую.
Град на Тезе тот стоит, ещё ситцем знаменит.
Шуяне:
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
(Исполняется мелодия на гармони, девочки водят «ситцевый хоровод»)
Царь:
- Да, может сын стать гармонистом
Или мастером, раклистом! (Чешет затылок).
(выходят гости из Гжели)
Царь:
- Кто такие да откуда?
Покажите ваше чудо!
1 гость:
- В белом небе, словно птицы, все на загляденье
Голубых цветов поляна
- Дивных рук творенье.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки,
Да и сказки не простой, снежно-белой, голубой?
Шут:
- Где живут мастера?
Гости: (хором)
- В Гжели!
2 гость.
Гжель – посёлок есть такой
Под столицею, Москвой.
В тихом Подмосковье
Речка Гжель бежит,
Вдоль этой речки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки стоят,
Умельцы в той деревеньке творят.
Расписную посуду они создают,
Синим по белому роспись ведут. (Дарят царю посуду).
(Исполняется русская народная песня «Как вставала я ранёшенько»)
Царь мечтательно: Красота!
(Выходят гости из Хохломы)
Царь:
- Кто такие да откуда? Покажите ваше чудо!
1 гость.
Резные ложки и ковши
Ты разглядеть-то не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красоты.
2 гость.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые,
Все листочки как листочки, здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди называют…. Хохломой.
Гостья – сказительница:
- А знаете ли вы одну интересную легенду о происхождении этого промысла? Ну, слушайте!
- Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки… Потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, - и стала та золотой.
И в беде, и в ненастье
Красотою полна,
Добрым людям на счастье
Создается она.
Вместе с этой посудой
Входит радость в дома.
Рукотворное чудо – Золотая Хохлома!
(Мальчики играют на ложках на мотив «Ах, вы сени, мои сени…»)
Царь:
- Вот уж диво, так уж диво!
Царь:
- Кто такие да откуда? Покажите ваше чудо!
(гости из Вятки, Дымка)
- Вот игрушки расписные:
Веселы и ярки – прекрасные подарки:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
расписные даже хрюшки – Царство ….(дымковской игрушки).
- Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымкове, недалеко от города Вятки, который расположен на Севере России. Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили гуляния с озорным и весёлым названием -Свистунья. Послушайте об этом легенду.
Давным-давно к городу Вятке подошли враги, всем грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи пошли на хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, жители поднятии отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей – разбойник, отчего отлетали маковки на теремах, шатались деревья и, замертво, падали птицы. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие к вятичам на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник – Свистунью. И не одно гуляние не обходится без ярких игрушек.
(Поют частушки в сопровождении баяна и свистулек):
-Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки,
С нами издавна знаком,
Весь народ на ярмарке!
Мы игрушки знатные,
складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
(Выходят, как бы перебивая их, гости с жостовскими подносами, поют песню):
1.Посмотрите! Это чудо,
Это жостовский поднос!
Песню петь сейчас вам будем,
Как цветок на нём расцвёл!
Припев:
Ах, ты, жостовский узор,
Красота ты русская.
Отвести не можем взор,
Роспись тут искусная.
2. Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И от этой красоты
В мире больше доброты!
Припев.
3. Мы рисуем эти розы
Завиток за завитком.
Никогда не устаем,
Если песню заведём.
Припев.
(Царь пускается в пляс):
Славно пляшите вы тут,
Ноги сами в пляс идут!
Вы меня развеселили,
Мастерством всех удивили!
Следующие гости из Ольховки. Звучит мелодия «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…»
- Из деревни мы Ольховки,
Лапти мы себе плетём,
Здесь нужна рукам сноровка,
Для вас мы спляшем и споём.
(Исполняется песня с движениями «Длинноногий журавель»)
Царь:
- Вот веселье, так веселье…
Мужики здесь – мастера,
Ловко правят все дела.
Да и женщины под стать
Им не станут уступать. (Царь снова как бы засыпает, устал от гостей)
Голос издалека:
А вот книжки, книжки
Дочке и сынишке!
Малым поученье,
Старым развлеченье!
(Вбегает Ванюшка)
- Тятя, тятя, купи мне книжку! (Тянет Степана за рукав. Он просыпается.)
Степан:
- Чудный сон я видел, сын, и понял, что
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Красна птица пером, а человек умением.
Мастерству учиться – всегда пригодится.
А грамота – любому делу – начало.
На Руси ведётся с давних лет –
Ничего желанней книги нет.
- Отдам я тебя, Ванюша, сначала грамоте учиться, а потом ремеслу.
Труд – всей жизни венец!
Ведущий:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без учебы, без труда
Не построить города.
Дай Бог вам добра нажить,
Детей растить и кашу кушать.
Работать, учиться, влюбляться, жениться.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
Вот и солнце закатилось,
Наша сказочка закрылась.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Пусть каждый день и каждый час
вам новое добудут.
Пусть будет светлым ум у вас,
А руки золотыми будут.
Список использованной литературы:
http://skazvikt.ucoz.ru/forum/4-86-1
Без труда не проживешь
Сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова
http://dymka.teploruk.ru/article/folklor/?curPos=8
http://banallex.livejournal.com/731945.html
https://ido.tsu.ru/ss/?unit=4&page=21
http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/300-zazyvalki