Учебно-дидактические материалы по математике «Задание, направленное на формирование математической грамотности» (5 класс)
Разработка: задание, направленное на формирование математической грамотности школьника; определение характеристик задания в соответствии с требованиями; перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ;разработка системы оценивания задания, аргументирование предложенных критериев.
Задача:
Наташа решила преукрасить балкон в своей квартире. Она предположила, что красочные цветочки на балконе радовали бы и её и прохожих людей с улицы. Для этого на балконе она установила 4 ящика, в которые решила высадить цветы.
Ящик для цветов сделан в форме прямоугольного параллелепипеда из досок толщиной 2 см. Наружные размеры (в см) ящика показаны на рисунке 1.1.
Наташа решила заказать грунт «Цветочный» (Рис 1.2) на сайте магазина Леруа Мерлен, для посадки цветов в ящики .
Вопрос 1: хватит ли Наташе одной такой упаковки грунта? Ответ объясните.
Вопрос 2: Сколько упаковок грунта потребуется заказать Наташе для того, чтобы наполнить им ящики полностью?
РИС 1.1 |
РИС 1.2 |
Решение задачи:
Найдем внутренние размеры одного ящика:
84-2-2=80 (см)- длина;
1.2) 19-2-2=15 (см) - ширина;
1.3) 17-2=15 (см) - высота.
Найдем объём одного ящика:
V=15·15·80=18000(см³).
Найдем объем ящика в литрах:
18000 см³=18 л.
Найдем объем четырёх ящиков:
18·4=72 л.
Ответ 1: 72 л > 20 л, потребуется больше одной упаковки грунта.
Найдем, сколько упаковок грунта потребуется для четырёх ящиков:
72:20=3,6.
Округляем полученное значение 3,6 в большую сторону:
3,6 4(уп).
Ответ 2: 4 упаковки понадобится.
Задание 2. Определение характеристик задания в соответствии с требованиями.1. Область содержания: неопределённость и данные.
2. Контекст: личностный.
3. Мыслительная деятельность: формулировать.
4. Объект оценки (предметный результат):
-распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;
-иметь представление об объеме пространственных фигур, применять формулу нахождения объема параллелепипеда;
-переводить единицы измерения объема;
- выполнять округление, с учетом условий описанной ситуации, по недостатку или избытку.
5. Формат ответа: с развёрнутым ответом.
6. Перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ
1. Данная задача представляет собой практическую проблемную ситуацию, разрешаемую средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, жизненный, а не надуманный. Ситуация характерна для повседневной внеучебной жизни ребёнка.
2. Для решения данной задачи требуется целостное, а не фрагментарное, применение математики. То есть, процесс работы над проблемой включает в себя: понимание проблемы; формулирование проблемы на языке математики; поиск и осуществление путей решения; сообщение и оценку результата.
3. Наличие визуализации.
Задание 3. Разработка системы оценивания задания, аргументирование предложенных критериев.Вопрос 1.
2 балла |
Приведено верное решение задачи: Найдены внутренние размеры одного ящика: 84-2-2=80 (см)- длина; 19-2-2=15 (см) - ширина; 17-2=15 (см) - высота. Найден объём одного ящика: V=15·15·80=18000(см³). Найден объем ящика в литрах:18000 см³=18 л. Найден объем четырёх ящиков: 18·4=72 л. Выполнено сравнение: 72 л> 20 л. Дан аргументированный ответ: «Наташе не хватит одной упаковки грунта, так как объем четырех ящиков превышает объем одной упаковки грунта» ИЛИ «Нет, не хватит, так как полученный объем 72 л превышает 20 л ».
|
1 балл |
Приведено верное решение задачи. Дан верный ответ без объяснения. ИЛИ Приведено верное решение задачи, но допущена одна вычислительная ошибка. С учетом ошибки дан верный аргументированный ответ. |
0 баллов |
Другие ответы. Ответ отсутствует. |
Вопрос 2.
1 балл |
Приведено верное решение, дан верный ответ: Найдено количество упаковок грунта, которое потребуется для четырёх ящиков: 72:20=3,6. Выполнено округление полученного значения 3,6 в большую сторону: 3,6 4(уп). Ответ: 4 упаковки понадобится.
|
0 баллов |
Округление в большую сторону отсутствует. Другой ответ. Ответ отсутствует. |