Учебно-дидактические материалы по математике «Задание, направленное на формирование математической грамотности» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 6 November

Разработка: задание, направленное на формирование математической грамотности школьника; определение характеристик задания в соответствии с требованиями; перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ;разработка системы оценивания задания, аргументирование предложенных критериев.

 

Задача:

Наташа решила преукрасить балкон в своей квартире. Она предположила, что красочные цветочки на балконе радовали бы и её и прохожих людей с улицы. Для этого на балконе она установила 4 ящика, в которые решила высадить цветы.

Ящик для цветов сделан в форме прямоугольного параллелепипеда из досок толщиной 2 см. Наружные размеры (в см) ящика показаны на рисунке 1.1.

Наташа решила заказать грунт «Цветочный» (Рис 1.2) на сайте магазина Леруа Мерлен, для посадки цветов в ящики .

Вопрос 1: хватит ли Наташе одной такой упаковки грунта? Ответ объясните.

Вопрос 2: Сколько упаковок грунта потребуется заказать Наташе для того, чтобы наполнить им ящики полностью?

 

t1730906335aa.png

 

РИС 1.1

t1730906335ab.png

РИС 1.2

 

 

Решение задачи:

Найдем внутренние размеры одного ящика:

84-2-2=80 (см)- длина;

1.2) 19-2-2=15 (см) - ширина;

1.3) 17-2=15 (см) - высота.

Найдем объём одного ящика:

V=15·15·80=18000(см³).

Найдем объем ящика в литрах:

18000 см³=18 л.

Найдем объем четырёх ящиков:

18·4=72 л.

Ответ 1: 72 л > 20 л, потребуется больше одной упаковки грунта.

Найдем, сколько упаковок грунта потребуется для четырёх ящиков:

72:20=3,6.

Округляем полученное значение 3,6 в большую сторону:

3,6t1730906335ac.gif 4(уп).

Ответ 2: 4 упаковки понадобится.

Задание 2. Определение характеристик задания в соответствии с требованиями.

1. Область содержания: неопределённость и данные.

2. Контекст: личностный.

3. Мыслительная деятельность: формулировать.

4. Объект оценки (предметный результат):

-распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;

-иметь представление об объеме пространственных фигур, применять формулу нахождения объема параллелепипеда;

-переводить единицы измерения объема;

- выполнять округление, с учетом условий описанной ситуации, по недостатку или избытку.

5. Формат ответа: с развёрнутым ответом.

6. Перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ

1. Данная задача представляет собой практическую проблемную ситуацию, разрешаемую средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, жизненный, а не надуманный. Ситуация характерна для повседневной внеучебной жизни ребёнка.

2. Для решения данной задачи требуется целостное, а не фрагментарное, применение математики. То есть, процесс работы над проблемой включает в себя: понимание проблемы; формулирование проблемы на языке математики; поиск и осуществление путей решения; сообщение и оценку результата.

3. Наличие визуализации.

Задание 3. Разработка системы оценивания задания, аргументирование предложенных критериев.

Вопрос 1.

2 балла

Приведено верное решение задачи:

Найдены внутренние размеры одного ящика:

84-2-2=80 (см)- длина;

19-2-2=15 (см) - ширина;

17-2=15 (см) - высота.

Найден объём одного ящика:

V=15·15·80=18000(см³).

Найден объем ящика в литрах:18000 см³=18 л.

Найден объем четырёх ящиков: 18·4=72 л.

Выполнено сравнение: 72 л> 20 л.

Дан аргументированный ответ: «Наташе не хватит одной упаковки грунта, так как объем четырех ящиков превышает объем одной упаковки грунта» ИЛИ «Нет, не хватит, так как полученный объем 72 л превышает 20 л ».

 

1 балл

Приведено верное решение задачи. Дан верный ответ без объяснения.

ИЛИ

Приведено верное решение задачи, но допущена одна вычислительная ошибка. С учетом ошибки дан верный аргументированный ответ.

0 баллов

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

 

Вопрос 2.

1 балл

Приведено верное решение, дан верный ответ:

Найдено количество упаковок грунта, которое потребуется для четырёх ящиков:

72:20=3,6.

Выполнено округление полученного значения 3,6 в большую сторону:

3,6t1730906335ac.gif 4(уп).

Ответ: 4 упаковки понадобится.

 

0 баллов

Округление в большую сторону отсутствует.

Другой ответ.

Ответ отсутствует.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации