Методические рекомендации «Зачем на уроках литературы говорить о прототипах литературных произведений?»
Зачем на уроках литературы говорить
о прототипах литературных произведений?
Зачем на уроках литературы говорить о прототипах литературных произведений? О них говорить надо, потому что это не только интересно, но и потому, что прототипы литературных героев являются важным элементом изучения русской литературы в разных классах основной и средней школы. Они помогают учащимся лучше понять персонажей, их мотивы и характеры, а также исторический контекст, в котором были созданы произведения. Они помогают учащимся понять, как авторы создают свои произведения, какие источники вдохновения используют и как они адаптируют прототипы для своих целей.
Один из наиболее известных прототипов в русской литературе - это Григорий Печорин из романа Михаила Лермонтова "Герой нашего времени". Прототипом Печорина стал Аркадий Абрамович Столыпин, близкий друг Лермонтова. Он был таким же умным, образованным и разочарованным жизнью человеком, каким изображен Печорин.
Еще одним примером является Наташа Ростова из романа Льва Толстого "Война и мир". Прототипом Наташи стала Мария Николаевна Волконская, жена декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Она была красивой, энергичной и жизнерадостной женщиной, которую Толстой использовал для создания образа Наташи.
Также можно упомянуть Евгения Онегина из романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Прототипом Онегина стал Петр Александрович Вяземский, поэт и друг Пушкина. Он был светским львом, скучающим и разочарованным жизнью, как и Онегин.
Можно вспомнить еще прототипов произведения М.А. Шолохова « Тихий Дон» Только Григорий Мелихов имел не одного прототипа , два из которых известны . Это Харлампий Ермаков , который также, как и герой романа метался и «не знал, на чьей стороне правда» и казак Дроздов, по аналогии с которым автором была описана история любви Григория Мелихова. Но сам автор утверждал, что эти прототипы им взяты только в описании военной жизни героя. Мирная жизнь, до событий Гражданской войны, была рассказана без опоры на жизнь этих прототипов.
На уроках литературы в разных классах можно рассмотреть несколько примеров прототипов и литературных произведений зарубежных авторов. Один из самых известных – это «Гамлет» Уильяма Шекспира, который был создан на основе датской легенды о принце Амлете. Эта история была пересказана Саксоном Грамматиком в его «Деяниях данов», а затем переработана в пьесе Томаса Кида «Убийство Гонзало». Шекспир использовал эти источники для создания своего знаменитого произведения.
Другой пример – это «Ромео и Джульетта» также Уильяма Шекспира. Прототипом этой истории стала новелла итальянского писателя Мазуччо Салернитанца «История двух благородных любовников и их печальной смерти, произошедшей в Вероне». Шекспир взял эту историю и превратил её в одну из самых известных трагедий в мировой литературе.
Также можно рассмотреть прототипы романов Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Алиса Лидделл была реальной девочкой, которая вдохновила автора на создание этих произведений. Кэрролл использовал её имя и некоторые черты характера для создания образа главной героини.
В заключение можно сказать, что изучение прототипов литературных героев помогает учащимся лучше понимать русскую и зарубежную литературу и ее исторический контекст. Это также способствует развитию критического мышления и аналитических навыков учащихся, помогает лучше понимать процессы создания художественных текстов и развития творческого мышления, а также позволяет самим учащимся заниматься исследовательской и писательской деятельностью.