Технологическая карта урока литературы «О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора» (5 класс)
Технологическая карта урока усвоения новых знаний
24.01.2018 г.
Предмет литература 5 класс Тема урока: О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою
метапредметные: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Цели и задачи: совместно с учащимися на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию, что такое юмор и какую задачу он выполняет; обменяться впечатлениями о прочитанных юмористических рассказах Чехова; учить школьников выразительному и внимательному чтению произведений Чехова, понаблюдать за языком рассказов, смыслом заголовков, особенностями композиции, обратить внимание на «говорящие» фамилии героев.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Ресурсы ЦОР (ЭОР) |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||
Задания для каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Организационный этап. |
Самоопределение к деятельности. |
Слайд 1, слайд 2 |
Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? |
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу - Поднимите руки те, кто приготовил выразительное чтение рассказа А.П.Чехова «Хирургия»; - Положите руку на сердце те, кто приготовил инсценирование. -Молодцы, спасибо. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Постановка целей и задач урока. |
Выводят тему и цели с помощью наводящих вопросов. |
Вопросы: 1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов? 2. Что побудило писателя к созданию рассказа – собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или размышления о провинциальных лекарях? 3. Как выглядела земская больница? Расскажите о пациентах. На что намекает автор, давая своим героям фамилии Вонмигласов, Курятин? 4. Кто из героев вызывает смех? сочувствие? 5. Что такое юмор? Можно ли рассказ назвать юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа? 6. Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой, и что говорит о нем автор? 7. Обратите внимание на то, как «работает» фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю? 8. Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера, о его культуре? 9. Понятен ли вам язык чеховского рассказа? |
Постановка целей и задач урока. |
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
Развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
||
Актуализация знаний. |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Слайд 3 |
Дополняют сведения учителя |
Многие рассказы Чехова занимают всего 2–3 страницы. Автор умеет кратко и просто описать явления жизни и изобразить обыкновенных людей, при этом передать глубокое содержание и доставить высокое художественное наслаждение. Чеховская простота – это результат огромного труда писателя. Вот что Чехов однажды посоветовал М. Горькому: «Еще совет: читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов». В основе чеховского юмора не только наблюдательность автора, живопись языка: искра смешного высекается, когда сталкивается несовместимое. Чехов смеется над несуразностью поведения своих героев, над их речью, чаще всего его смех имеет грустный оттенок. |
Построение речевых высказываний в устной форме |
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
||
Первичное усвоение новых знаний. |
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по теме; включение каждого школьника в учебный процесс. |
Чтение по учебнику статьи «О смешном в литературном произведении» |
– Какие произведения вызывают у вас веселый, добродушный смех? – Какие произведения писателя А. П. Чехова вы назвали бы юмористическими? – Какие рассказы Чехова вы прочитали дома |
Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, формирование логических действий. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию |
|||
Первичная проверка понимания |
Литература и изобразительное искусство |
– Как вы проиллюстрировали произведения Чехова? Работа во вопросам и заданиям в учебнике, с. 268. Учащиеся демонстрируют свои работы, следует просмотр и обсуждение. |
Формирование логических действий. |
Способность участвовать в речевом общении |
||||
Первичное закрепление. |
Организовать закрепление знаний содержания баллады, умения анализировать данное произведение, делать вывод. |
1. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны, и знаком «-», те высказывания, которые вы считаете ложными. Толстого звали Миша, а Тонкого звали Порфирий («Толстый и Тонкий») Сына Тонкого звали Нафанаилом. («Толстый и Тонкий») Толстый и Тонкий встретились на вокзале Николаевской железной дороги. («Толстый и Тонкий») Фельдшер Курятин с первого раза вырвал зуб дьяку Вонмигласову. («Хирургия»). Фельдшер вырвал зуб при помощи козьей ножки. («Хирургия») Герасим и Любим тащили из воды окуня. («Налим») Стадо коров залезло в барский сад. («Налим») Рыбу из воды вытащил барин Андрей Андреич. («Налим») Фамилия лекаря, заговаривающего зубы, была Жеребцов. («Лошадиная фамилия») Булдеев полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом. («Лошадиная фамилия») Больной зуб генерал-майору так и не вырвали. («Лошадиная фамилия») Генерал обещал дать пять рублей тому, кто вспомнит фамилию. («Лошадиная фамилия»). |
Способность извлекать информацию текста произведения. |
Формирование адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. |
Формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного |
|||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Разъяснить и проинструктировать домашнее задание. |
Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя Описание его внешнего вида (обязательно использовать цитаты из текста); |
Разъясняет домашнее задание. |
|||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Понравились ли вам рассказы А.П.Чехова? - Что нового вы узнали на уроке? Кому особенно вы хотите прочитать рассказы? |
Помогает подвести итоги урока. |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Белкина Надежда Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна