Зачёт по химии в вечерней школе по теме «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды» (10 класс)
Зачет №1
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды
10 класс
Вариант – 1
1. Установи соответствие между названием класса органических веществ и веществом, относящимся к этому классу.
НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
А) пропан 1) Алкены
Б) этен 2) Алканы
В) бутин 3) Арены
Г) этилбензол 4) Алкины
2. Выбери несколько ответов. К природным источникам углеводородов относятся:
А) вода В) нефть
Б) природный газ Г) воздух
3. На представленном рисунке модель строения молекулы одного из углеводородов.
3.1. Составь химическую формулу этого углеводорода.
3.2. Составь структурную формулу этого углеводорода.
3.3. Назови этот углеводород.
4. Рассмотри диаграмму зависимости температуры кипения и плавления алканов от числа атомов углерода.
4.1. Запиши формулу и название алкана, который кипит при температуре
-500 С.
4.2. Запиши формулу и название алкана, который плавится при температуре -1500 С.
5. Выбери несколько ответов. Свойства, характерные для метана:
А) бесцветный газ В) имеет резкий запах
Б) легче воздуха Г) на воздухе горит коптящим пламенем
6. Дано вещество, имеющее следующее строение:
6.1. Назови это вещество по международной номенклатуре.
6.2. Из предложенного перечня органических веществ, формулы которых представлены ниже, выбери формулы гомологов данного вещества.
6.3. Из предложенного перечня органических веществ, формулы которых представлены ниже, выбери формулы изомеров данного вещества.
7. Допиши уравнения реакций:
1) CH2 = CH2 + Br2 → 3) CH2 = CH2 + H2О →
2) СН4 + О2→ 4) СН4→
8. Установи соответствие между уравнением реакции и её типом:
УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ ТИПЫ РЕАКЦИЙ
А) С2Н4+ H2→ С2Н6 1) Замещения
Б) CH2=CH2→ (– CH2–CH2–)n 2) Присоединения
В) С2Н5ОН → С2Н4 + H2O 3) Разложения
4) Полимеризации
9. Этилен в лаборатории получают нагреванием этилового спирта в присутствии серной кислоты:
9.1. Из приборов, изображённых на рисунках, выбери тот, с помощью которого получают этилен в лаборатории.
9.2. Как правильно должен быть расположен приёмник этилена – вверх дном или вниз дном?
9.3. Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для получения метана?
9.4. Как доказать, что полученный газ является этиленом?
10. Из приведённого списка выбери верные суждения о правилах поведения в химической лаборатории и обращения с химическими веществами в быту. В ответе запиши цифры, под которыми они указаны. (В задании может быть несколько верных суждений.)
1) При нагревании пробирки с жидкостью пробирку необходимо держать наклонно, направляя отверстие в сторону от людей.
2) Для отбора определённого объёма жидкости используют фарфоровую ступку и пестик.
3) Опыты с едкими веществами необходимо проводить в резиновых перчатках.
4) При работе с газоотводной трубкой убирать спиртовку из-под пробирки с реакционной смесью нужно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удален из нее. В противном случае жидкость засосет в реакционную пробирку, и может произойти растрескивание пробирки.
11. Выведи молекулярную формулу углеводорода, 4,48 л которого (н. у.) имеют массу 3,2 г.
Зачет №1
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды
10 класс
Вариант – 2
1. Установи соответствие между названием класса органических веществ и веществом, относящимся к этому классу.
НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
А) бутан 1) Алкены
Б) пропен 2) Алканы
В) этин 3) Арены
Г) бензол 4) Алкины
2. Выбери несколько ответов. К природным источникам бензола относятся:
А) каменный уголь В) нефть
Б) природный газ Г) фосфориты
3. На представленном рисунке модель строения молекулы одного из углеводородов.
3.1. Составь химическую формулу этого углеводорода.
3.2. Составь структурную формулу этого углеводорода.
3.3. Назови этот углеводород
4. Рассмотри диаграмму зависимости температуры кипения и плавления алканов от числа атомов углерода.
4.1. Запиши формулу и название алкана, который кипит при температуре 0 С.
4.2. Запиши формулу и название алкана, который плавится при температуре -200 С.
5. Выбери несколько ответов. Свойства, характерные для ацетилена:
А) бесцветный газ В) имеет резкий запах
Б) тяжелее воздуха Г) на воздухе горит коптящим пламенем
6. Дано вещество, имеющее следующее строение:
6.1. Назови это вещество по международной номенклатуре.
6.2. Из предложенного перечня органических веществ, формулы которых представлены ниже, выбери формулы гомологов данного вещества.
6.3. Из предложенного перечня органических веществ, формулы которых представлены ниже, выбери формулы изомеров данного вещества.
7. Допиши уравнения реакций:
1) CH2 = CH2 + Cl2 → 3) CH2 = СН – CH3 + H2О →
2) С2Н4 + 3О2→ 4) С2H6 →
8. Установи соответствие между уравнением реакции и типом, к которому она относится:
УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ ТИПЫ РЕАКЦИЙ
А) С2Н6→ С2Н4 + Н2 1) Замещения
Б) CH=CH – CH2 – СН3 → CH2 = С – СН3 2) Присоединения
│ 3) Изомеризации
СН3 4) Дегидрирования
В) С3Н6+ НCl → C3H7CI
9. Метан в лаборатории получают прокаливанием безводного ацетата натрия с натронной известью.
CH3COONa + NaOH = CH4 + Na2CO3
9.1. Из приборов, изображённых на рисунках, выбери тот, с помощью которого получают метан в лаборатории.
9.2. Как правильно должен быть расположен приёмник метана – вверх дном или вниз дном?
9.3. Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для получения метана?
9.4. Как доказать, что полученный газ является метаном?
10. Из приведённого списка выбери верные суждения о правилах поведения в химической лаборатории и обращения с химическими веществами в быту. В ответе запиши цифры, под которыми они указаны. (В задании может быть несколько верных суждений.)
1) Не допускать попадания натронной извести на кожу.
2) Препараты бытовой химии, как правило, безвредны для человека, поэтому с ними можно работать голыми руками: их попадание на кожу никогда не может привести к ожогам.
3) Неиспользованные реактивы можно вылить (высыпать) в склянки, в которых они хранились ранее.
4) При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15–20 см от лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя лёгкими движениями руки.
11. Выведи молекулярную формулу углеводорода, 2,24 л которого (н. у.) имеют массу 4 г.
Эталоны ответов: |
||
Зачет №1 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды 10 класс |
||
Вариант - 1 |
Баллы |
Вариант - 2 |
1. А2, Б1, В4, Г3 |
2б |
1. А2, Б1, В4, Г3 |
2. БВ |
2б |
2. АБВ |
3. 3.1. С2Н4 3.2. СН2= СН2 3.3. этилен |
3б |
3. 3.1. С3Н8 3.2. СН3 – СН2 – СН3 3.3. пропан |
4. 4.1. С3Н8 – пропан 4.2. С4Н10 - бутан |
2б |
4. 4.1. С4Н10 – бутан 4.2. С3Н8- пропан |
5. АБ |
2б |
5. АВГ |
6. 6.1. 2-метилпропан 6.2. 23 6.3. 1 |
3б |
6. 6.1. 2-метилпропан 6.2. 23 6.3. 1 |
7. 1) CH2 = CH2 + Br2 → Br-CH2-CH2Br 2) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О 3) CH2 = CH2 + H2О → CH3-CH2-ОН 4) 2СН4= С2Н2 + 3Н2 |
4б |
7. 1) CH2 = CH2+ Cl2 → CH2 = CH-Cl + HCl 2) С2Н4+ 3О2 = 2СО2+ 2Н2О 3) CH2= СН – CH3 + H2О → CH3- СН2- CH2-ОН 4) С2H6 → C2H4 + H2↑ |
8. А2, Б4, В3 |
3б |
8. А4, Б3, В2 |
9. 9.1. рис.1 9.2. вверх дном 9.3. этилен легкий газ D(С₂Н4/a) = M(С₂Н4)/M 9.4. пропустить этилен через бромную воду, она обесцветится |
4б |
9. 9.1. рис.1 9.2. вверх дном 9.3. метан легкий газ D(СН4/a) = M(СН4)/M 9.4. пропустить метан через бромную воду, она не обесцветится |
10. 134 |
3б |
10. 124 |
11. СН4 v(кол-во вещества) = 4,48/22,4 = 0,2 моль |
3б |
11. С3Н4 v(кол-во вещества) = 2,24/22,4 = 0,1 моль |
ИТОГО: «5» - 28-31б «4» - 22-27б «3» - 15-21б «2» - 0-14б |
Работы составлены на основе заданий сайтов:
1. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ и ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://sdamgia.ru/
2. Сайт «ОГЭ, ЕГЭ, ВПР» vpr-ege.ru