Статья «Задания, направленные на формирование функциональной грамотности»

4
0
Материал опубликован 12 January в группе

На сегодняшний момент перед любым педагогом ставится очень важная задача, которая определяется ФГОС как «…развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера» [1]. Для её решения в первую очередь привлекаются учебные предметы, которые тесным образом связаны с разными видами искусств. Это, прежде всего, литература, музыка и изобразительное искусство.

Обратимся к рассмотрению межпредметных связей между литературой и живописью. Классическая литература и русская живопись всегда развивались совместно и поднимали злободневные проблемы, тревожащие общество. Многие русские писатели и поэты были незаурядными художниками, например, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский и др. Связи этих предметов проявляются на разных уровнях: в художественном направлении, творческом методе, жанрах, проблематике и т.д.

В школьной практике широко распространено использование на уроках литературы репродукций, портретов, пейзажей, иллюстраций, то есть различных форм живописи для большей наглядности, ведь большинство информации человек воспринимает зрительно. Применение живописного материал требует от учителя особой подготовки, потому что такой вид искусства намного труднее для восприятия и анализа, чем художественная литература. Но эта сложность не означает полный отказ его от использования в литературном образовании.

Из всех видов литературного творчества ближе всего к изобразительному искусству поэзия. Это связано с тем, что это творчество, которое идет не из ума человека, а из его души, это чувственное, эмоциональное отображение человеком всего происходящего вокруг и внутри него самого.

В русской литературе особое место занимает лирика С. А. Есенина, её можно назвать одной из самых ярких и красочных. Литературный критик А. К. Воронский указывал на значимость цвета в творчестве Есенина и определил главные цвета есенинской поэзии – «золотое, малиновое, розовое, медное и синее» [5, с. 67]. Так же он сравнивал живописность стихов Есенина с художественной манерой русского художника Ф. А. Малявина по яркости и пестроте красок, используемых для составления общей картины.

Кроме этого, в творчестве поэта встречаются художественные образы, которые не передают чувства и переживания автора, в них важна не форма и звучание, а именно зрительные образы. Они используются поэтом как средство живописи, передают многообразие природных оттенков, богатство красок окружающего мира. Всё разнообразие словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и силу природы.

Рассмотрим примерные задания, созданные на основе использования межпредметных связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов. Мы предлагаем следующее задание: «Проиллюстрировать стихотворение С. А. Есенина «Поет зима – аукает…».

Такой тип задания учитель может использовать при изучении темы «С. А. Есенин. «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» в 5 классе на уроке литературы. Данная тема присутствует в школьном УМК «Литература» Г. С. Меркина. На изучение данной темы отводится 1 час.

Для проведения урока необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор, презентация со стихотворением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…», листы А4, краски, кисточки.

Целью данного задания является развитие творческих способностей обучающихся. Для выполнения данного задания применяется фронтальная (учитель проводит беседу) и индивидуальная (ответы обучающихся, создание рисунка) формы работы. Учащиеся заранее знакомятся с этим стихотворением. Данное задание способствует достижению следующих результатов:

1. Предметные: обучающиеся смогут увидеть образность художественных описаний в стихотворении Есенина.

2. Метапредметные: формирование умения анализировать поэтический текст, развитие творческого воображения.

3. Личностные: воспитание эстетического отношения к разным произведениям искусства.

Учитель выразительно читает стихотворение Есенина «Поёт зима аукает…». Обучающиеся внимательно слушают его. На данном этапе осуществляется подготовка школьников для того, чтобы они могли легко передать основные образы и цвета, характерные для данного стихотворения. После знакомства с поэтическим текстом ученики анализируют его, им помогает педагог, который задаёт ряд вопросов:

1. Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания стихотворения? Какие образы возникли перед глазами?

2. Какое время года здесь представлено?

3. Кого напоминает зима в этом стихотворении?

4. В каком лесу оказался автор? Какое слово использует Есенин, описывая лес?

5. Какие чувства вызывают у вас воробьи? О чем они тоскуют?

6. Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение?

Обучающиеся приступают к иллюстрированию стихотворения, используя краски. Каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своего рисунка. После выполнения этой работы учитель вместе с учениками может организовать небольшую выставку работ. Обучающиеся смогут на примере своих рисунков увидеть, как можно передать поэтические образы с помощью красок.

Обратимся к ещё одному заданию: «Провести сравнительный анализ стихотворения А. С. Есенина «Отговорила роща золотая…» и картины И. И. Левитана «Золотая осень»».

Представленное задание учитель может применить при изучении темы «С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…»» в 7 классе. Эта тема присутствует в школьном УМК «Литература» Г. С. Меркина. На изучение этой темы отводится один час.

Для реализации задания необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор, доска, картина И. И. Левитана «Золотая осень» на слайде.

Цель задания: формирование умения сравнивать поэтическое произведения с картиной художника. Для выполнения используется фронтальная (беседа с учениками) и индивидуальная (ответы обучающихся) формы работы. Учащиеся заранее должны быть ознакомлены с текстом стихотворения Есенина. Данное задание способствует достижению следующих результатов:

1. Предметные: обучающиеся научатся анализировать и сравнивать поэзию и живопись, смогут аргументировано доказать, что литература и изобразительное искусство дополняют друг друга.

2. Метапредметные: формирование умения осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Личностные: развитие эстетического сознания через восприятие разных видов искусств.

Учитель предлагает ученикам прослушать стихотворение Есенина «Отговорила роща золотая…» в исполнении одного из учеников и ответить устно на вопросы, представленные на слайде (презентация). Формулировка примерных вопросов может быть следующая:

1. Какой эмоциональный отклик возник у вас после прослушивания стихотворения?

2. Какова основная интонация этого стихотворения?

3. Сравните ваше собственное ощущение от прочитанного и эмоции чтеца, который озвучил данное стихотворение? Есть ли между ними что-то общее?

Затем обучающимся предлагается ознакомиться с основной информацией, представленной на слайде, о художнике И. И. Левитане. После этого учитель просит обратить внимание учеников на картину И. И. Левитана «Золотая осень», которая появляется на экране. Обучающиеся осматривают картину. Затем с помощью приёма беседы учащиеся отвечают на примерные вопросы устно:

1. Как вы думаете, зачем вам была показана картина художника?

2. Вы можете определить жанр этой картины?

3. Какие особенности пейзажа как жанра вам известны?

4. Помогла ли картина яснее представить образ осени? Изменилось ли ваше восприятие стихотворения Есенина после увиденной картины?

5. Как вы думаете, нужно ли использовать при изучении литературы живопись?

Отвечая на последний вопрос, обучающиеся делают вывод о взаимосвязи литературы и изобразительного искусства. Примерные вывод, к которому они должны прийти: отмечается удивительное цветовое созвучие стихотворения «Отговорила роща золотая…» и картины «Золотая осень»: яркие краски, мудрость и глубина пейзажа средней полосы России. Цветовая палитра золотой осени созвучна печальному состоянию лирического героя.

Таким образом, используя задания, основанные на межпредметных связях между литературой и изобразительным искусством, можно развивать аналитические способности обучающихся, их мышление, память, воображение.

Подводя итоги всего высказанного, необходимо ещё раз подчеркнуть важность того, что современный урок литературы не должен быть оторван от других учебных дисциплин, таких как история, обществознание, русской язык, изобразительное искусство, музыка. В образовательном процессе необходимо как можно шире использовать междисциплинарные связи учебных предметов гуманитарного цикла.

Уроки, на которых применяются задания, демонстрирующие связь литературы с другими предметами и видами искусства развивают нравственную, эстетическую культуру, индивидуальные способности обучающихся. Они формируют самостоятельность учеников в своих суждениях, а также развивают умение высказывать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Но самым главным является то, что у ребёнка развивается эмоциональная сфера. Таким образом, межпредметные связи являются одним из важных факторов развития современного образовательного процесса и теоретико-практической деятельности обучающихся. Такие связи оказывают влияние на формирование мировоззрения личности школьника, обеспечивая единство всех учебных дисциплин.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации