12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Niko31
учитель истории и обществознания
Россия



Предмет: история

Класс: 7 класс

Тема: Заселение и хозяйственное освоение Приенисейского края в 17 веке

Результаты:

В ходе работы над задачей учащиеся научатся:

Предметные:

определять место исторических событий во времени;

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, рассказывать о событиях в период начала русской колонизации Приенисейского края;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

принятие познавательной задачи и ее сохранение;

Планирование и организация действий

умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные метапредметные действия

Логические действия

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

умение делать умозаключения по аналогии и выводы на основе аргументации.

Понимание текста

владение основами ознакомительного, изучающего и поискового чтения;

сочинение текста по заданным критериям.

Планирующая и регулирующая функция речи

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

умение строить монологическое контекстное высказывание;

Личностные:

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

уважение истории, понимание важности сохранения и

знание истории края, его достижений и культурных традиций;


Аннотация


Модуль «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (СЕРЕДИНА XVI-ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВЕКОВ)» ставит цель системного изучения материала эпохи проникновения русских переселенцев и формирования новых элементов хозяйственного развития региона. Для анализа учащимся предлагаются письменные исторические источники, позволяющие обучающимся получить представление о динамике развития Приенисейского края. В процессе изучения данного раздела учащиеся научатся работать с дополнительной исторической литературой, слушать и анализировать ответы учащихся, дополнительной исторической литературой, работать с понятийным аппаратом, формулировать и отстаивать свою позицию. Комплекс включает в себя несколько вопросов и заданий разного уровня. В качестве дополнительных материалов прилагается словарь терминов и изображения.













Уровни заданий и деятельности школьников представлены в таблице:

Уровень

Деятельность

заданий

1

общее понимание текста, ориентация в тексте

Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде

1;2

Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её

3;9

Выявление и формулирование главной мысли текста


2

глубокое и детальное понимание содержания текста

Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте

7;8;5;10

Соотнесение информации, представлен­ной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье

6;8;

Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах


4;

Применение информации текста для аргументации собственного суждения


6;8

Выявление причинно-следственных связей. Применение знаний в новой ситуации


Сравнение данных из разных источников и исторических периодов, их интерпретация.



3

использование информации текста для различных целей

Публичное выступление по заданным критериям на основе структурирования и обобщения полученной информации



Применение знаний в новой ситуации. Праксиологическая оценка источника



Реконструкция исторического прошлого в форме свободной интерпретации на основании частных фактов с использованием научной терминологии.


Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации



Аргументированное суждение - оценка.



Шкала оценивания


задания/вопроса

Уровень

Баллы (подробно о выставлении баллов – см. в Рекомендациях к оцениванию)

1 блок заданий

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

2

1

5

2

2

6

2

2

7

1

2

8

1

1

9

1

1

10

2

2


Источники:

Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005, с. 38-50.

Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / Ред. коллегия Г.Ф. Быконя, В.В. Куимов, П.И. Пимашков, В.И. Федорова. — Красноярск: РАСТР, 2013.







































Уважаемые исследователи, прочитайте текст и выполните задания.


Первоначальное хозяйственное освоение края русскими переселенцами.


С приходом русских на берегах Енисея началась новая жизнь. Потомки первых землепроходцев и пришедших из-за Урала к концу XVII века основали несколько городов, а также около 250 сел, деревень, однодворок и зимовий. В них проживало около 35 тысяч человек. Обладая более высоким, чем у местных жителей, уровнем общественного развития, русские определили всю дальнейшую судьбу края.

В приполярных районах широко велся промысел дорогого соболя, песцов и других ценных пушных зверьков. В лучшие охотничьи сезоны русские промысловики добывали в приенисейской тайге до 80 тысяч соболей. По денежной оценке продукция пушного промысла более чем в два раза превышала стоимость выращенного хлеба и произведенных ремесленных изделий.

В 70-е годы XVII века пушные богатства значительно истощились. Многие промышленники обратились к рыболовству, солеварению, добыче слюды, сбору хмеля и земледелию.

Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна. Основной житницей края стал Енисейский уезд, а в более плодородном Красноярском уезде своего хлеба не хватало. Мешала постоянная военная опасность и набеги киргизских князцов. Так, в 1635 году пашенные крестьяне Красноярского уезда писали в своей челобитной царю: «...и нас, и жен наших, и детей на пашнях убили 70 человек, а иных в полой свезли». К концу века мало что изменилось. Это видно из «сказки» красноярских казаков о состоянии хлебопашества в Красноярском уезде в 1680 году:

«В городе купили пуд муки ржаной по 2 гривны и больше, да и купить не у ково, потому что от разоренья киргизов многие пашни запустели, да и пахать им киргизы далеко от города не дают, а который хлеб в 187(1679) году сеян и тот хлеб весь вызяб, а остальной киргизы потоптали и выжгли».

На целинных землях применялся главным образом перелог. Пашню не удобряли, а через несколько лет оставляли и переходили на новые еланные места. Нетронутые сибирские почвы щедро отзывались на труд земледельца, Каждая десятина, засеянная 8—10 четвериками хлеба, давала в 5—8, а на черноземах и в 10— 15 раз больше. Сеяли преимущественно черные и серые хлеба: озимую и реже яровую рожь, овес, ячмень.

Северная граница пашни проходила около 60° сев. широты в районе Ворогово, где еще устойчиво вызревал ячмень. К концу века в крае с более чем 5—6 тысяч десятин посева собирали около 400 тысяч пудов хлеба. Этого хватало не только на свои нужды, но и для снабжения малохлебных восточносибирских районов. Повсеместно были также распространены овощи: репа, капуста, лук, чеснок, морковь, огурцы.

Другой важной отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа. Для скота заготавливали на зиму корма. Крупный и мелкий рогатый скот держали в специальных хлевах-стайках. Разводили домашнюю птицу: кур, уток, гусей. В натуральном хозяйстве ни один земледелец не мог обойтись без тягловой силы, кож, шерсти, молока, мяса и яиц.

Продукты земледелия и животноводства служили также сырьем для различных ремесел и домашних промыслов. Больше всего занимались выделкой кож, шитьем одежды, изготовлением летней и зимней обуви из кожи и шерсти, варкой мыла, литьем сальных свеч, деревообработкой.

На всю Восточную Сибирь славилась продукция кузнецов Енисейска. Получаемое из ближних к городу болотных руд железо было ковким и мягким. Кузнечным делом занимались многие, в том числе крестьяне. Вот с какой челобитной обратился к властям енисейский оброчный крестьянин Ф. Ворогов в 1650 году:

«Вели, государь, мне, сироте твоему, по тем речкам сторонным изо льготы на 6 лет не того каменья, из которого остяки и тунгусы железо плавят по своему, а мне, сироте твоему, по руски домницы поставя, где пригодитца, приискивая, железо плавить».

Сошники, серпы, топоры, косы, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела» можно было встретить на Байкале и Лене, Витиме и Амуре. В больших количествах енисейские и приезжие купцы скупали пушнину и перепродавали ее на сибирских и российских ярмарках. В Сибирь они везли разнообразные «заморские» и русские товары: дорогие ткани, стеклянную посуду, галантерею, вино, табак, чай, бумагу. Енисейск к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. Русский посол в Китае Избрандт Идее проезжал осенью 1692 года Енисейск и дал ему следующую характеристику:

«По суше 12 октября я благополучно прибыл в город Енисейск, где отдохнул некоторое время, — ибо принужден ждать в нем зимнего или санного пути... Город Енисейск довольно велик и многолюден, его острог достаточно сильно укреплен. На несколько миль вокруг города разбросано множество деревень и монастырей, почва же весьма пригодная для возделывания. Много здесь зерна, мяса, рогатого скота и домашней птицы... Из-за больших холодов плодовые деревья здесь не растут».

Туруханск (современный поселок Старотуруханск) стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. Красноярск оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек.


Словарь терминов:

Зимовье-название первоначальных поселений русских землепроходцев при освоении Восточной Сибири. Ставились обычно на слиянии рек, в то время единственных транспортных артериях. Со временем, в стратегических пунктах, становились крепостями — острогами.


Елань-обширная прогалина, луговая или полевая равнина; возвышенная, голая и открытая равнина.


Домница-(дъма-горн),печь для кустарной выплавки железа с применением мехов.


Пуд- старорусская мера веса, равная 40 фунтам, 16 килограмм

Четверик — единица объёма сыпучих тел, равная 3 литрам

Десятина- старая русская единица земельной площади, равная (прим.) 1 гектару .

Промысел-  занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.

Слюда  это минерал, а точнее целое семейство широко распространенных горных минералов, которые имеют важное промышленное значение.

Перелог- земледелец, засеивая один или два раза определенный участок, получая урожай, истощал почву, и оставлял его на несколько лет нетронутым.

Острог - деревянное укрепление на рубежах русского государства, с кон. 16 - нач. 17 вв. - в Сибири




Вопросы и задания.


Найдите в тексте и запишите ответ.

Задание 1. На каком уровне развития находились коренные народы Приенисейского края к моменту русской колонизации?

А) низкий Б) соответствовал переселенцам В) превосходил переселенцев

Задание 2. Почему произошел переход от промысловой охоты к другим видам хозяйственной деятельности

Ответ _________________________________________________


Задание 3. Вставьте пропущенные географические названия, используя текст.

«___1____ к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. ___2___стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. ___3___ оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек».


Задание 4. На основе челобитной крестьянина Ворогова, выясните, чем он хотел заниматься?

Ответ _________________________________________________







Задание 5. На основе текста заполните таблицу.

Что вывозили из Приенисейского края

Что ввозили в Приенисейский край






Ответ _________________________________________________


Задание 6. Рассмотрите изображения. Определите виды хозяйственной деятельности жителей Приенисейкого края. Опишите один из них.


1)

t1635750036aa.jpg


2)

t1635750036ab.jpg


3) t1635750036ac.jpg


4) t1635750036ad.jpg

Задание 7. Используя текст, определите, верно ли следующее утверждения:

Енисейск 17 века был центром ремесла и торговли.

Русские переселенцы способствовали развитию коренного населения.

Основным занятием коренного населения было земледелие.

Кроме занятия земледелием переселенцы занимались промыслом.

К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.

Ответ _________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________


Задание 8.

Почему «и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна» стремились обзавестись пашней?

Ответ _________________________________________________











Задание 9.

Почему, несмотря на плодородие Красноярского уезда своего «хлеба» жителям не хватало? Найдите документальное подтверждение в тексте.

Ответ _________________________________________________

Задание 10. Соотнесите виды хозяйственной деятельности с элементами.

Элементы хозяйственной деятельности

Виды хозяйственной деятельности

а)олень

б) ячмень

в) рис

г) домницы

д) сальные свечи

е) кожи

ж) крупный рогатый скот

з) тягловая сила

и) рожь

земледелие

оседлое скотоводство

ремесло

промыслы


Ответ:

1

2

3

4









































Ответы и рекомендации к оцениванию.


Задание 1. На каком уровне развития находились коренные народы Приенисейского края к моменту русской колонизации ?

А) низкий Б) соответствовал переселенцам В) превосходил переселенцев


Ответ:

1 балл: А) низкий

0 баллов: Дан неверный ответ.

1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Деятельность:

Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.


Задание 2. Почему произошел переход от промысловой охоты к другим видам хозяйственной деятельности

Ответ:

1 балл: В 70-е годы XVII века пушные богатства значительно истощились

0 баллов: Дан неверный ответ.

1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Деятельность:

Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.


Задание 3. . Вставьте пропущенные географические названия, используя текст.

«____1___ к концу XVII века стал вторым после Тобольска в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов. ___2___стал в 1669 году центром Мангазейского уезда. Он состоял всего из 70 дворов. ___3___ оставался, главным образом, военной крепостью. В конце XVII века в городе было до 200 домов, где проживало менее двух тысяч человек».

Ответ:

1 балл: 1-Енисейск 2-Туруханск 3-Красноярск

0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.

1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её

Задание 4. На основе челобитной крестьянина Ворогова, выясните, чем он хотел заниматься?

Ответ:

1 балл: Добыча и выплавка железной руды

0 баллов: Дан неверный ответ.

Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста

Деятельность:

Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах

.


Задание 5 На основе текста заполните таблицу.

Что вывозили из Приенисейского края

Что ввозили в Приенисейский край

Пушнина, сошники, серпы, топоры, косы, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела»



«заморские» и русские товары: дорогие ткани, стеклянную посуду, галантерею, вино, табак, чай, бумагу


Ответ:

2 балла: полный и правильный ответ


1 балл: неполный ответ

0 баллов: Допущена ошибка в классификации фактов.

2 уровень. Глубокое и детальное понимание содержания текста.

Деятельность:

Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте

Задание 6. Рассмотрите изображения. Определите виды хозяйственной деятельности жителей Приенисейкого края. Опишите один из них.


1)

t1635750036aa.jpg


2)

t1635750036ab.jpg


3) t1635750036ac.jpg


4) t1635750036ad.jpg

Ответ: 3балла: 1-зеледелие 2-ремесло 3-охота 4-торговля+полное описание вида хозяйственной деятельности


2 балла:

1-зеледелие 2-ремесло 3-охота 4-торговля+неполное описание вида хозяйственной деятельности

1 балл: правильно определены виды хозяйственной деятельности


0 баллов: дан неверный ответ.

Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.

Деятельность:

Соотнесение информации, представлен­ной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье. Применение информации текста для аргументации собственного суждения



Задание 7. Используя текст, определите, верно ли следующее утверждения:

Енисейск 17 века был центром ремесла и торговли.

Русские переселенцы способствовали развитию коренного населения.

Основным занятием коренного населения было земледелие.

Кроме занятия земледелием переселенцы занимались промыслом.

К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.

Ответ: 1;2;4;-верно 3-неверно

2 балла: правильно определены верные суждения и подобраны доказывающие факты из текста

1 балл: правильно определены верные суждения и доказан 1факта

0 баллов: Дан неверный ответ

Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Деятельность:

Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.


Задание 8. Почему «и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна» стремились обзавестись пашней?

1 балл: Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна.

0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.

Уровень 1 - общее понимание текста, ориентация в тексте

Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации.


Задание 9. Почему, несмотря на плодородие Красноярского уезда своего «хлеба» жителям не хватало? Найдите документальное подтверждение в тексте.

Ответ: Основной житницей края стал Енисейский уезд, а в более плодородном Красноярском уезде своего хлеба не хватало. Мешала постоянная военная опасность и набеги киргизских князцов.

1 балл: допущена 1 ошибка.

0 баллов: дан неверный.

Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.

Деятельность:

Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.


Задание 10. . Соотнесите виды хозяйственной деятельности с элементами.

Элементы хозяйственной деятельности

Виды хозяйственной деятельности

а)олень

б) ячмень

в) рис

г) домницы

д) сальные свечи

е) кожи

ж) крупный рогатый скот

з) тягловая сила

и) рожь

земледелие

оседлое скотоводство

ремесло

промыслы

Ответ:

1

2

3

4

б;и;з

Ж;

Г;

д;е

2 балла: полный ответ

1 балл: Допущена 1 ошибка

0 баллов: Допущены 2 и более ошибок

Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.

Деятельность: Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.