Задание по истории Красноярского края в 7 классе «Заселение и хозяйственное освоение Приенисейского края в 17 веке»
Предмет: история
Класс: 7 класс
Тема: Заселение и хозяйственное освоение Приенисейского края в 17 веке
Результаты:
В ходе работы над задачей учащиеся научатся:
Предметные:
определять место исторических событий во времени;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, рассказывать о событиях в период начала русской колонизации Приенисейского края;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
принятие познавательной задачи и ее сохранение;
Планирование и организация действий
умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные метапредметные действия
Логические действия
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
умение делать умозаключения по аналогии и выводы на основе аргументации.
Понимание текста
владение основами ознакомительного, изучающего и поискового чтения;
сочинение текста по заданным критериям.
Планирующая и регулирующая функция речи
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
умение строить монологическое контекстное высказывание;
Личностные:
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
уважение истории, понимание важности сохранения и
знание истории края, его достижений и культурных традиций;
Аннотация
Модуль «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (СЕРЕДИНА XVI-ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКОВ)» ставит цель системного изучения материала эпохи проникновения русских переселенцев и формирования новых элементов хозяйственного развития региона. Для анализа учащимся предлагаются письменные исторические источники, позволяющие обучающимся получить представление о динамике развития Приенисейского края. В процессе изучения данного раздела учащиеся научатся работать с дополнительной исторической литературой, слушать и анализировать ответы учащихся, дополнительной исторической литературой, работать с понятийным аппаратом, формулировать и отстаивать свою позицию. Комплекс включает в себя несколько вопросов и заданий разного уровня. В качестве дополнительных материалов прилагается словарь терминов и изображения.
Уровни заданий и деятельности школьников представлены в таблице:
Уровень | Деятельность | № заданий |
1 общее понимание текста, ориентация в тексте | Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде | 1;2 |
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её | 3;9 | |
Выявление и формулирование главной мысли текста
| | |
2 глубокое и детальное понимание содержания текста | Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте | 7;8;5;10 |
Соотнесение информации, представленной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье | 6;8; | |
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах | 4; | |
Применение информации текста для аргументации собственного суждения | 6;8 | |
Выявление причинно-следственных связей. Применение знаний в новой ситуации | | |
Сравнение данных из разных источников и исторических периодов, их интерпретация. | | |
3 использование информации текста для различных целей | Публичное выступление по заданным критериям на основе структурирования и обобщения полученной информации | |
Применение знаний в новой ситуации. Праксиологическая оценка источника | | |
Реконструкция исторического прошлого в форме свободной интерпретации на основании частных фактов с использованием научной терминологии. | | |
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации | | |
Аргументированное суждение - оценка. | |
Шкала оценивания
№ задания/вопроса | Уровень | Баллы (подробно о выставлении баллов – см. в Рекомендациях к оцениванию) |
1 блок заданий | ||
1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 |
4 | 2 | 1 |
5 | 2 | 2 |
6 | 2 | 2 |
7 | 1 | 2 |
8 | 1 | 1 |
9 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 |
Источники:
Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005, с. 38-50.
Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / Ред. коллегия Г.Ф. Быконя, В.В. Куимов, П.И. Пимашков, В.И. Федорова. — Красноярск: РАСТР, 2013.
Уважаемые исследователи, прочитайте текст и выполните задания.
Первоначальное хозяйственное освоение края русскими переселенцами.
С приходом русских на берегах Енисея началась новая жизнь. Потомки первых землепроходцев и пришедших из-за Урала к концу XVII века основали несколько городов, а также около 250 сел, деревень, однодворок и зимовий. В них проживало около 35 тысяч человек. Обладая более высоким, чем у местных жителей, уровнем общественного развития, русские определили всю дальнейшую судьбу края.
В приполярных районах широко велся промысел дорогого соболя, песцов и других ценных пушных зверьков. В лучшие охотничьи сезоны русские промысловики добывали в приенисейской тайге до 80 тысяч соболей. По денежной оценке продукция пушного промысла более чем в два раза превышала стоимость выращенного хлеба и произведенных ремесленных изделий.
В 70-е годы XVII века пушные богатства значительно истощились. Многие промышленники обратились к рыболовству, солеварению, добыче слюды, сбору хмеля и земледелию.
Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна. Основной житницей края стал Енисейский уезд, а в более плодородном Красноярском уезде своего хлеба не хватало. Мешала постоянная военная опасность и набеги киргизских князцов. Так, в 1635 году пашенные крестьяне Красноярского уезда писали в своей челобитной царю: «...и нас, и жен наших, и детей на пашнях убили 70 человек, а иных в полой свезли». К концу века мало что изменилось. Это видно из «сказки» красноярских казаков о состоянии хлебопашества в Красноярском уезде в 1680 году:
«В городе купили пуд муки ржаной по 2 гривны и больше, да и купить не у ково, потому что от разоренья киргизов многие пашни запустели, да и пахать им киргизы далеко от города не дают, а который хлеб в 187(1679) году сеян и тот хлеб весь вызяб, а остальной киргизы потоптали и выжгли».
На целинных землях применялся главным образом перелог. Пашню не удобряли, а через несколько лет оставляли и переходили на новые еланные места. Нетронутые сибирские почвы щедро отзывались на труд земледельца, Каждая десятина, засеянная 8—10 четвериками хлеба, давала в 5—8, а на черноземах и в 10— 15 раз больше. Сеяли преимущественно черные и серые хлеба: озимую и реже яровую рожь, овес, ячмень.
Северная граница пашни проходила около 60° сев. широты в районе Ворогово, где еще устойчиво вызревал ячмень. К концу века в крае с более чем 5—6 тысяч десятин посева собирали около 400 тысяч пудов хлеба. Этого хватало не только на свои нужды, но и для снабжения малохлебных восточносибирских районов. Повсеместно были также распространены овощи: репа, капуста, лук, чеснок, морковь, огурцы.
Другой важной отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа. Для скота заготавливали на зиму корма. Крупный и мелкий рогатый скот держали в специальных хлевах-стайках. Разводили домашнюю птицу: кур, уток, гусей. В натуральном хозяйстве ни один земледелец не мог обойтись без тягловой силы, кож, шерсти, молока, мяса и яиц.
Продукты земледелия и животноводства служили также сырьем для различных ремесел и домашних промыслов. Больше всего занимались выделкой кож, шитьем одежды, изготовлением летней и зимней обуви из кожи и шерсти, варкой мыла, литьем сальных свеч, деревообработкой.
На всю Восточную Сибирь славилась продукция кузнецов Енисейска. Получаемое из ближних к городу болотных руд железо было ковким и мягким. Кузнечным делом занимались многие, в том числе крестьяне. Вот с какой челобитной обратился к властям енисейский оброчный крестьянин Ф. Ворогов в 1650 году:
«Вели, государь, мне, сироте твоему, по тем речкам сторонным изо льготы на 6 лет не того каменья, из которого остяки и тунгусы железо плавят по своему, а мне, сироте твоему, по руски домницы поставя, где пригодитца, приискивая, железо плавить».
Сошники, серпы, топоры, косы, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела» можно было встретить на Байкале и Лене, Витиме и Амуре. В больших количествах енисейские и приезжие купцы скупали пушнину и перепродавали ее на сибирских и российских ярмарках. В Сибирь они везли разнообразные «заморские» и русские товары: дорогие ткани, стеклянную посуду, галантерею, вино, табак, чай, бумагу. Енисейск к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. Русский посол в Китае Избрандт Идее проезжал осенью 1692 года Енисейск и дал ему следующую характеристику:
«По суше 12 октября я благополучно прибыл в город Енисейск, где отдохнул некоторое время, — ибо принужден ждать в нем зимнего или санного пути... Город Енисейск довольно велик и многолюден, его острог достаточно сильно укреплен. На несколько миль вокруг города разбросано множество деревень и монастырей, почва же весьма пригодная для возделывания. Много здесь зерна, мяса, рогатого скота и домашней птицы... Из-за больших холодов плодовые деревья здесь не растут».
Туруханск (современный поселок Старотуруханск) стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. Красноярск оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек.
Словарь терминов: Зимовье-название первоначальных поселений русских землепроходцев при освоении Восточной Сибири. Ставились обычно на слиянии рек, в то время единственных транспортных артериях. Со временем, в стратегических пунктах, становились крепостями — острогами. Елань-обширная прогалина, луговая или полевая равнина; возвышенная, голая и открытая равнина. Домница-(дъма-горн),печь для кустарной выплавки железа с применением мехов. Пуд- старорусская мера веса, равная 40 фунтам, 16 килограмм Четверик — единица объёма сыпучих тел, равная 3 литрам Десятина- старая русская единица земельной площади, равная (прим.) 1 гектару . Промысел- занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Слюда – это минерал, а точнее целое семейство широко распространенных горных минералов, которые имеют важное промышленное значение. Перелог- земледелец, засеивая один или два раза определенный участок, получая урожай, истощал почву, и оставлял его на несколько лет нетронутым. Острог - деревянное укрепление на рубежах русского государства, с кон. 16 - нач. 17 вв. - в Сибири |
Вопросы и задания.
Найдите в тексте и запишите ответ.
Задание 1. На каком уровне развития находились коренные народы Приенисейского края к моменту русской колонизации?
А) низкий Б) соответствовал переселенцам В) превосходил переселенцев
Задание 2. Почему произошел переход от промысловой охоты к другим видам хозяйственной деятельности
Ответ _________________________________________________
Задание 3. Вставьте пропущенные географические названия, используя текст.
«___1____ к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. ___2___стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. ___3___ оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек».
Задание 4. На основе челобитной крестьянина Ворогова, выясните, чем он хотел заниматься?
Ответ _________________________________________________
Задание 5. На основе текста заполните таблицу.
Что вывозили из Приенисейского края | Что ввозили в Приенисейский край |
| |
Ответ _________________________________________________
Задание 6. Рассмотрите изображения. Определите виды хозяйственной деятельности жителей Приенисейкого края. Опишите один из них.
1) |
|
2) |
|
3)
4)
Задание 7. Используя текст, определите, верно ли следующее утверждения:
Енисейск 17 века был центром ремесла и торговли.
Русские переселенцы способствовали развитию коренного населения.
Основным занятием коренного населения было земледелие.
Кроме занятия земледелием переселенцы занимались промыслом.
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
Ответ _________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание 8.
Почему «и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна» стремились обзавестись пашней?
Ответ _________________________________________________
Задание 9.
Почему, несмотря на плодородие Красноярского уезда своего «хлеба» жителям не хватало? Найдите документальное подтверждение в тексте.
Ответ _________________________________________________
Задание 10. Соотнесите виды хозяйственной деятельности с элементами.
Элементы хозяйственной деятельности | Виды хозяйственной деятельности |
а)олень б) ячмень в) рис г) домницы д) сальные свечи е) кожи ж) крупный рогатый скот з) тягловая сила и) рожь | земледелие оседлое скотоводство ремесло промыслы |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Ответы и рекомендации к оцениванию.
Задание 1. На каком уровне развития находились коренные народы Приенисейского края к моменту русской колонизации ?
А) низкий Б) соответствовал переселенцам В) превосходил переселенцев
Ответ:
1 балл: А) низкий
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 2. Почему произошел переход от промысловой охоты к другим видам хозяйственной деятельности
Ответ:
1 балл: В 70-е годы XVII века пушные богатства значительно истощились
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 3. . Вставьте пропущенные географические названия, используя текст.
«____1___ к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. ___2___стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. ___3___ оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек».
Ответ:
1 балл: 1-Енисейск 2-Туруханск 3-Красноярск
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её
Задание 4. На основе челобитной крестьянина Ворогова, выясните, чем он хотел заниматься?
Ответ:
1 балл: Добыча и выплавка железной руды
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста
Деятельность:
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах
.
Задание 5 На основе текста заполните таблицу.
Что вывозили из Приенисейского края | Что ввозили в Приенисейский край |
Пушнина, сошники, серпы, топоры, косы, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела» | «заморские» и русские товары: дорогие ткани, стеклянную посуду, галантерею, вино, табак, чай, бумагу |
Ответ:
2 балла: полный и правильный ответ
1 балл: неполный ответ
0 баллов: Допущена ошибка в классификации фактов.
2 уровень. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте
Задание 6. Рассмотрите изображения. Определите виды хозяйственной деятельности жителей Приенисейкого края. Опишите один из них.
1) |
|
2) |
|
3)
4)
Ответ: 3балла: 1-зеледелие 2-ремесло 3-охота 4-торговля+полное описание вида хозяйственной деятельности
2 балла:
1-зеледелие 2-ремесло 3-охота 4-торговля+неполное описание вида хозяйственной деятельности
1 балл: правильно определены виды хозяйственной деятельности
0 баллов: дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Соотнесение информации, представленной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье. Применение информации текста для аргументации собственного суждения
Задание 7. Используя текст, определите, верно ли следующее утверждения:
Енисейск 17 века был центром ремесла и торговли.
Русские переселенцы способствовали развитию коренного населения.
Основным занятием коренного населения было земледелие.
Кроме занятия земледелием переселенцы занимались промыслом.
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
Ответ: 1;2;4;-верно 3-неверно
2 балла: правильно определены верные суждения и подобраны доказывающие факты из текста
1 балл: правильно определены верные суждения и доказан 1факта
0 баллов: Дан неверный ответ
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.
Задание 8. Почему «и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна» стремились обзавестись пашней?
1 балл: Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 1 - общее понимание текста, ориентация в тексте
Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации.
Задание 9. Почему, несмотря на плодородие Красноярского уезда своего «хлеба» жителям не хватало? Найдите документальное подтверждение в тексте.
Ответ: Основной житницей края стал Енисейский уезд, а в более плодородном Красноярском уезде своего хлеба не хватало. Мешала постоянная военная опасность и набеги киргизских князцов.
1 балл: допущена 1 ошибка.
0 баллов: дан неверный.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.
Задание 10. . Соотнесите виды хозяйственной деятельности с элементами.
Элементы хозяйственной деятельности | Виды хозяйственной деятельности |
а)олень б) ячмень в) рис г) домницы д) сальные свечи е) кожи ж) крупный рогатый скот з) тягловая сила и) рожь | земледелие оседлое скотоводство ремесло промыслы |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
б;и;з | Ж; | Г; | д;е |
2 балла: полный ответ
1 балл: Допущена 1 ошибка
0 баллов: Допущены 2 и более ошибок
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность: Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте