12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья В.19

Консультация учителя-логопеда с родителями детей младшего дошкольного возраста.

«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

Цель: профилактика речевых нарушений у детей младше­го возраста.

Ход консультации

На развитие речи детей младшего возраста большое влияние оказывает речевое общение взрослых с ребенком, развитие об­щей моторики, а также тренировка тонких движений пальцев рук.

Исследованиями ученых разных стран установлено, а прак­тикой подтверждено, что уровень развития речи детей нахо­дится в прямой зависимости от степени сформированности тон­ких движений пальцев рук. На основе исследований в 1973 г. М. М. Кольцов делает важнейший вывод о том, «...что есть все основания рассматри­вать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляцион­ный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга».

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возраст­ной нормы.

Для определения уровня речевого развития с детьми первых лет жизни был проведен такой опыт: просили ребенка показать один палец, два пальца, три пальца. Дети, которым удавалось повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорили. И наоборот, если ребенок плохо говорил, пальцы у него были напряжены, сгибались и разгибались только все вместе или, на­против, были вялыми, ватными и не могли выполнить отдель­ные движения.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободны­ми, добиться развития речи детей не удастся.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важ­нейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, под­готовке кистей рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не слу-
чайно упражнения для пальцев рук в Японии начинают выпол-
нять с 2-3-месячного возраста.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует
проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти
и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия художественно-творческой деятельностью (лепка, рисование, аппликация) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т. д.).

Интересны в этом плане народные игры с пальчиками. Наряду с тем, что эти игры обеспечивают хорошую тренировку
пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, они способствуют развитию умений слушать и понимать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, народные потешки
являются прекрасным материалом для обучения разговорной
речи, так как большинство из них построено на диалогах.

Далее учитель-логопед предлагает вниманию родителей
пальчиковые игры, рекомендуемые для детей младшего возраста. Сопровождает слова движениями по тексту.

Пальчиковые игры

1) Пальцы одной руки сжаты в кулак.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Отгибают большой палец.

С этим братцем в лес ходил.

Отгибают указательный палец.

С этим братцем - щи варил,

Отгибают средний палец.

С этим братцем - кашу ел.

Отгибают безымянный палец.

С этим братцем - песни пел!

 

2)Пальцы одной руки сжаты в кулак.

Этот пальчик - дедушка. Отгибают большой палец.

Этот пальчик - бабушка. Отгибают указательный палец.

Этот пальчик - папочка. Отгибают средний палец.

Этот пальчик - мамочка. Отгибают безымянный палец.

Этот пальчик - наш малыш. Отгибают мизинец.

 

3)Ладонь одной руки развернута тыльной стороной вниз.

Сорока-белобока Кашу варила,

Деток кормила.

Указательным пальцем другой руки водить по часовой стрелке
по внутренней стороне ладони.

Этому дала,

Дотронуться до большого пальца руки,
ладонь развернута тыльной стороной вверх.

Этому дала,

Дотронуться до указательного пальца.

Этому дала,

Дотронуться до среднего пальца.

Этому дала,

Дотронуться до безымянного пальца.

А этому не дала:

Взять мизинец и «потрепать» его.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего!

 

4)Все пальчики «пришли в гости» к большому пальчику: Пальцы одной руки сжаты в кулак, кроме большого.

- Здравствуй, Васька-указка!

Отгибают указательный палец.

Здравствуй, Степка-середка!

Отгибают средний палец.

Здравствуй, пальчик безымянный!

Отгибают безымянный палец.

Здравствуй, крошка-Тимошка!

Отгибают мизинец.

Игру выполняют сначала на правой руке, затем на левой, потом на обеих руках одновременно.

 

5) Пальцы одной руки сжаты в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Отгибают большой палец.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Отгибают указательный палец.

Этот пальчик прикорнул.

Отгибают средний палец.

Этот пальчик уж заснул.

Отгибают безымянный палец.

Встали пальчики. Ура!

Отгибают мизинец.

В детский сад идти пора.

 

Далее учитель-логопед предлагает комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

  Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вперед, вверх или в стороны).

Выгибание или прогибание кистей рук одновременно, за­тем по очереди.

Упражнение «Замок» (пальцы переплетены, ладони сжаты).

Упражнение «Ножницы» (разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обе­их рук вместе).

Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеп­лены в «замок»), затем сильно сжать подушечки больших пальцев.

Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с ми­зинца, затем с большого пальца в кулак (одной руки, другой, двух одновременно).

Упражнение «Кулак - кольцо» (пальцы одной руки сжи­маются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образу­ют кольцо, затем положения рук меняются).

Упражнение «Кулак - ладонь» (руки вытянуты вперед на уровне груди).

Упражнение «Кулак - ребро - ладонь».  

 

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн, представляющий собой емкость, наполненную любым сыпучим материалом. Интересен в этом отношении и театр на пальчи­ках, театр, который дети изготавливают своими руками и тут же, за столом, разыгрывают представление. Ребенок становится и актером, и режиссером, и костюмером, и декоратором, и авто­ром мини-спектаклей. Взрослые же выполняют роль ненавязчи­вых помощников и благодарных зрителей. В этом плане пред­ставляет интерес и театр теней, представляющий собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму натягивается калька, рама ставится на ножки. Если часть фигуры должна двигаться (рука, нога, голова), она вырезается отдельно и скрепляется про­волокой. К движущейся части привязывается толстая нитка, с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.